Перспективный план по художественной литературе в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Махлай Ирина Владимировна

Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с художественной литературой по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план по литературе143 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                     Приложение №9

Перспективно – тематическое планирование  НОД  

 Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

 Образовательная деятельность  «Чтение художественной литературы»                                                              

Месяц

Чтение литературы по лексическим темам

«Удивительная планета Земля»

Знакомство с детскими писателями

Устное народное творчество

Сентябрь

1 - 3 неделя: Знакомство детей с художественным творчеством

4 неделя: Знакомство с творчеством ставропольского поэта Г. Фатеева                     «Мой город»                                                          Т. Гонтарь                                                                    «Мой город любимый»                                                        (Методические находки стр. 5)                   

Заучивание стихотворения                                               «Дорогое мое Ставрополье» Г.Фатеев

*«Удивительная планета Земля» 

Чтение книги И.Г.Барановская                             «Планета земля»

Цели:

1.Сформировать у детей представление о удивительной планете, познакомить со странами и континентами, морями и океанами, животными и растениями и даже заглянуть внутрь планеты, узнать, что прячется под земной корой.

Чтение рассказа «Земля в космосе»

*Чтение книги о природе С. Буруздин  «Зачем белке хвост»                                                                                                         «Хитрый симпатяга»  стр.12 «Кто как радио слушает»  стр 60

*К.Ушинский                      

Цель: Помочь детям понять особенности  жанра (рассказ, сказка, поэма…), испытать радость от встречи со знакомыми героями.

«Бишка» «Васька» «Четыре желания»

Полная хрестоматия для дошкольников.

«Без пословицы не проживёшь».  

Продолжать знакомство с понятием «устное народное творчество». Малые формы фольклора.

Пословицы и поговорки о Родине

Потешки                              «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду»                                     «Стучит бренчит на улице»

Полная хрестоматия для дощкольников.

Октябрь

1 неделя: «Сад, огород»                                                                                                  Чтение рассказа «Как появились овощи и фрукты» (энцикл. в сказках стр 32)    Чтение рассказа В.Сутеева «Мешок яблок»                                                                          Заучивание стихотворения Б. Заходер «Помидор», Чтение сказки  Н.Носов «Огурцы».                                                         Чтение сказки «Репка» Хрестоматия стр. 41 

2 неделя: «Откуда хлеб пришел?»                                                                                                                     Чтение рассказа «Почему грачи любят гулять по пашне?» Мир животных стр.146                        Чтение сказки «Как пшеница получалась» (Где родился каравай стр. 9)                         Чтение рассказа К. Черный « Хлеб детства»  (Где родился каравай стр. 40) Чтение стихотворения Г. Фатеева «Где родился каравай»  (Где родился каравай стр. 5) Заучивание стихотворения «Солнышко в хлебе»  (Где родился каравай стр.54)

3 неделя: «Осень». 

Чтение рассказа «Почему птицы улетают на юг? Мир животных стр.451                                   Заучивание стихотворения И. Бунин  «Листопад». Чтение сказки Н. Грибачева «Рыжие листья»    Чтение рассказа по теме Сутеев «Мы в осеннем лесу». К. Бальмонт «Осень»

4 неделя: «Грибы»                                                                                                                     Чтение сказки «Откуда взялись названия грибов и ягод» (энцикл. в сказках стр 64)  Чтение сказки В.И.Даля «Война грибов и ягод» 

 

* «Удивительная планета Земля»

И.Г.Барановская                              «Планета земля»

Чтение рассказа «Другие планеты»

«Спутник Земли – Луна»

«Влияние Луны на Землю»

*И. Светлова «Атлас земли»

Чтение рассказа «Солнце»

«Звезды»

* А. Пушкин                                      Цели: Учить осмысливать характеры персонажей. Вызвать желание услышать другие произведения поэта.

                                                   «Сказка о царе Салтане….»  

«У лукоморья дуб зеленый…»                      

*Д.Мамин – Сибиряк

 «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши – Косые Глаза – Короткий Хвост»

*Л.Толстой

«Котенок»                        «Косточка»

*Б.Житков

«Храбрый утенок»

Полная хрестоматия для дошкольников.

*Малые формы фольклора.

«Без труда – не вытащишь и рыбки из пруда». Знакомство с пословицами о труде и лени

«Котя, котинька, коток….»                                        «На котю воркота…»

«Ходит конь по  бережку»

«Стучит, бренчит по улице…»

Полная хрестоматия для дошкольников.

