ОД по речевому развитию (развитие речи) совместно с художественной литературой.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Знакомство детей с творчеством писателя Е. Шварца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_istoriya_chasov.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дети входят в группу.

- Ребята, отгадайте загадки, которые я для вас приготовила:

Что идёт, не двигаясь с места? (Время)

То еле тянется оно, 

А то, напротив, быстро мчится,

Но никогда остановиться

Ему при этом не дано.  (Время)

К вечеру умирает, поутру оживает.  (День)

Что за гуси пролетают

По семёрке в каждой стае?

Вереницею летят,

Не воротишь их назад.  (Дни недели) 

- Всё верно, ребята. Вы уже догадались, что сегодняшний наш разговор будет о времени. Как вы думаете, когда появилось время?

- Время появилось давно. Оно было всегда.

- Давным – давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и  придумал часы: вкопал столб в землю, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Это были солнечные часы. Мы сейчас проделаем этот эксперимент ( включается настольная лампа, в центр ставится палка, и педагог медленно передвигает лампу. Палка отбрасывает тень и двигается по кругу). Как вы думаете, ребята, удобно ли было пользоваться такими часами?

- Нет. Ими можно было пользоваться только в солнечные дни. А когда было пасмурно, то люди оставались без часов.

-Правильно. Тогда люди придумали песочные часы. Но и у них были неудобства: песок рассчитан лишь на определённый отрезок времени (3, 5, 10 минут). И здесь на помощь пришли механические часы. Они имели механизм и могли показывать время постоянно. Нужно только не забывать их заводить. Модель таких часов я для вас приготовила (рассматриваем механизм). А сейчас давайте подумаем, для чего же человеку время? Может можно обойтись и без него?

- Нет, нельзя. Время нужно человеку для того, чтобы не опаздывать, чтобы делать всё вовремя.

- А как вы думаете, ребята, много ли времени у человека?

- Много, но его нужно беречь.

-Мы недавно читали с вами сказку о времени. Что в ней говорилось о времени?

- Это  «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца. В ней говорится о том, как некоторые дети не берегли время: опаздывали, бездельничали, хулиганили. И за это их наказали злые волшебники: они забрали их  детское время себе, а им отдали своё – старое. Дети превратились в стариков, а злые старики-волшебники – в детей.

- А почему так случилось?

-Потому что тот, кто не бережёт время – сам не замечает как стареет.

- А как дети опять стали детьми?

- Они перевели стрелки часов назад.

- А мы можем так поступить, если что-то не успеем сделать?

-Нет. Время может идти только вперёд.

Вот поэтому мы должны очень бережно относиться  к нашему времени. Не должны опаздывать, не должны бездельничать. Каждую минуту мы должны занять каким – нибудь  делом. Тогда время в пустую у нас не пройдёт. А сейчас мы поиграем в игру «Не опаздывай!». Я буду называть вам время мероприятия, а вы будете показывать его на своих часах.

-Серёжа, завтрак начнётся пятьдесят минут восьмого.

-Виолетта, занятие закончится тридцать минут десятого.

-Ратмир, на прогулку мы выйдем сорок  пять минут одиннадцатого.

-Молодцы. Отлично справились с заданием. Я думаю, что теперь вы будете очень бережно относиться к времени. И тогда успеете сделать много полезных и важных дел.

Тема: «История часов»

Тип: интегрированное (познание ФЭМП совместно с чтением

                                            художественной литературы)

Программное сод-е: формирование элементарных представлений о времени, его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, года; развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать деятельность отдельных интервалов (1 мин, 5 мин, 10 мин); формировать умение определять время по часам; развивать интерес к художественной и познавательной литературе; пополнять литературный багаж сказками, рассказами, загадками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя  с полюбившимися персонажами;

Методические приёмы: наглядные: рассматривание предметов; словесные: беседы, вопросы, напоминание, чтение худ. произведения; физминутка.

 Демонстрационный материал: портрет писателя Е. Шварца, книга сказок

                                                                             Е. Шварца.

Раздаточный материал: часы.

Оборудование: настольная лампа, механические часы, песочные часы, палка.

Предшествующая работа: чтение и анализ сказки,  беседа об истории

                                                   создания часов, проведение эксперимента.

Предварительная работа: определение времени по часам.

Структура занятия: 1 Вводная часть: загадывание загадок.

                                     2 Основная часть: рассказывание истории часов

                                                                        беседа и анализ сказки.

                                      3 Заключительная часть: д\и «Не опоздай!»

Организация занятия: дети сидят за столами.

                                    Муниципальное учреждение

                       «Управление дошкольного образования»

                      Исполнительного комитета Нижнекамского

                   Муниципального района Республики Татарстан

                        Конспект интегрированного занятия

      (познание ФЭМП совместно с чтением худ. литературы)

                       в подготовительной к школе группе 

                                               (История часов)

                                                                                                                  Составила:

                                                                                             вос-ль 1 кв. категории

                                                                                                      Колесникова Ю.Н.

                                           Республика Татарстан

                                                  г. Нижнекамск

                                                          2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: -«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша». -Чтение художественной литературы дошкольниками. (29.02.12)

«Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша».     Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ре...

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)

Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...

Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....

Статья "Развитие связной речи дошкольников через художественную литературу"

В данной статье представлена информация о развитии связной речи дошкольников посредством художественной литературы, роли педагога в ознакомлении детей с литературой, методах ознакомления....

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...