Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Сегодня так светло кругом!»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Ковальчук Юлия Александровна

Познакомить детей со стихами об осени; приобщать их к поэтической речи. Расширить представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, отображенных, в стихах русских поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_ozn._s_hud._lit.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

на тему:

«Сегодня так светло кругом!»

Цель: познакомить детей со стихами об осени; приобщать их к поэтической речи. Развивать умение высказывать суждения, соотносить по настроению образцы поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ. Продолжать совершенствовать художественно-речевое развитие детей при чтении стихотворений, прививать чуткость к поэтическому слову.

Задачи:

образовательные:

расширить представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, отображенных, в стихах русских поэтов;

обогатить словарь детей образцами образной лексики, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; подборе эпитетов;

учить детей чувствовать настроение, выраженное в поэтическом слове;

развивающие:

развивать воображение; эстетическое восприятие окружающего мира

воспитательные:

- воспитывать чуткость к русскому слову;

Предварительная работа: разучивание стихов об осени.

Оборудование: картины осени,муляжи фруктов и овощей, мяч.

I. Организационный момент

Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы догадайтесь, о чём мы с вами будем говорить.

«Время года отгадай.

Собираем урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет» (Осень)Правильно ребята. Это ОСЕНЬ. Какие слова помогли вам отгадать загадку?

1часть

Воспитатель: Ребята, мы с вами восхищались яркими красками ранней осени. В начале осени было тепло и приятно. Иногда даже летали бабочки, радовали нас. И стихи о ранней осени необычайно выразительны. Каждый человек по-своему представляет и чувствует осень. Поэты и писатели свое отношение к осени выражали через слово.

Вот послушайте стихотворение Ивана Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

Воспитатель: Вот такое замечательное стихотворение об осени написал поэт Иван Бунин. Ранней осенью происходят изменения в природе. Какие приметы ранней осени вы знаете? (На улице холодает, люди собирают урожай фруктов и овощей) Отгадайте загадки об овощах и фруктах, которые поспевают ранней осенью. Отгадку найдите на подносе.

1. В золотой шелухе

Очень нравится он мне.

Стоит очистить шелуху,

Слёзы проливать начну. (Лук)

2. Круглое, румяное,

Сочное и сладкое,

Очень ароматное,

Наливное, гладкое,

Тяжёлое, большое,

Что это такое? (Яблоко)

3. Летом в огороде

Свежие, зелёные,

А зимою в бочке

Крепкие солёные. (Огурцы)

4. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла

Ты посоли её немножко

Ведь, правда, вкусная она? (картошка)

Все названные овощи выставляются на столе.

Воспитатель: Назовите всё это одним словом. (Плоды)

Воспитатель: Где растут овощи? Где растут фрукты? (Ответы детей)

Воспитатель: Что здесь лишнее и почему? (Лишнее яблоко, так как это фрукт, а всё остальное овощи)

Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение ещё одного русского поэта Аполлона Майкова. Называется оно «Осень»

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлек:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес.

Воспитатель: Ребята, какое замечательное стихотворение! А ещё одно стихотворение об осени Константина Бальмонта прочитает Маша Соротокина.

Скажите пожалуйста, какое стихотворение вам

понравилось больше и почему.

Физминутка «Ветер дует нам в лицо»

2 часть

Воспитатель: Осень вступает в свои права, меняются природа и погода. Наступает следующий период осени. Как он называется? (Золотая осень) Послушайте стихотворения об этом.

Алексей Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

А. Пушкин Осень

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Воспитатель: Как называется явление, когда падают листья? (Листопад)Ребята, ещё раз послушайте как Пушкин описывает листопад. «Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей», правда красиво?

Игра с мячом «Лист какой?»

У клёна – кленовый и т. д.

У дуба - дубовый

3 часть

Воспитатель: И последний период осени как называется? (Поздняя осень) Послушайте стихотворение А. С. Пушкина

«Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: Как Пушкин написал про осень? Какая это пора (Скучная пора) Вот такие замечательные стихи писали русские поэты об осени. Давайте вспомним все приметы осени.

- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

4часть Игра «Скажи какая, какие, какое»:

- Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая);

- Деревья осенью какие? (разноцветные, пестрые, яркие);

- Осенью погода бывает какой? (ненастной, ветреной, дождливой);

- Осенью настроение какое? (грустное, печальное, тоскливое);

5 часть

Игра «Скажи наоборот» (антонимы):

Осень ранняя – поздняя;

день веселый – грустный;

день солнечный – пасмурный;

погода хорошая – плохая

осенью тепло- холодно

осенью светло – темно

осенью грязно – чисто

осенью грустно – весело

птицы кричат громко – тихо

птицы улетают далеко – близко

осень приходит – уходит

говорить - молчать

6 часть

Итог занятия.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Всё знаете об осени. Сегодня мы с вами вспомнили приметы осени и насладились прекрасными стихами об осени русских поэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Счастья и Добра»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка...

Конспект занятия для подготовительной группы на тему "Как мы дышим?"

Данное занятие помогает познакомить детей с ролью воздуха и органов дыхания в жизни человека, с основными особенностями работы дыхательной системы, воспитывать желание бережно относиться к этому жизне...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:" В.И. Даль. "Старик-годовик"

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе детского сада. Работа  направлена на уточнение и систематизацию знаний детей о временах года....

Конспект занятия в средней группе на тему "Дом, который построил Круг"

Цели:- закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5; учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»- совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, обозначат...