Консультация для родителей "Читайте детям книги"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Разработанное методическое пособие для родительского собрания. Материал может быть использован как рекомендации педагогам для проведения консультаций и игровых родительских собраний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rod_2.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в первой младшей группе

"Читайте детям книги"

С  использованием  технологии интегрированного занятия

Выполнил воспитатель: Левицкая Н.С.

Санкт- Петербург

Цель: обогащение словарного запаса, приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование у них запаса литературных художественных впечатлений, привитие интереса к театральной деятельности, раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи: 

  • расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;
  • стимулировать самообразование родителей;
  • прививать навыки читательской культуры;
  • воспитывать бережное отношение к книге.

Форма проведения: дискуссия.

Участники: воспитатели, родители.

Подготовка к собранию:

1. Изучение читательских интересов семей и выяснение отношения к чтению книг дома (Анкетирование)

2. Подготовка выставки разножанровой детской литературы, аудиокассет и дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.

3. Подготовить буклеты по теме собрания.

4. Оформление папки-раскладушки «Как сказка помогла…»             

План проведения

  • Вступительная часть.
  • Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию».
  • Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании».
  • Продолжение дискуссии.
  • Из опыта семейного воспитания
  • Игры с книгой
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение1
  • Приложение2

Ход собрания:

Воспитатель: Добрый вечер!

 «Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!»                                                      Л. Токмаков

Воспитатель:

Художественная литература играет не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть услышанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова.

Упражнение «Выбери дистанцию»

Воспитатель: Уважаемы родители, я выдала вам листы бумаги, где в центре нарисована книга, а далее обозначены зоны Я предлагаю Вам нарисовать себя, нарисовать себя в том той области которая наиболее точно охарактеризует ваше отношение с книгой.

Родители выполняют здание.

Воспитатель: Это задание вам самим поможет понять как у Вас обстоят дела с книгой. В современном мире книги зачастую отходят на задний план. И нам самим надо привнести художественную литературу в нашу жизнь и в жизнь наших детей.

Воспитатель:  Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, являются одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. 

Воспитатель: Чтобы нам сегодня было легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи, давайте немного поиграем. Я буду читать четверостишья, а вам надо назвать автора и если можете продолжить.

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой 
(С. Есенин “Берёза”)

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит..

(А.С. Пушкин "Медный всадник")

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

(А.А. Блок ""Незнакомка)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

(М.Ю. Лермонтов "Парус")

Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас принять участие в дискуссии на тему «Роль книги в семейном воспитании». Существуют два противоположных взгляда на воспитательную роль книги: одни родители считают, что книга — средство развлечения и забава; другие — что это полезное занятие для всестороннего воспитания ребенка.

— Обоснуйте свою точку зрения: какова роль книги в семейном воспитании. (Мнения родителей.)

— Всегда ли стремление взрослых купить ребенку как можно больше книг приводит к положительным воспитательным результатам?

Воспитатель: Если ребенок не любит слушать сказки, или когда ему читают стихи. Как мы можем его заинтересовать? Давайте пофантазируем какие в какие игры можно включить книгу?

Родители: Проиграть сценку

Родители: Построить дом героям книги

Воспитатель: я могу вам предложить и другие варианты

Игры с книгой:

"Озвучивание"  - это рассматривание картинок с самыми маленькими и их звуковое сопровождение.  Ребенку очень нравится мычать, как коровка, мяукать, гавкать, шипеть. Очень важно и самой играть всей душой, чтоб эмоционально   вовлекаться в процесс.  Тогда контакт и удовольствие будут полными. 
"Игра в прятки" — еще одна интересная форма игровой деятельности, развивающая внимательность. Ослик  потерялся, шел, шел по лесу и заблудился, давай-ка его найдем.  Вы увидите, с каким восторгом обнаружит ваш ребенок ,этого ослика на самой последней странице книги. Варианты пряток могут быть самые разнообразные. Вы можете искать что-то определенного цвета, размера, формы.

