«Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой».
статья по художественной литературе (младшая группа)

Ермолаева Елена Викторовна

Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге. (Сухомлинский В. А.)

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка.

Важнейшие источники развития выразительности детской речи – произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки).

Ознакомление детей с художественной литературой оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи детей. Поэтому, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно, живо, образно он умеет рассказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владения богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно о его умственном, эстетическом и эмоциональном развитии.

1. Значение художественной литературы для речевого развития дошкольников в ДОУ.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературных произведений. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении.

Ознакомление детей с книгой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является создание в детском саду (группе) книжного уголка. Каждая возрастная группа имеет свой книжный уголок.

Труд детей в книжном уголке необходимо организовать в течении всего года.

Формирование предметно-развивающей среды

При организации уголка книги в первую очередь необходимо выбрать место его в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору произведений художественной литературы для уголка и качеству самих книг.

Требования к качеству детской книги:

  • книга должна быть достаточно крупной по формату А4 или А5 для индивидуального чтения
  • с прочным корешком и прошитыми страницами, хорошо, когда переплет твердый картонный.
  • Бумага в книгах должна быть хорошего качества: белая или чуть бежевая.
  • Шрифт четкий, ясный, контрастный, крупный (еще не умея читать, многие дети начинают рассматривать текст, искать в нем знакомые буквы и слова)
  • Объем: для детей раннего возраста хороши книги, в которых под обложкой лишь одна сказка, или сборники из трех-четырех произведений.
  • Иллюстрации: они должны не просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание. Цветовая гамма иллюстраций должна быть нежной и спокойных полутонов (яркие краски агрессивны). Необходимо избегать компьютерной графики, она аляповата, холодна, не несет в себе ни любви, ни тепла души художника. Иллюстрация должна быть на каждой странице книги, а лучше всего, когда на каждое предложение или поэтическую строчку приходится иллюстрация. Плохо, если изображенные звери одеты в детально прорисованные костюмы и практически ничем не отличаются от людей. Необходимо избегать слащавых кукольных картинок. Необходимо обращать внимание на лица героев. А также не стоит недооценивать роль пейзажа: ребенок должен представлять где разворачиваются события, также это расширяет кругозор, формирует в его сознании картину мира.

Литературные произведения в уголке книги должны быть подобраны с учетом требований программы для детей данного возраста.

Содержание знаний детей младшей группы о развитии речи посредством ознакомления с художественной литературой.

Ознакомление детей младшей группы 3–4 лет с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать детское внимание на образный язык произведений, привлекая к повторению отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если дети повторяют интонацию воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Работа по ознакомлению с художественной литературой ставит задачи формирования эмоционально – образного восприятия произведений, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи. Знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Дети легко запоминают такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки» и т.п.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З.Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, эмоциональное настроение.

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

При повторном чтении дети начинают запоминать стиховые строчки, усваивают смысл стихотворения, обогащают свою речь тем, что запоминают отдельные слова и выражения.

Необходимо обращать внимание детей на картинки: они помогут им находить правильные грамматические формы и называть точное слово, обозначающее предмет, его действия, признаки, качества, характеристики.

Дети данного возраста учатся разным способам словоизменения и словообразованию и построению разных типов предложений. Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия, составлять сюжетный рассказ по картине, рассуждать, объяснять.

Основные методы ознакомления с художественной литературой

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2.Рассказывание воспитателя.

Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

Приемы обучения рассказыванию.

1. Рассказывание по вопросам представляет по существу ответы детей на вопросы, задаваемые воспитателем в определенном порядке.

Важно вопросы составить заранее и таким образом, чтобы вопросы были понятны детям, чтобы они могли наиболее полно и последовательно передать содержание рассказываемого.

3.Инсценирование.

Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Дети дошкольного возраста не только благодарные, увлекающиеся слушатели, но и зрители. Они любят смотреть спектакли кукольного или теневого театров, кукольные представления. Эти зрелища для детей имеют воспитательную ценность. Они обогащают эстетическое восприятие, так как в спектакле соединяются разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство, сценическое искусство.

Инсценирование художественных произведений требует от воспитателя предварительной подготовки, которая заключается в следующем: работа над передачей выразительности текста произведения, подбор игрушек, кукольной обстановки и других предметов, репетиция спектаклей игрушек, чтобы овладеть наиболее удобными и экономичными движениями для передачи действия кукол. Подобные спектакли игрушек, как полезное и радостное развлечение, можно показать детям в часы игр во вторую половину дня.

4.Заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику

В конце занятия можно повторное чтение произведения(если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ  БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой

Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой Обратите свое сердце к книгам«Какое богатство мудрости и добрарассып...

Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой

Обратите свое сердце к книгам«Какое богатство мудрости и добрарассыпано по книгам всехвремен и народов!»Л.Н Толстой....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

- педагогический эксперимент (констатирующие, формирующие, контрольные опыты) с применением разных методик обучения...

Доклад творческой группы по годовой задаче "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой с учётом регионального компонента"

Подвижные игры воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте, развитие темпа и ритма речи....