Дидактическая игра «Закончи пословицу», настольно-печатная игра «Сложи пословицу».

Ноябрь

1 неделя: Творческие каникулы

2 неделя: «Наша Родина – Россия»

100 стихов о России                                                      Чтение стихов В. Орлова «Здравствуй, Родина моя!» стр.8

В. Степанова «Наш дом» стр.5

Заучивание стихов В. Степанова                         «Герб России», «Флаг России»  стр.5

Чтение рассказа М.М.Пришвин «Моя Родина»  

3 неделя: «: «Лиственные и хвойные деревья»

 Чтение сказки «Для чего деревья сбрасывают листву»  (энцикл. в сказках стр 29)                           Чтение и заучивание стихотворений                                          Г. Лебедева «Деревце»,                                    И.Токмакова «Ели»                                                                                                        

4 неделя: «Семья.  День матери»                                                                                           Чтение стихов Т. Тониной о семье: «Мамины помощники», «Мамин фартук», «Если с папой мы вдвоем» 

Заучивание стихотворения «Дима маме помогает»

5 неделя: «Одежда. Обувь. Головные уборы» Чтение сказки Н.Носова «Живая шляпа»                                                                                            Чтение рассказа Л. Толстого Хрест. стр.40 «Филиппок»                                                                   Заучивание стихотворения из рассказа Л.Воронковой  «Маша-растеряша» Большая книга малышам стр.262.

 

* «Удивительная планета Земля»

И.Г.Барановская                            

«Почему на Земле возможна жизнь?»

«Как появилась суша и вода?»

И. Светлова «Атлас земли»

«Что внутри Земли?»

«Стороны света»

«Глобус»

* Сказки народов мира

Цели: Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со сказочными героями.                            Воспитывать потребность рассматривать книгу и иллюстрации.

«Колосок», «У солнышка в гостях», «Кого испугались», «Сумка матери-кенгуру»,

Полная хрестоматия для дошкольников

Георгий Скребицкий                         «Всяк по-своему» Хрестоматия подгот. гр стр141

*«Наши любимые загадки».    Знакомство детей с видами загадок: загадки-обманки, загадки-рифмовки, народные загадки.

Игры: «Отгадай загадку и найди отгадку»,                      «Придумай загадку» (по схеме),                       «Отгадай и сравни загадки»

Декабрь

1неделя: «Дом. Квартира. Мебель»                                                                                                                                           Чтение сказки С.Я. Маршак «Кошкин дом»,                                                                                                                   Чтение рассказа Э.Успенский «Новоселье чебурашки»                                                           Чтение и заучивание стихотворения С.Михалкова «Особая мебель»                                 Чтение рассказа Ю. Тувим «Стол»                              С. Маршак «Откуда стол пришел?».                                        Отгадывания загадок о мебели.  

2 неделя: «Зима»                                                                                                                       Чтение сказки В.И.Даля  Хрестоматия стр.141                                              «Старик – годовик»                                           Заучивание стихотворения С.Есенина                         «Белая береза»                                                                                                                     Хрестоматия стр. 128                                             Отгадывание загадок по теме «Зима.                      Чтение сказки Д. Пейшенса «Зима в лесном городе»                                                                              

3 неделя: «Новый год. Рождество»                         Чтение сказки «Вовкин кот и Новый год».                                                       Волшебная сказка «Снегурочка».     

4 неделя:   Творческие каникулы           

* «Удивительная планета Земля»

И.Г.Барановская                            

«Материки»

«Леса. Лесные животные» «Жизнь в джунглях» «Равнины»

И. Светлова «Атлас земли»

«Океан»                                             «Море»                                                      «Река»                                               «Озеро»

 

* Поэты «О зиме»

1.И. Бунин                                      2.А. Пушкин                             3. А. Фет

4. С.Есенин

Цели:                                 Познакомить с творчеством русских поэтов. Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения поэтов. Учить читать наизусть отрывки из произведений

 «Первый снег»                          И.Бунин стр 84                         «Пороша»                                                   С. Есенин стр. 89                            «Мороз-Воевода»                                      Н. Некрасов  стр.89

Хрестоматия для подготовительной группы

*«В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу…». Развлечение с пословицами и загадками.

Пословицы о дружбе. Составь рассказ по пословице

«Хорошо иметь друзей».

