НОД по художественной литературе
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Никифорова Мария Иннокентьевна

Конспект НОД в подготовительной  группе (Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_hl_osen.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной  группе (Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»)

Образовательная область: «Художественная литература»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация»,  «Музыка».

Цель: Помочь детям запомнить стихотворение с помощью разнообразных методов заучивания, развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь, воображение.

Задачи:

- продолжать развивать поэтический слух детей: умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;

- учить детей выразительно читать наизусть стихотворение «Осень» - передавая интонационную спокойную, грусть, осенней природы.

- развивать внимание, память, логическое мышление и творческое воображение.

- развивать умение строить высказывания типа рассуждений.

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы и оборудование: детские рисунки на тему «Осень», презентация, музыка

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Предварительная работа: Беседа про осень. Рассматривание иллюстраций, презентации;

Форма проведения НОД: подгрупповая.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.    (Осень)

Воспитатель включает запись пьесы «Осень» А. Вивальди и спрашивает:

- Какое время года напоминает эта музыка? (Ответы детей: капает дождик, летят листочки, становиться холодно….).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (осеннее оформление группы, из этого дети сами должны догадаться)

- Какие приметы осени вы знаете? (дни становятся короче, солнце светит меньше…). Слайд 1: Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций.

Воспитатель: - Правильно сегодня речь пойдет об осени, назовите мне, пожалуйста, осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Вы любите осень? Почему?

- Сейчас идут последние дни сентября. В народе этот месяц называют листопадничек (воспитатель просит повторить детей).  

- Как вы думаете, почему? А теперь представьте, что вы листочки и медленно красиво, покружитесь под музыку (А. Вивальди «Осень») и тихонечко сядьте на свои места.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем разучивать стихотворение  «Осень». Его написала автор Евгения  Федоровна Трутнева (дети повторяют).

Воспитатель выразительно читает стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,                               Под ногами шелестят,

Двор как в солнечных лучах,                            И летят…летят…летят.

Это платье золотое                                            Высоко от земли,

У березы на плечах.                                          Пролетели журавли.

Утром мы во двор идем,                                   Все летит! Должно быть, это

Листья сыплются дождем.                                Улетает наше лето.

Воспитатель:- О каком времени года это стихотворение?

-  Как вы догадались, что это про осень? Как называется стихотворение? (Полные ответы детей)

Воспитатель:- Молодцы! Автор этого стихотворения Евгения  Федоровна Трутнева. Евгения Трутнева – писатель, поэт. Известная детская поэтесса. У нее было опубликовано более 40 сборников ее стихов. Слайд 2 (портрет)

Воспитатель: - Ребята, какие же сравнения использует поэт в стихотворении!

- Как вы объясните слова поэта: «Стало вдруг светлее вдвое, двор, как в солнечных лучах»? (Ответы детей подвожу к тому, что листья пожелтели, и от этого стало светлее вокруг).

Воспитатель:- Вспомните, как сказано об осеннем наряде березки. (Ответы: «Это платье золотое у березки на плечах»)

Воспитатель: - И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое.

Воспитатель: - Еще в стихотворении говорится: «Листья сыплются дождём», почему так сказала поэтесса? На что похожи осенние листья? Подберите сравнение к слову листья. Листья летят как... (будто танцуют, дожд, птицы, парашютики,).

(Ответы детей: Ветер обрывает листья и происходит осенний листопад. Прямо как дождь)

Воспитатель читает следующее четверостишье

«Под ногами шелестят

И летят…летят… летят»

Воспитатель: - В слове шелестят, уже слышится, как шуршать листья, когда мы идём по ним. Давайте тихо произнесём несколько раз слово «шелестят». – Вы слышите шуршанье листьев?

Воспитатель: Ребята, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, Должно быть это, улетает наше лето»? Почему немножко грустно? (Ответы детей: наше теплое лето закончилось, становится холодно…)

Физкультурная минутка с листьями.

Воспитатель: - Молодцы, а сейчас давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру:  «Собери лепесток»

Воспитатель читает ещё раз стихотворение с опорой на схемы. Слайд 3

Воспитатель: - Я прочту стихотворение еще раз. Постарайтесь его запомнить. Вы можете повторять вместе со мной, но без голоса одними губами.

Воспитатель повторно читает ещё раз стихотворение и показывает жестами.

А теперь я еще раз прочитаю, и буду показывать слова стихотворения движениями,  встаньте врассыпную и повторяйте за мной слова без голоса, но теперь с движениями. 

Воспитатель: - Ребята, кто хочет попробовать прочитать это стихотворение? Вызывает одного, напоминая, что надо назвать поэта и название стихотворения.

Затем 3 человек, они рассказывают по четверостишью друг за другом. Дети читают стихотворение по памяти, если есть, затруднение воспитатель помогает.

 - А теперь давайте попробуем рассказать стихи руками. Кто хочет?

Воспитатель: - Молодцы, вы хорошо запомнили и прочитали стихотворение Евгении Федоровны Трутневой «Осень». А сейчас мы с вами поиграем.

- Теперь поиграем в игру «Доскажи словечко» (воспитатель не читает строчку стихотворения не до конца, последние строчки досказывают дети)

Воспитатель: - Молодцы, все хорошо справились с заданием.

- чем мы сегодня занимались на занятии?

- как называется стихотворение, которое выучили?

- кто автор этого стихотворения?

- как мы учились запомнить стихотворение?

- что вам больше понравилось на занятии?

- что было труднее всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....