Методическая разработка: "Методика проведения утренней гимнастики в группах детского сада"
методическая разработка по физкультуре

Методика проведения утренних гимнастик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennyaya_gimnastika.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Материал составила инструктор по физической культуре  Черноусова Т.И.

Методика проведения утренней гимнастики  в группах детского сада

Группа

1 младшая

2 младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Количество комплексов

на месяц

1 (через 2-3 месяца повторить с предметами)

  • 2 на месяц с усложнением через неделю
  • 4 на месяц, может быть их чередование через 2-3 дня

Общая длитель-ностьв минутах

4-5

5-6

6-8

8-10

10-12

Вводная часть

  1. Ходьба разных видов.
  2. Ходьба с заданиями: упражнения на формирование осанки и  на профилактику плоскостопия.
  3. Бег.
  4. Построения и перестроения.

Ходьба или под счет или под ритмические звуки (бубен, хлопки).

Виды ходьбы

(2-3 вида)

Группой

Парами

Друг за другом

Врассыпную

+ На носках

 (Какие мы большие)

+ На пятках

+ Со сменой направления

+ Высоко поднимая колени

(«как цапли»)

+ В полуприседе

+ В приседе «гусиным шагом»

+ Скрестным шагом

+ Со сменой темпа

+ С перешагиванием через препятствия

+ Со зрительн. и звуковыми сигналами

+ с перестроениями( пошли парами, тройками…)

Бег (время)

15-20 секунд

1-1,5 минуты

1,5-2 минуты

2-3 минуты

Построение

Свободное врассыпную

+ в  круг

+ в колонну

+ в пары

+ в шеренгу

+ в несколько кругов

+ в несколько колонн

Со 2й половины года – в звенья

+ в звенья в шахматном порядке (через одно звено – шаг вперед)

Основная часть

Обязательно работа над дыханием:

  • Младший и средний возраст – через звукоподражания;
  • Старший возраст – учим восстанавливать дыхание.

1. Упражнения  на верхний плечевой пояс + дыхательные на расширение грудной клетки и выпрямление позвоночника.

2. На мышцы туловища с разгибанием спины и мышцы живота.

3. Для ног.

4. Прыжки.

Основные положения:

  • Тело: стоя, сидя, лежа;
  • Руки: внизу, отведены назад, за спиной, на поясе, в стороны, перед грудью, вперед, вверх, к плечам, за голову;
  • Ноги: слегка расставлены,  на ширине плеч, ступни параллельно и слегка расставлены, основная стойка  (пятки вместе – носки врозь). 1я и 2я младшая – только параллельная стойка!

Все текстовки произносит педагог – дети срывают дыхание, нельзя.

Кол-во обще-разв. упр-й

2-3

5-6

5-7

6-8

8-10

Кол-во повторов упражнений

3-4

4-5

4-6

5-6

6-8

Методика

Только на  основе единого сюжета.

Все упражнения педагог делает с детьми.

Основное положение – по возможности.

Сходство с показом педагога – только в главном: руки вверх – как угодно вверх (через стороны, вперед и вверх).

Со 2й пол.года можно без едино-го сюжета, но за всеми упраж-ями- игровые образы.

Осн. полож-е: ноги – только параллельная стойка, руки – по-разному.

Показ упр-нений: 2-3 раза педагог делает с детьми, затем руководит словесно.

Постоянное словесное сопровождение.

Педагог выполняет упражнение с детьми 2-3 раза, дальше – дети сами. Упражнения простые – нет длительных объяснений,но  постоянное словесное сопровождение.

Вырабатывать единый темп выполнения упражнений.

Педагог выполняет упражнение с детьми 2-3 раза, дальше – дети сами.

При знакомом комплексе вместо показа могут быть  использованы пиктограммы – самостоятельное выполнение детьми на основе карточек с символьными рисунками.

Атрибуты

Со 2й пол.года:

стульчики

кубики

погремушки

колокольчики

+ ленточки флажки

колечки

мячи среднего размера

+ веревки шнуры скакалки

+ 1 атрибут на двоих

Прыжки

Подпрыгивание

 2 раза

по 10-15 секунд

2 раза

по 15-20 секунд

2-3 раза

 по 20-30 секунд

2-3 раза

 по 30-40 секунд

+  с движением рук

+ ноги вперед-назад

+ через предметы

3-4 раза

по 30-40 секунд

+ с ритмическими заданиями:

2 низких и 1 высокий;

3 – прямо, 4й – с поворотом

Заключительная часть

Вариативно:

  • Ходьба с разными заданиями;
  • Подвижная игра малой подвижности;
  • Хоровод;
  • Танцевальные движения под музыку.