Анализ сказки «Теремок».

Пословицы и загадки о времени, часах.

                                                                          2 неделя января   Творческие каникулы

Январь

2 неделя: «Зимние виды спорта и развлечения»                                                                                                                          
Чтение рассказа «Как появились разные виды спорта»   (энцикл. в сказках стр 77)                                                Заучивание стихотворения И.Бурсова «Хитрые санки»                                                                             Чтение рассказа «На горке»                                                                                                                   Загадки о зимних видах спорта.

3 неделя: «Зимующие птицы»                    Чтение рассказов  Г. Скребицкий                     «Появились синички»                                                                                  В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно», Л. Воронкова «Птичьи кормушки».

4 неделя: «Дикие животные России »                                                                                                            Чтение рассказа  «Как животные приспособились к жизни на Севере» (энцикл. в сказках стр 53)                                                   Чтение юкагирской сказки «Отчего у белого медведя нос чёрный»                                                 Чтение рассказа Г. Снегирева                                    « Пингвиний пляж»  «Отважный пингвинёнок»

* «Удивительная планета Земля»

И.Г.Барановская                            

«Климатические зоны»

«Как менялся климат на нашей планете?»

«Внутри Земли»

И. Светлова «Атлас земли»

«Остров и полуостров»

«Горы»

 «Пещеры»

«Скалы»

«Равнина»

* Зарубежные писатели:

Г.Х.Андерсен,                              Братья Гримм,                         Ш.Перо

Цели:                                            Помочь детям понять особенности сказочного жанра.                              Воспитывать потребность рассматривать книгу и иллюстрации. Понимать главную мысль сказки. Связно передавать содержание произведения.

«Мальчик с пальчик»          «Бременские музыканты»                             «Заяц и еж»                             «Сладкая жизнь»

*Колыбельные песни. Их назначение. Прослушивание различных колыбельных песен.

Русские народные потешки.

«Не скребуться паучки…»

«Сорока, сорока»

«Поехали с орехами»

Заучивание потешки «Тень-тень-потетень…».

Разыгрывание потешки                               «Тень-тень-потетень» с помощью кукольного театра.

Февраль

1 неделя: «Человек и его тело. Культура гигиены»                                                                                         Чтение болгарской сказки                                         «Как повздорили части тела»                                         Чтение и заучивание стихотворений                                  И. Брагинская  «Ротик, руки, голова»                           Р. Горенбургова «Вот у мишки голова»

2 неделя: «Посуда. Продукты питания»                                                                                                                                                                                                              Чтение рассказа  «Как появился первый хлеб»   (энцикл. в сказках стр 61)                                                                                                                             Чтение стихов «АЙ ДА СУП!»,  «КАША»  Ирина Токмакова.                                     «БУБЛИК»  Яков Аким

3 неделя: «Комнатные растения»             Чтение сказки «История одного растения»  В.А.Баймашова «Ознакомление с комнатными растениями» стр. 26                                              Заучивание стихотворений «Кактус», «Фикус» В.А.Баймашова «Ознакомление с комнатными растениями» стр. 23-25

4 неделя:  «День защитника Отечества»    Заучивание стихотворения «Наша армия родная»                                                                   Л. Некрасова стр. 104 Хрестоматия подгот. гр.                                                                                                       

Чтение стихотворения М. Яснова «Всадники». Рассказ по теме «День защитника Отечества. Символика России»                                                                                                                  Рассказ знакомим дошкольников «Символикой России».

* «Удивительная планета Земля»

И.Г.Барановская                            

«Внутри Земли»

«Землетрясение»

«Что такое вулкан?»

«Как образуются горы? «Животные горных вершин»

И. Светлова «Атлас земли»

«Горизонт»                                 «Вулканы и землетрясения» «Почва»                                    «Богатства Земли»                       «Горные породы»

*Русские писатели.

Пришвин,                                      Мамин-Сибиряк, Чарушин,                          Паустовский,                             Бианки.

Цели:                                   1.Познакомить с авторами, их биографией,  произведениями.   2.Знакомить с особенностями рассказов о животных, подвести к пониманию нравственного смысла.                            3.Воспитывать любовь к животным.                           4.Развивать интерес и любовь к книге.

«Ребята и утята»  Хрестоматия подгот. гр. стр.188                                    «Как муравьишко домой добирался»                       «Кладовая солнце»                 «Серая шейка»

«Зима недаром злиться..»  Ф.Тютчев стр 72                                  

* Пословицы о правдивости и лжи.

