Художественная литература и познавательная деятельность.
статья по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Познавательное развитие является важнейшим направлением психического развития дошкольника и одной из центральных задач образовательного процесса в ДОУ. 

Для поддержания интереса детей используется тематическая организация занятий. Так,  тему зимы поддерживают образы снеговиков, стихи о зиме;  несколько занятий объединены темой детских английских песенок. Ряд занятий построен на тематике сказок.  Еще один способ тематической организации занятий — на основе значений фразеологических оборотов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература и познавательная деятельность

    Познавательное развитие является важнейшим направлением психического развития дошкольника и одной из центральных задач образовательного процесса в ДОУ.

Занятия проводятся один-два раза в неделю.

Форма проведения — групповая (5-6 человек) и индивидуальная.

Каждое занятие состоит из 3 х частей.

Первая часть — начало занятия, направлена на сплочение группы, создание положительного эмоционального фона и настрой на совместную деятельность. По содержанию — это ритуалы приветствия, которые педагог выбирает, руководствуясь содержанием занятия.

Вторая часть — основная. В ней ведется работа по коррекции и развитию речемыслительной деятельности, где дети учатся формулировать мысль и работать с речевыми конструкциями как с объектами познания.

Третья часть — завершающая, ее цель — закрепление позитивного настроя от работы на занятии.

В середине каждого занятия проводится динамическая пауза.

Содержание основной части занятий

В основную часть включены упражнения на развитие мыслительных операций, способности выделять существенные признаки предметов, упражнения на формирование умения формулировать определения понятий, открывать связи между объектами, рассуждать, задавать вопросы, понимать скрытый смысл предметов и мысленно экспериментировать, планировать деятельность в речи.

Содержание упражнений соответствует принципу постепенного усложнения. Например, в первом цикле занятий используется дидактическая игра «Данетка». в которой дети учатся задавать вопросы продуктивно-поискового типа. Во втором цикле используются модели вопросительных слов, с помощью которых дети учатся конструировать вопросы. В конце второго цикла занятий дети задают вопросы, направленные на обследование ситуации, изображенной на сюжетной картинке.

Первый цикл программы в большей мере направлен на коррекцию речемыслительной деятельности, второй цикл имеет развивающий характер. Занятия второй половины этого цикла касаются мировоззренческих вопросов, направлены на развитие творческой активности и формирование у детей нравственных установок.

Для поддержания интереса детей используется тематическая организация занятий. Так,  тему зимы поддерживают образы снеговиков, стихи о зиме;  несколько занятий объединены темой детских английских песенок. Ряд занятий построен на тематике сказок.  Еще один способ тематической организации занятий — на основе значений фразеологических оборотов.

Варианты начала и окончания занятий

  1. Упражнение «Эхо». Сидящий справа от ведущего называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, все дружно за ним повторяют. Затем свое имя прохлопывает следующий ребенок, сидящий справа от первого, и т.д., пока все по очереди не назовут и не прохлопают свое имя.
  2. Упражнение «Колокол». Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают I руки вниз. На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий 4 задает ритм. Повторить несколько раз.

3. Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и по очереди дарят друг другу молча самую добрую, какая только может быть, улыбку.

  1. Упражнение «На что похоже настроение?» Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение (грустное, веселое, смешное, злое и т.д.).

Интерпретируя ответы детей, следует учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

  1. Упражнение «Доброе животное». Педагог говорит, а дети выполняют действия, реагируя на сказанное взрослым: «Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит.

   В качестве примера использования художественного произведения для тематической организации занятий предлагаю Вашему вниманию следующий конспект.  

                          Конспект коррекционно – развивающего занятия для детей 5-6 лет.

Задачи:

  • узнавать предмет по признакам, интерпретировать незнакомые объекты по элементу, детали;
  • устанавливать родовидовые отношения между предметами;
  • понимать значение фразеологизмов;
  • контролировать выполнение плана действий посредством словесной регуляции.

Основная часть занятия

  1. Чтение сказки В. Сутеева «Мышонок и карандаш»

и показ иллюстраций.

Вопросы детям:

  • Как мышонок догадался о том, что рисовал карандаш?
  • Какие части тела еще есть у кошки?
  • Чем похожи мышка и кошка? (У кошки и мышки по четыре лапы, шерсть, морды и др. Про кошку и мышку можно сказать, что они звери.)
  • Чем не похожи друг на друга кошка и мышка? (Размеры, повадки и др.)
  1. Воспитатель загадывает загадки про мышек и кошек. Дети обосновывают свои отгадки, называя признаки животных, обозначенные в текстах загадок.

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

(Кошка.)

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

(Мышка.)

Под полом таится —

Кошки боится.

(Мышка.)

Мягонькие лапки,

А в лапках — цап-царапки.

(Кошка.)

Маленький шарик Под лавкой шарит.

(Мышка.)

  1. Задание детям:
  • Мы сами придумаем загадку о кошке (мышке). Для этого надо вспомнить все, что мы знаем о кошке (как выглядит, где живет, чем питается и т.д.). Давайте составим загадку. Для этого надо рассказать о кошке, не называя ее, например: «Отгадайте, что это за зверь...». Продолжайте. (Можно дать образец.)
  1. Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что обозначает выражение «Скатертью дорожка»? Выслушав высказывания детей, поясняет: так говорят, когда хотят кому-то сказать: «Уходи и больше не приходи». Взрослый читает стихотворение, содержащее данный фразеологизм:  

                            Пришёл к мышонку в гости кот.

                             Хозяин вежлив был.

                              Сырку, колбаски и компот

                             Он гостю предложил.

                              Когда ж кота он провожал,

                              То очень вежливо сказал:

                               «Скатертью дорожка

                               Твоим мягким ножкам».

                         

                                                           

 Вопросы детям:

  • Как принял мышонок гостя? Почему? (Боялся, что голодный кот съест его самого.)
  • Как мышонок простился с гостем?
  1. Упражнение «Скатерть-самобранка». Взрослый предлагает подарить коту волшебную скатерть-самобранку. Кот всегда будет сыт, и мышонку нечего будет бояться.
  • Украсим для кота скатерть-самобранку. (Дети раскрашивают «скатерть» в соответствии с заданным в образце алгоритмом по принципу «продолжи узор»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии детей 2 младшей группы

Доклад для методического объединения воспитателей 2 младшей группы города. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспи...

Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии детей 2 младшей группы

Доклад для методического объединения воспитателей 2 младшей группы города.Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании ...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе через музыкальную деятельность для детей подготовительной группы» Тема: «Со сказкой по дорогам музыки»

Конспект написан для музыкальных руководителей детских садов, также может быть использован в работе педагогов дополнительного образования. Через музыкальную деятельность на занятии дети приобщаются к ...

«Использование художественной литературы в познавательно – исследовательской деятельности»

laquo;Использование художественной литературы в познавательно – исследовательской деятельности» (из опыта работы)...

«Использование художественной литературы в познавательно – исследовательской деятельности»

laquo;Использование художественной литературы в познавательно – исследовательской деятельности»...