Конспект итогового интегрированного занятия "Путешествие по миру литературы"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Гульзаварова Зарина Хайдяровна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_literatura_word.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 комбинированного вида»»

Конспект итогового интегрированного занятия

по развитию речи и чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе № 4

на тему: «Путешествие по миру литературы»



Подготовила и провела:

воспитатель Гульзаварова З.Х.

       

.

  


Саранск 2019 г.

Цель: Выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.

Задачи:

Образовательные:  определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок; выявить умения называть произведения по иллюстрациям; выявить умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи).

Развивающие: развивать речь, память, внимание, чувство рифмы.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе.

Образовательные области: Речевое, Социально – коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: Книги, иллюстрации, портреты писателей и поэтов: дерево с яблока на яблоках загадки;

Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята Королева Книга приглашает нас сегодня в путешествие по интереснейшему миру литературы. Примем приглашение? (Ответы детей)

Но прежде я хочу предупредить: если хочешь ответить, не шуми, только руку подними.

Ребята, ответьте, какие вы знаете жанры литературных произведений? (Ответы детей: сказки, рассказы, пословицы, поговорки, былины, стихи.)

Воспитатель. Молодцы правильно. А на чем можно отправиться? (Ответы детей)
Воспитатель. Нас ждет полет на ковре- самолете, четыре остановки- в сказочном королевстве, в краю рассказов, в мире стихов и в городе былин. Усаживайтесь удобней мы отправляемся. (Звучит музыка «В стране сказки»)

Воспитатель: Вот наша первая остановка «Сказочное королевство сказок» Воспитатель: Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)

 Воспитатель: Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).
 Воспитатель: Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
 
Воспитатель: Какие авторские сказки вы знаете? (
 Воспитатель: Почему сказка называется русская, да еще и народная? (автор – народ).

Воспитатель: Ребята, перед нами дерево - загадки. Давайте отгадаем загадки.

Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут …(Царевна-лягушка)

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвёшь лепесток —

Полетишь на восток,

И на север, и на юг

И вернёшься в детский круг.

Ты желанья загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Лютик? Ландыш? Огонёк? (Цветик - семицветик)

Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебный оказался

И Иван на нем остался. (Сивка-Бурка)

Он в землянке жил тридцать три года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто.

Он с владычицею морской вёл беседу,

И исполнила она три желания деда.

А когда рассердилась, взбунтовалась —

Море синее почернело, взволновалось.

Назови мне скорей с улыбкой!

— Это сказка о…

(Рыбаке и рыбке)

Долго за морем он был,

наконец домой приплыл.

Дочерям привёз подарки.

Старшеньким – каменьев ярких.

Младшей, спрятав в узелок,

чудный ...

 

(Аленький цветок.)

 Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Какими словами обычно  начинаются  сказки?  (Ответы дет ей: Жили-были,  в некотором  царстве, в некотором  государстве…)

 Воспитатель: Какими  заканчиваются?  (Ответы детей: Стали жить-поживать;   вот и сказке конец, а кто слушал —  молодец;  стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…)

Дидактическая игра «Волшебный экран»

Воспитатель: Это чудесный экран.  При помощи его я буду показывать предметы  из  сказок. А вы должны назвать сказку, из которой этот предмет.

Воспитатель: Из какой сказки стрела? ( «Царевна-лягушка»),

цветок?  («Аленький  цветочек»)

петушок? ("Сказка о золотом петушке"), золотая рыбка? ("Сказка о золотой рыбке") а автор этих сказок кто? (Александр Сергеевич Пушкин)

Клетка с жар-птицей, волк, царевна, конь? (Сказка о Иван Царевиче и сером волке)

Воспитатель: Ребята вы, наверное, устали, давайте отдохнём.

Физкультминутка: 

«Нам пора передохнуть

Потянуться и вздохнуть

Покрутили головой и усталость вся долой!

1,2,3,4,5, шею надо разминать.

Встали ровна. Наклонились 1- вперед и 2- назад

Потянулись, распрямились.

Повторяем все подряд.(повороты)

А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.