Анализ сказки Л.Н.Толстого «Мужик и водяной».

Народная подвижная игра                        «Кострома».

Март

1 неделя:    «8 марта. Женские профессии»                

Чтение рассказа Емельянов Б.                         "Рассказы о маме".

Чтение и заучивание стихов о женских профессиях    Натали Самоний                                       «Мама учитель»                                                              «Мама кулинар»                                                               «Мама воспитатель»

2 неделя:  Творческие каникулы

3 неделя: «Весна»                                                                                                                                                  Заучивание стихотворения П.Соловьева Большая книга малышам стр. 51                       «Подснежник»                                                         Чтение стихов о весне Л.Дымова  "Весенняя песенка"                                                                                    О. Высотская «Птичий дом»                          Хрестоматия стр. 146                                                                                              Заучивание стихотворения о весне А.Плещеев «Уж Тает снег»                                                         Чтение загадок о весне. Чтение сказки  Э. Шим «Весна» 

4 неделя: «Перелетные птицы»                                                                                                                 Чтение рассказа В.Бианки «Кто, чем поет?» «Хвосты»     А что у Вас? стр. 139 - 144                                                       Л.Н.Толстой.                                                                 Заучивания стихотворения  Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы».                                                       Чтения загадок о перелетных птицах.

5 неделя: «Домашние животные и птицы»                                                                         Чтение рассказа М.М.Зощенко Хрест. стр 98  «Умные животные»                                             Заучивание стихотворения С. Михалкова «Котята»                                                                                            Чтение рассказа «Как появились породы собак»  (энцикл. в сказках стр 54)                                                                                                                    Чтение рассказов Е. Чарушина «На нашем дворе» (собака, кошка, кролик, свинья, корова)  

* «Удивительная планета Земля»

И.Г.Барановская

«Отчего бывают лавины?»

«Что такое ледник?»

«Айсберг»                                             «Как появляются пустыни?»                             

 

И. Светлова «Атлас земли»

«Материки»                 «Страны»

*В.Катаев                              «Дудочка и кувшинчик»

А.Усачев                                        «Умная собачка Соня»

К. Ушинский    Хрестоматия подгот. гр.                      «Дети в роще»  стр. 132                                         

Н.Некрасов                                 «Мужичок с ноготок»                 стр. 136

Помочь почувствовать своеобразие русского языка.                          Вызвать желание услышать  произведения поэтов и писателей. Учить осмысливать характеры персонажей, составлять описательный рассказ.

* Знакомство с понятием «скороговорка». «Ехал Грека через реку…».

Заучивание скороговорки «Ехал Грека через реку…».

Апрель

1 неделя: «Животные Севера и жарких стран»

Чтение сказки «Как подружились бегемот и птицы»   (энцикл. в сказках стр 85)                                                                                                           Чтение рассказов В. Мороз «Животные жарких стран»                                                                «Как животные живут в пустыне»   (энцикл. в сказках стр 52)                                                                                                                                                                          Заучивание стихов О.И. Самофалова «Жираф», «Слон «, «Носорог»

2 неделя: «День космонавтики»

Чтение рассказа Виктор Мороз

«Расскажите детям о космосе. Звездное небо»

Фантастическая сказка для детей                                                    «Звездочет и обезьянка Микки»

«Дедушкин рассказ о космосе»

3 неделя:  «Транспорт. Профессии на транспорте»                                                                             Чтение рассказа «Как появилась машина» «Как машины людям помогают» (энцикл. в сказках стр 26, 31)                                                                                                                             Заучивание стихотворения «Шины» Чтение «Волжик и Мерсон» Е.В. Никифоров.

4 неделя «Обитатели рек, морей и океанов» Чтение рассказа «Кашляют ли рыбы?»   Мир животных стр. 117                                               «Является ли кит рыбой?»                                          Мир животных стр. 294                                             «Почему акулы постоянно двигаются?» Мир животных стр. 367                                                                                      

       * «Удивительная планета Земля»

И.Г.Барановская                            

«Подземные воды»                       «Жизнь в океане»                                   «Моря»                                      «Морские берега»                      «Штормы и наводнения»    «Дно океанов и морей»                    

                                                        *Н. Носов                                

«Огурцы»                            «Заплатка»                                 «Карасик»                             «Мишкина каша»

Познакомить с автором и его биографией.     Знакомство с произведениями автора.    Рассматривание иллюстрации к рассказам

Выставки книг в книжном уголке.

Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличия от сказки и стихотворения.           Учить понимать образное содержание произведения.    Понимать главную мысль рассказа.

А. Куприн                                «Слон»    стр.160    Хрестоматия подгот. гр

                                                  * Чтение нанайской сказки «Айога».                                    «Как аукнется, так и откликнется».

Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах».

Сюжетно-ролевая игра                                     «Уложи дочку спать». Использование колыбельных песен.

Пословицы и загадки с числами.

Май

1 неделя: «Растения леса и луга»                                                                       Чтение сказки «Любитель цветов»                                                                                                    Чтение рассказа «Причуды растений луга», «Полезные свойства луговых растений»                                                                                                                                            Чтение и заучивание стихотворения Л.Некрасовой  «Летние цветы» стр.127 Хрестоматия подгот. гр.       

2 неделя:  «День Победы»                                                                                                                          Чтение и заучивание  стихотворений о войне                   О. Высотская  «Салют»     стр.114 Хрестоматия подгот. гр.                                                                             В. Берестов «Мирная считалочка» стр 115 Хрестоматия подгот. гр.                                                                                                                                                      Чтение рассказов о войне. В. Осеева «Андрейка»                                                                  К.Паустовский «Стальное колечко»                                                                                                

3 неделя:  «Школа.  Школьные принадлежности»

Чтение стихов М. Пляцковский                                    «Чему учат в школе»   стр.212 Хрестоматия подгот. группа

А. Барто «В школу»   стр.214 Хрестоматия подгот. группа

Заучивание стихотворения В.Берестова                     «Как хорошо уметь читать» стр. 211 Хрестоматия подгот. гр

4 неделя: «Лето. Насекомые»                                                                                                                                               Чтение рассказа «Почему светлячки светятся в темноте?» Мир животных стр.252                       Чтение рассказа В. Бианки                                      «Как муравьишко домой спешил»    стр. 45 Хрестоматия подгот. гр                                                                                                                                                                                                                Л.Н.Толстой  «Летний вечер»                                    «Гроза в лесу»                                                                                                 Заучивание стихотворения «Стрекоза» В.Сибирцев                                                               Чтение сказки «Самое прожорливое на свете»  (энцикл. в сказках стр 84)                                                                                                                                                              

* «Удивительная планета Земля»

И.Г.Барановская                            

«Острова и полуострова» «Сколько лет Земле?»                     «Какой наша планета была в древности?»   «Первые животные»                             «Динозавры»

*Л.Н.Толстой

«Гуси – лебеди» «Девочка и грибы»                           «Еж и заяц» «Воробей»                                     

Познакомить с автором, его биографией,  произведениями.     Рассматривание иллюстраций.       Прослушивание аудио произведений.                            Выставки книг в книжном уголке.                                     Уточнить и обогатить представления о произведениях автора.   Помочь почувствовать своеобразие языка.            Вызвать желание услышать другие произведения писателя.

*Придумай сказки по пословице                          «Собирай по ягодке – соберёшь кузовок». Толкование пословицы.

Считалки. Рассказывание считалок. Для чего используют?

Дидактические игры: «Кто больше скажет пословиц», «Один скажет, другой продолжает».

Игра: «Изобрази отгадку пантомимой».

Рассказывание скороговорки: «Расскажите про покупки…».

Иллюстрации к игровой потешке «Сорока-ворона».             «Счастливая рыбка». Закрепление малых форм фольклора

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по художественной литературе в подготовительной группе

Перспективный план разработан по программе М.А. Васильевой и дополнен региональным компонентом....

перспективный план по художественной литературе в подготовительной группе

Материал поможет в планировании по ознакомлению с  художественной литературы в совместной  деятельности с детьми...

Перспективный план по художественной литературе в средней группе

Перспективный план по художественной литературе в средней группе...

Перспективное планирование чтения художественной литературы в подготовительной группе

Формирование  интереса  и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач: формирование  целостной  картины  мира,  в  том  числе  первичных цен...

Перспективный план по Художественной литературе в средней группе №7 на 2021-2022 уч.год.

МБДОУ «Детский сад 52 "Аленький цветочек"г. Смоленск   Утверждено:на пед.совете                     2021 -   ...