Восстановление дыхания детей.

Сюрприз – аплодисменты, призы тем, кто хорошо занимался.

Вариативные формы гимнастик:

  • Сюжетная: упражнения объединены общим сюжетом, носят образно-игровой имитационный характер..
  • Игровая: 3 знакомые детям подвижные игры – вводная часть (игры малой или средней подвижности), основная часть (игра высокой подвижности), заключительная часть (игра малой подвижности + упражнение на восстановление дыхания).
  • Комбинированная: игры подвижные и хороводные + упражнения игровые, танцевальные, ритмические, общеразвивающие.

Гимнастика после сна (воздушная ванна) - Не менее 10 минут.

Вводная часть

Медленная ходьба или ходьба под музыку

Основная часть

  • Подвижная игра
  • Ералаш
  • Ритмическая гимнастика
  • Корригирующая гимнастика
  • танцы

Заключительная часть

Восстановление дыхания детей.

МЕТОДИКА  проведения закаливающих процедур ГБДОУ № 87:  проведение «игровой дорожки» (в 2 этапа).

1й этап. Воздушное закаливание после дневного сна    в сочетании с выполнением упражнений на « дорожке - топожке» («тропе здоровья»):  проводится после дневного сна при комнатной температуре (18 о -20 о). Ребенок проходит босиком по дорожке – массажеру,  под тяжестью своего тела перекатывает стопу от пятки до кончиков пальцев и тем самым массирует все рефлекторные зоны подошвы, снимая утомляемость и восстанавливая работоспособность.

Проходя по дорожке-массажеру ребенок выполняет упражнения: Медленная ходьба с глубоким перекатом стоп. - Ходьба на носочках с выполнением дыхательных упражнений: руки вперед – вдох, руки вниз – выдох.  - Ходьба с высоким подниманием колен.    Комплекс упражнений выполняется до 6 раз.

 / Дорожка-массажер включает в себя последовательно выложенные имеющиеся пособия для профилактики плоскостопия: ребристая доска - массажеры для стоп - коврики резиновые, шерстяные, махровые - дорожка со «стопами» - «дорожка-топожка» (ее сшитые из ткани отсеки заполнены природным материалом с массажным эффектом – шишки, камушки, горох).        

2й этап – «Физкультурная тропа»:  Движение детей по маршруту в группе (дорожки, обозначенные шнурами или другими ориентирами),  в который включены имеющиеся спорт. пособия: банкетки, обручи, дуги… В ходе движения дети выполняют  упражнения, двигательные задания с игровой сюжетной мотивацией.

«Физкультурная тропа» может заменяться оздоровительными играми на усмотрение педагога: Коррекционные оздоровительные игры  и упражнения по профилактике плоскостопия, предупреждению нарушений осанки. - Коррекционные оздоровительные игры  и упражнения по профилактике ОРЗ, дыхательные гимнастики. - Адаптационные игры. - Коррекционные оздоровительные (эмоционально оздоравливающие) игры  и упражнения по развитию коммуникативных качеств и эмоциональной сферы – вариативными формами гимнастики после сна..

Пример сюжетной  гимнастики зимней тематики для младшей группы:

  • «Ловим снежинки»: Руки вверх , ладони вверх. - Руки за спину – «Ах»!
  • «Очистим варежки от снега»: Руки вперед -   хлопок .
  • «Очистим валенки от снега»: Наклон вперед-вниз – хлопок под коленями – «Хлоп»!
  • «Садимся в санки»: Присесть – встать
  • Дыхательное упражнение «Вот какой снежный ком слепили»: Круг руками – «Ух»!
  • Подвижная игра в кругу  «Погреемся».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренней гимнастики по группам детского сада

Утренняя гимнастика имеет огромное значение для укрепления здоровья ребенка. Грамотно составленные комплексы утренней гимнастики, которые регулярно проводятся в детском саду, физически  разв...

Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики во второй младшей группе

Утренняя гимнастика во второй младшей группе, или, как ее называют в народе, зарядка, является эффективным профилактическим средством, способствующим сохранению и укреплению здоровья подрастающего орг...

Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики в детском саду.

Вся утренняя гимнастика должна проводиться эмоционально, вызывать у детей хорошее, жизнерадостное настроение.Планирование утренней гимнастики тесно связано с планированием всего материала по развитию ...

Методическая разработка для проведения занятия в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге. Тема: «Я заметен!»

Методическая разработка для проведения занятия  в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.Тема: «Я заметен!»Цель:-по...

Методическая разработка для проведения занятия в старшей группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.

Методическая разработка для проведения занятия в старшей группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге. Тема: «Я заметен!&raqu...