"Копирование  картинки"-. Вы вместе с ребенком  изображаете в лицах и с помощью  предметов то, что изображено на картинках. Вы не просто комментируете  происходящее, а как будто все время обращаетесь к тексту книги. Нужно все время провоцировать малыша, чтоб он заглянул в книгу. На картинке  не всегда изображено именно то,  что написано в книге. 
"Иллюстрирование книги" — эта игра подойдет детям постарше,  которые еще не умеют читать, но уже умеют рисовать. Прочитайте какой-то эпизод и попросите своего ребенка нарисовать его. 
"Игра в персонажа"- это совместное фантазирование и проигрывание в обыденной жизни придуманных вами эпизодов из жизни любимых героев. Не забывайте все время  „советоваться" с  любимой книжкой.  Она должна быть под рукой. 
"Сочинение  сказки" — игра,  которая вам понравится, но потребует определенных творческих способностей. Сочинять сказки  не так-то просто, но и  чрезвычайно интересно. Если у вас есть компьютер, вы можете напечатать сказку, снабдить ее иллюстрациями.  И пусть ваше чадо активно участвует в этом процессе. Но лучше создавать книгу вручную. Каждый день по страничке. 

Заключительное слово воспитателя:

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книг у, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. И приучать ребенка к мысли, что книга его друг , нужно с самого детства. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. От того, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми.  Спасибо за внимание.

Литература:

Арнаутова Е. П. Общение с родителями: зачем, как? Москва. 1999

Гурович Л. М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.

Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка- пресс, 2003.

Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.

Зябкина В. В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128

Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.

Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.

В.Маркова, Л. Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.

Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Москва. «ВАКО» 2009.

Интернет-ресурсы

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас  заполнить анкету, ответы на вопросы которой позволят нам получить более полную информацию о том, как вы знакомите детей с художественной литературой.

1. Как часто вы читаете?

2. Любите ли Вы читать книги своему ребёнку?

3. Часто ли Вы читает книги своему ребёнку?

4. Какие книги Вы читаете своему ребёнку?

5. Какие книги любит Ваш ребёнок? (сказки, стихи, литературу о природе, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений)?

6. Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл?

7. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе?

8. С удовольствием ребёнок слушает или нет?

9. Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребёнком?

10. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?

11. Сколько книг (приблизительно) она включает?

12. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.)

13. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

14. Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам?

Спасибо за ответы!

Приложение 2

Памятка

"Пять причин, по которым надо читать книги"

1.Чтение содействует успешному освоению грамотной речи, а в дальнейшем грамотного  письма детьми.   Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых,  во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.

2.Читая книги детям вы обогащаете их словарный запас, развиваете память и воображение. 

 3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей  можно  остановиться, вдуматься,  перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.  

4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта .Сейчас много говорят о том, что традиционная система оценок успеваемости школьника, изживает себя. На смену ей идет другая, основанная, на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.

5.В дальнейшем успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Детская книга – помощник в воспитании детей"

Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека. Оно обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем различных специальных знаний и навыков, освоен...

консультация для родителей "Роль книги в развитии вашего ребёнка" Книга - это воспитатель человеческих душ. Она является одним из источников информации, который дети исполь¬зуют для самообразования.

Книга - это воспитатель человеческих душ. Она является одним из источников информации, который дети исполь­зуют для самообразования.Малыш растёт, а это значит, что каждый день его ждёт всё больше ...

Консультация "Зачем читать детям книги?"

Консультация "Зачем читать детям книги?"...

консультация для родителей на тему: "Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей"

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Реб...

Консультация для родителей «Читайте детям не нотации, а книги» ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ КНИГИ

ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ КНИГИ Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразитель...

Консультация для родителей на тему: «ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ КНИГИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЯМ 5-6 ЛЕТ.»

Уважаемые родители - Ваши дети подрастают. Поверьте , время мимолётно, и скоро в школу...С нового учебного года мы уже старшая группа (возраст 5-6 лет). Поэтому продолжаем прививать своим детям любовь...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...