«Кот Баюн» - малые фольклорные формы
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

Попова Татьяна Александровна

«Кот Баюн» - малые фольклорные формы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kot-bayun.doc687 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №657 дошкольное отделение

                                                            «Интерактивные  образовательные  технологии

для   реализации  ФГОС  дошкольного  образования»

  1. Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы  занятия/мероприятия (ФИО)

Попова Татьяна Александровна

Суханова Светлана Вячеславовна

Должность, категория

Воспитатель 1 категория

Воспитатель соответствие

Мероприятие,  область применения.

Ознакомление с художественной литературой

Область “Познание”

Возрастная  группа,

количество человек

Средняя группа, 25 человек

Продолжительность   мероприятия

20 минут

Методическая информация

Тема занятия/мероприятия

«Кот Баюн» - малые фольклорные формы.

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий  (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

Обучающее

Цели  занятия/ мероприятия

Продолжать обогащать представление детей о малых формах русского народного фольклора.

Задачи  занятия/ мероприятия

- Расширить представления детей о разныхформах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни), словарь детей.

-Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям; обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности; доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

-Развивать  память, внимание, мышление, пространственное воображение,  речь, фонематическое восприятие, фантазию, юмор.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят

дети  в ходе занятия/ мероприятия

 Знания о культурных ценностях и особенностях русского народа

 Умение самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия

Любовь к народному искусству и народным традициям; открытость, доброжелательность, коммуникативность.

Навыки по овладению родной речью, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Предварительная работа

Чтение русских народных загадок , потешек, скороговорок, чистоговорок

Рассматривание иллюстраций по фольклору

Презентация «История русской народной игрушки»

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Полная хрестоматия для дошкольников. Автор-составитель С.Д.Томилова Из-во «У-Фактория» 2005г.

«Логопедия в картинках» М.Мезенцева Из-во «ОЛМА-Медиа» Москва 2009г.

«Домашний логопед» И.Светлова Из-во «ЭКСМО» Москва 2005г.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

Магнитная доска, магнитофон.

Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Вырезанные тучки и солнышки - по количеству детей


             Этапы занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Действия  воспитателя, инструкции

ЗУНы  и качества, которые формируются у  детей  на  этом  этапе

Приветствие

Вхождение в тему

Проработка содержания темы

Физкультминутка

Рефлексия

3минуты

2 минуты

11 минут

2минуты

2 минуты

 Цель: Создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

Материалы: Игрушка мягкая, наручная

– « Кот- Баюн»

Технология проведения: Звучит русская народная мелодия.  Входит воспитатель в русском народном костюме, с корзинкой в руках, собирает детей в полукруг.

Цель: заинтересовать детей для дальнейшей работы.

Цель: Донести до детей, для чего народ придумывал те или иные фольклорные формы, наполнить занятие яркими впечатлениями, радостью творчества.

Цель: Разрядка, разминка.

Технология проведения: дети становятся в круг, выполняются движения, согласно словам потешки.

Цель: Закрепить пройденный материал.

Узнать, насколько было интересно, настроить на следующие встречи.

 Воспитатель: -  Здравствуйте, ребята! Не одна я к вам пришла, а кого-то принесла. Угадайте, кого?

Он мяукал у дверей

Открывайте мне скорей!

Очень холодно зимой!

…Кто же просится домой?

Дети: Котик

В: Правильно, давайте с ним поздороваемся и познакомимся.

Достается игрушка и с ней ведется диалог

В: Как тебя зовут?

Кот: Кот Баюн. Я хочу познакомиться с ребятами. Откройте мне свои ладошки, я буду вас гладить лапкой, а вы будете называть свое имя.

Кот знакомится со всеми детьми.

В: А что ты умеешь делать?

Кот: Я умею красиво петь песни на ночь. Вот только забыл, как они называются, подскажите мне?

Д: Колыбельные

В: А ребята тоже знают колыбельную песню, споем котику?

Дети поют:

Котя, котенька, коток

Котя – серенький лобок

Приди, котик, ночевать

Нашу деточку качать

Кот: Красивая песня. А знаете, почему эти песни называются колыбельные? Сейчас я вам расскажу.

