«Литературная викторина по произведениям Н. Носова».
план-конспект занятия по художественной литературе на тему

Соколова Ирина Владимировна

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе с использованием информационно-коммуникативной технологии, игровой технологии и технологии предметно-развивающей среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literaturnoy_viktoriny.docx49.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе с использованием информационно-коммуникативной технологии, игровой технологии и технологии предметно-развивающей среды.

Тема: «Литературная викторина по произведениям Н. Носова».

Цель: В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор. Познакомиться с произведениями Н. Носова.

Задачи: Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

Прививать интерес к книге.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа).

Оборудование: Выставка книг Н. Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурсов.

Подготовка: Чтение рассказов «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», «Леденец», просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей».

Ход мероприятия.

Под музыку в зал заходит две команды, и становятся на своих местах.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое - вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней - будешь в четверо умней (книга).

Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова. Приветствуем команды. Команда «Затейники», капитан команды

Девиз команды:

Затейники не знают скуки -

Мы умельцы на все руки!

Наш Девиз не унывать,

Все пройти и все узнать!

Команда «Фантазеры», капитан команды

Девиз команды:

Фантазерам нет и дела

До житейских серых Дней.

Фантазировать умеем,

Чтоб всем было веселей.

Команды садятся.

Представляем жюри: За правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Воспитатель:

Книга нам расскажет, Книга нам покажет.

Почему садиться солнце,

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаем,

Много интересного узнаем.

Итак, начнем нашу игру викторину.

1 Задание. «Блиц - вопросы»

1. Назовите имя и отчество Носова. (Николай Николаевич)

2. Где и когда родился? (Он родился в Киеве в 1908 году)

3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофель)

4. В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)

5. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы?

(«Фантазеры»)

6. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках?

(Приключения Незнайки и его друзей»)

7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (огурцы)

8. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (на воздушном шаре)

9. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»? (Бобка)

10. Кто сочинял из коротышек стихи?

11. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)

12. Что Шурик прибил к калитке в рассказе «Шурик у дедушки»? (дверную ручку и калошу).

2 Задание. Бюро находок.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы.

1. Шляпа - «Живая шляпа»

2. Нитки, иголки, ткань, - Заплатка

3. Воздушный шар - сказка Приключение Незнайки и его друзей

4. Лопата, песок - «На горке»

  1. Огурцы - «Огурцы»
  2. Кастрюля с кашей - «Мишкина каша»

Воспитатель: А сейчас мы с вами перенесемся в рассказ Н. Носова «Живая шляпа» и немного поиграем.

Игра «попади в цель».

Каждой команде Дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

3 Задание «Эпизод». Назовите произведение и его героев.

  1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород... (Мальчиков звали Павлик и Котька. «Огурцы»).
  2. Миша перепугался: «Что теперь мама скажет!» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. (Леденец. Мальчик Миша).

3. «Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». ( Фантазеры. Ира, Мишутка, Стасик, Игорь).

  1. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» (На горке. Котька Чижов).
  2. «Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» (Живая шляпа, Котенок Васька, Вовка и Вадик).
  3. «Сумел порвать, сумей и зашить» (Заплатка, Бобка).

4 задание. «Мимические мотивы»

Рассказ - загадку загадайте

И без слов вы передайте,

Рассказа или сказки содержанье,

Используя лишь движение или лица выражение.

Для команды «(Затейники»: («Огурцы», «Заплатка»)

Для команды «Фантазеры»: («Леденец», «Мишкина Каша»)

Воспитатель: А сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать ее.

Он забавный коротышка

И живет в своей стране:

Интересной детской книжке

Увлекательной вполне.

Шляпу носит он с полями,

Поднимая к верху чуб,

Узнаваемый друзьями,

Он забавен, но не глуп.

И всегда он Первым, смело,

Но, не зная ничего

Брался за любое дело,

Чтоб все знали про него.

Так рождались приключенья;

(Поражая всю страну),

От волшебных превращений

До полетов на Луну,

Дети: Незнайка!

Звучит музыка, под музыку вбегает Незнайка с растрепанной книжкой.

Воспитатель: А вот и он, встречайте!

Незнайка: Ой - ой - ой... Куда это я попал?

Воспитатель: Ты попал в детский сад.

Незнайка: Вы меня узнали? Я прилетел к вам из Цветочного города. А вы знаете всех моих друзей? Давайте поиграем, я буду загадывать вам загадки про моих друзей, а вы будите их отгадывать. Хотите?

Тогда слушайте внимательно.

Задание «Загадки от Незнайки»

  1. Одевается он всегда в черный костюм, а когда садится за стол, надевает на нос очки и начинает читать какую-нибудь книгу. (Знайка)
  2. Он всегда ходит в белом халате, и на голове носит белый колпак с кисточкой и лечит коротышек от всех болезней. (Доктор Пилюлькин)

З. У него есть разные музыкальные инструменты, и он часто играет на них. Все слушают музыку и очень хвалят его. (музыкант Гусля)

  1. Одевается он всегда в длинную блузу, которую называет «балахон». У него длинные волосы. Стоит у мольберта с палитрой в руках. (художник Тюбик)
  2. В доме жил охотник. У него была маленькая собачка Булька и еще было ружье, которое стреляло пробками. (Пулька)
  3. Он знаменитый астроном, сделал из увеличительных стекол большую подзорную трубу. (Стекляшкин).