Воспитатель: Ребята, следующая наша остановка «Край рассказов» Воспитатель: Скажите, чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.) 

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите к какому рассказу иллюстрации?

(Фантазеры, Великие путешественники, Как я ловил человечков)

Воспитатель: Ребята, а кто из вас сможет вспомнить и пересказать один из этих рассказов? (Ответы детей)

Игра  «Найди  автора».

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это? ( Портреты писателей: Г.Х. Андерсен,  А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский) Ответы детей.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Едем дальше. Следующая наша остановка «Мир стихов»

Воспитатель: Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают как? Ответы детей. (Вот так - показ стихов в книге)

Воспитатель: А рассказы записывают .....Отвтеы детей.  (В строчку. Вот так - показ прозы в книге).

 Воспитатель:  А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

Муха, муха - Цокотуха

Позолоченное брюха.

Воспитатель: В этих стихах созвучны последние слова Цокотуха

и брюха. А какие слова созвучны в следующих строчках?

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

(Ответы детей)

 Воспитатель: Пошла и нашла. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей: Из стихотворения «Муха - Цокотуха».)

Воспитатель: А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей: Корней Иванович Чуковский.)

 Воспитатель: Устали? Давайте отдохнем.

Дидактическая игра «Добавлялки»

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Добавлялки» Я говорю, а вы добавляете слово.

Ра-ра-ра - начинается. .(игра)

Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)

Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)

Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)

Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)

Ар-ар-ар - кипит наш. (самовар)

Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)

Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи наизусть, расскажите. (Дети читают стихи наизусть)

Воспитатель: Молодцы, спасибо. А мы едем дальше. И следующая наша остановка называется «Город былин»

Воспитатель: Почему произведения, которые рассказывают о подвигах богатырей, называются былинами? (Ответы детей).

 Воспитатель: Правильно! Былина — от слова «быль», то есть то, что было в действительности, осталось в народной памяти и передавалось рассказчиками от поколения к поколению. А главными героями былин были – богатыри. Ребята, а кто такие богатыри? (Ответы детей: герой русских былин и сказок, который совершает воинские подвиги по защите земли русской.)

Беседа о Владимире Красном Солнышке.

 Воспитатель: Стоял на Руси Киев – град. Жил там князь - Владимир (рассматривание иллюстрации) Народ называл его ласковым именем «Красное Солнышко». Почему народ звал его «Красным Солнышком», как вы думаете? (Ответы детей).

 Воспитатель: Владимир Красное Солнышко был умелым воином и мудрым правителем. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри» Воспитатель: Посмотрите на картину. Как зовут богатырей?

- Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

Илья Муромец, в центре картины, самый старший из трёх богатырей

Адикаева Камила читает стихотворение «Три богатыря»

Вечерняя тает заря,

Клубятся над степью тучи.

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих.

От силы жестокой вражьей

Народ берегут они!

И грозно стоят на страже

Нашей родной земли.

Итог.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, какие задания вам запомнились? Где, мы с вами побывали? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, за ваши правильные ответы и за старания Королева Книга принесла вам сказочную книгу, которые вы можете почитать в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему: «Александр Сергеевич Пушкин – биография»

Создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А. С.Пушкина...

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи и чтению художественной литературы в старшей группе «Лучики » Тема: «Чудеса природы»

Образовательные:Учить правильно согласовывать числительные с прилагательным и существительным.Активизировать в речи существительные, прилагательные и глаголы.Формировать умение выбирать наиболее точны...

Конспект итогового интегрированного занятия по развитию речи, окружающему миру и социализации "Вежливое путешествие"

Выявить  знания детей  в овладении связной речью, умение проявлять свои моральные качества во всех видах  деятельности....

Конспект итогового интегрированного НОД по коммуникации, целостной культуры мира (развитие речи и ознакомление с окружающим) Тема: "Гуляем по лесу"

Программное содержаниеОбразовательные задачи·                     Продолжать способствовать развитию...

Конспект итогового интегрированного ООД в старшей группе по Чтению художественной литературы и Рисованию "Пересказ рассказа Н. Н. Носова "Живая шляпа"

Тема: Пересказ рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа».Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое раз...