Давным- давно, детей укладывали спать не в кроватки, а в колыбельки. Их подвешивали веревками к потолку и качали. Ребята, а колыбельная песня какая по характеру?

Д: Спокойная, нежная.

К: Правильно. А у вас бывает капризное настроение?

Д: Да.

К: Для такого случая люди придумали « пестушки», что бы успокаивать детишек, пестушки для хорошего настроения.

*А кто у нас умный, кто у нас разумный?,

Ваня у нас умный, он у нас разумный

Кто у нас красивый, кто у нас пригожий?

Ванечка красивый, он у нас пригожий.

*Придет киса не спеша

И погладит малыша

«Мяу- мяу,- скажет киска

- наша детка хороша»

К: Ребята, давайте проговорим потешку вместе с движениями. Повторяйте за мной:

Розовый животик (Гладят живот)

Мурлычит словно котик (показывают усы)

Заурчал щеночком (показывают пальчиками ав-ав)

Забулькал ручеечком (руками показывают волну)

Ах, животик ты живот (гладят живот)

Кто же там внутри живет? (руки в стороны, плечи приподнять)

Кто мешает баиньки (ладошки под щечку)

Маленькому заиньке? (Ушки на макушке)

Мы погладим пузики (гладят живот)

Толстые арбузики ( показать руками шар)

Спит щеночек (ладошки под одну щечку)

Спит котенок ( под другую щечку)

Улыбается ребенок (Улыбнуться, погладить по голове)

К: А как вы думаете, что я люблю делать?

Д: Пить молоко, мурлыкать, играть

К: А еще, я люблю небылицы, они смешные, это стишки про то, как все перепуталось. Слушайте.

Лает кошка из лукошка

На сосне растет картошка

Море по небу летит

Волки съели аппетит

Звонко квакают утята

Тонко квакают котята

Проползла змеею луковица

Получилась перепутаница

К: Ребята, что в этой небылице не так?

( Ответы детей)

К: Вот еще небылица

Жили- были, жили- были

Дед да баба с маленькою внучкой

Кошку рыжую свою называли Жучкой

А Хохлаткою они звали жеребенка

А еще была у них, курица Буренка

А еще у них была, собачонка Мурка

А еще два козла – Сивка да Бурка

К: А здесь, что не так?

( Ответы детей)

К: Молодцы, ребята, все правильно подметили.

А я , такой затейник, люблю играть и заклички повторять. Выходи все в хоровод, будем Солнышко звать- завлекать, Дождик кликать – землю поливать!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас, ребят обогрей!

К: Вот и выглянуло  солнышко. Для чего оно нужно?

(ответы детей)

- А дождик зачем?

(ответы детей)

- Позовем дождик!

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

К: Будет у нас урожай! Скоро травка зазеленеет, цветочки вырастут, зацветут, зазеленеют деревья!

К: Весело мне с вами, ребята, да надо идти в другой садик, других деток поучить.Подскажете,чему?

Что бы детки спали – колыбельным песенкам

Чтоб не плакали, не болели – пестушкам

Чтоб веселились и ничего не путали – небылицам

Чтоб солнце грело и дождик землю поливал-закличкам.

- А вам, ребята, понравилось со мной играть?

Кому понравилось – прикрепите на доску солнышко,

А, если не понравилось – тучку.

До свидания! Я к вам еще приду и козу приведу.

 

Настрой на работу

Внимание, мышление, воображение.

Умение различать разные формы фольклора. Развитие  родной речи, открытости, доброжелательности.

Повысить уровень энергии в группе, умение действовать вместе.

Закрепят пройденный материал.


Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...

Доклад " Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи дошкольников"

Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи :игры, упражнения, чтение худ...

Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм устного народного творчества.

Описание опыта работы по теме "Познавательное развитие детей третьего года жизни по средствам млых фольклорных форм устного народного творчества" ...

Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм

Значимость малых форм фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста....

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с ОНР, средствами малых фольклорных форм»

Материал по самообразованию поможет логопедам в работе по развитию связной речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Также в работе представлен речевой материал, который может  исполь...

Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.

Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....