Незнайка: Молодцы ребята!

Воспитатель: Незнайка! Я вот заметила, что у тебя книжка вся такая потрепанная, ты что ли не знаешь, как нужно с книгами обращаться?

Незнайка: Почему не знаю, знаю! Странички надо заминать, в книге надо рисовать, обязательно нужно пить чай с бутербродом и его класть на книгу, а еще книга хорошо используется как подставка под цветочный горшок.

Воспитатель: Что ты, Незнайка, так с книгой нельзя обращаться!

Давай дети тебе расскажут, как правильно надо обращаться с книгой.

Команда Затейники; команда Фантазеры

  1. Брать книгу надо только чистыми руками.
  2. Не рвать и не загибать страницы.

З. Не рисовать в книге.

  1. Пользоваться закладкой
  2. Надо обернуть книгу.
  3. Если порвалась страничка нужно ее заклеить.

Незнайка: Я понял, спасибо ребята! Теперь я знаю, как надо обращаться с книгой!

Воспитатель: Незнайка, мы знаем, что твоя любимая песня «В траве сидел кузнечик», у нас есть оркестр, который исполнит песню, хочешь послушать?

Незнайка: Хочу.

Воспитатель: Садись на стульчик и слушай.

Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик».

Незнайка: Молодцы! Ребята, я должен возвращаться к своим друзьям. Но мы еще встретимся, и я расскажу вам, как я летал на Луну. До свидания!

5 Задание. «Собери картинку»

Командам предлагается собрать картинку и сказать из какого она рассказа.

Воспитатель: А теперь, как герои рассказа Носова «Огурцы», вы отправитесь на рыбалку.

От каждой команды по 2 человека. Одному надо удочкой поймать рыбу из пруда, а второму снять ее с удочки и положить в ведро. Кто быстрее все сделает, та команда получает фишку.

Игра рыболов. Импровизированной удочкой с магнитом надо поймать как можно больше рыбок.

Воспитатель: А знаете ли вы, что существуют книжки-малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл. Есть миниатюрные книги, длина страниц не превышает 2-3 см (показывает)

Есть книги - великаны. В Самарканде это книга Великий коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост. Книга - скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеки.

Задание для капитанов

Перепутались буквы. Надо правильно составить буквы, чтобы получилось слово. А загадано имя коротышки из Цветочного города.

ТЮБИК ЗНАЙКА

6 задание. Что лишнее.

Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.

Рыба, удочка, огурцы, помидор. («Огурцы», лишняя – помидор)

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака («Живая шляпа», лишняя – собака)

Брюки, иголка, нитка, швейная машинка. («Заплатка», швейная машинка)

Калоша, дверная ручка, удочка, кошка. («Шурик у дедушки»)

Воспитатель: Часто говорят: Книги — наши друзья»

Давайте послушаем стихи про книги.

1реб.

Пока книга сделается книгой

Огромный путь она пройти должна

И столько знаний требуется разных

Труда, забот, чтоб родилась она.

2 реб.

Книга наш друг, большой и умный,

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор - веселый, шумный,

Позволит новое узнать.

З реб.

Расскажет книжка про героев,

На юг, на север поведет.

С ней даже космос как-то ближе:

Она на все ответ найдет.

4 реб.

И пусть девчонки и мальчишки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажут звонко-звонко:

«Спасибо, книжная страна!»

Воспитатель: Итак, все испытания вы прошли.

Пора итоги подводить и кого-то наградить.

Подведение итогов. Слово жюри. Вручение подарков.

Воспитатель: Вы, ребята, получили очень дорогой подарок - книгу. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум, душу. Помогают преодолеть трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием.

Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будите обращаться с книгой, чаще просить своих родителей читать их, а те, кто пойдут в школу, скоро научатся читать их сами.

Под музыку дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведениям Н.Носова

Литературная викторина для детей подготовительной группы с целью закрепления произведений Н.Носова...

конспект занятия по теме : «Литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова»

В игровой форме обобщить и систематизировать знания детейо жизни и творчестве Н.Н.Носова...

Литературная викторина по произведению Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".

Заключительная часть проекта " Приключения Незнайки и его друзей"- литературная викторина с веселыми заданиями по содержанию произведения, а также игры со словами и  подвижные игры....

Литературная викторина по произведениям Н.Носова

Программное содержание:1.      В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.2....

Литературная викторина по произведениям Н. Носова

Закрепление знаний о рассказах Николая Носова...

Литературная викторина по произведениям Н.Носова в подготовительной группе

Конспект направлен на закрепление знаний по произведениям Н.Носова с детьми подготовительной группы....

Литературная викторина по произведениям Н.Носова

Литературная викторина в подготовительной группе...