Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста
статья по художественной литературе (средняя группа)

Бархудинова Инна Сергеевна

Семья! Как много это слово значит. И, неважно какого возраста человек. Будь тебе пять лет или тридцать. На протяжении всей своей жизни человек нуждается в семье. Он учится создавать свою семью, не похожую на других – идеальную. Но, к сожалению, не всегда получается обойти стороной ссоры, мелкие передряги. Еще в детском возрасте закладываются любовь и чувство патриотизма. Любовь к природе, своему дому и конечно стране. А начинается все с семьи. Часто я задаюсь вопросом, как же правильно заложить эти первые чувства? Как воспитать человека любящего и уважающего свою семью, Родину?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dekabr.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста


Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста

Семья! Как много это слово значит. И, неважно какого возраста человек. Будь тебе пять лет или тридцать. На протяжении всей своей жизни человек нуждается в семье. Он учится создавать свою семью, не похожую на других – идеальную. Но, к сожалению, не всегда получается обойти стороной ссоры, мелкие передряги. Еще в детском возрасте закладываются любовь и чувство патриотизма. Любовь к природе, своему дому и конечно стране. А начинается все с семьи. Часто я задаюсь вопросом, как же правильно заложить эти первые чувства? Как воспитать человека любящего и уважающего свою семью, Родину?

Работая в детском саду, я предлагаю детям разнообразные сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождение у бабушки», «В гости к дедушке идем». С большим интересом дети рассказывают о семейных традициях по картинам. Собирают портреты членов семьи, пазлы «Дом, в котором я живу». Дидактические игры «Кто главный», «Маленькие помощники», «Ласковое слово» все больше и больше набирают популярность среди дошкольников. В режимных моментах проводятся беседы о семье, о том, где дети живут, как зовут их родственников. Вместе с родителями мы создаем семейные альбомы, проводим мероприятия с участием и детей и родителей. Но, не смотря на обширный объем знаний данный в детском саду, на первом месте стоит пример родителей. Процитирую маму, которая однажды написала для нас эссе «Формула семейного счастья»: «Мы с мужем, всегда стараемся стать примером для своих детей. Чтобы научить убирать вещи по местам — всегда убираем за собой свои вещи, будь то техника или одежда. Так же, я считаю, очень важным научить детей отвечать за свои слова, мы с мужем показываем своим примером, что обещания необходимо выполнять, и что слов на ветер бросать не стоит. Что обязательно нужно думать, прежде чем давать обещания. Своим же примером, мы стараемся, привить у детей любовь к чтению. Каждый вечер, перед сном, мы собираемся все вместе и читаем сказки, обсуждая сюжеты и героев. Так как Дарья уже научилась читать, иногда она читает нам небольшую сказку, а потом уже отец читает им. Дети знают, что в книгах открывается чудесный сказочный мир, и очень рады такому времяпрепровождению».

А ведь и правда, художественная литература самый лучший учитель для наших детей. Существует огромный выбор сказок и рассказов, для того, что бы у ребенка сформировался правильный образ семьи. Еще в XIX веке А. С. Пушкин в своем творчестве много внимания уделял роду и семье, видел в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, подчеркивал историческое значение семьи для развития государства в целом. Жанр литературы о семье очень разнообразен – от поговорок, пословиц и сказок, до крупных многотомных саг. Семью и внутрисемейные взаимоотношения можно назвать одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества любого писателя. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, A.M. Горький, М. А. Шолохов и многие другие мастера художественного слова рассматривали проблемы общества и человека сквозь призму социально-бытовой сферы жизни, ведь семья – бесценный микромир личности, который символизирует собирательный образ Отечества. Острые вопросы жизни, неурядицы, горе и трагедии связаны, прежде всего, с внутренними проблемами домашнего очага.

Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой развивается герой, описывая семейный уклад и традиции, изучая разные системы воспитания.

Очень интересны произведения современного детского писателя — Олега Кургузова. Его произведения говорят о том, как важны для ребёнка семья, родители, и неважно есть в доме новая мебель или нет: так приятно просто сидеть на полу в обнимку со своими самыми близкими людьми («Давно мы не прижимались друг к другу»). У Т. Боковой вышла книга под названием «Стихи для детского сада», в которой есть блок стихов про семью. Читая эти стихи, понимаешь, с какой теплотой и любовью писательница относится к семье, как важны тёплые и нежные взаимоотношения. Эти стихи написаны от лица ребёнка и передают его чувства: переживание, тревогу, заботу, и конечно, любовь. Читая вместе с ребёнком произведения на тему «детско-родительских взаимоотношений», взрослый и сам задумывается над тем, как складываются взаимоотношения в их семье. Что можно изменить к лучшему, как построить свою жизнь, чтобы всем членам семьи было комфортно в семье. А ребёнок, читая эти произведения, учится на примере героев правильному общению в семье со своими самыми близкими для него людьми. Тенденции изображения семьи в современной детской литературе таковы, что очень мало внимания авторы, пишущие для детей, уделяют проблеме взаимоотношений самих детей между собой, между детьми и взрослыми. Современная литература для дошкольников имеет игровой характер, в ней превалирует жанр авторской сказки, подтекст которой не всегда понятен дошкольнику. Реалистических произведений, показывающих ребёнку жизнь современной семьи нет. На первой межвузовской научно-практической конференции «Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения» также был поднят этот вопрос. Родители стали уделять внимание литературе, как источнику практического обучения. За неимением качественных произведений о семье воспитатели обращаются к классике или к произведениям написанным в 50–80-е годы ХХ в. Интересные с точки зрения проблем, которые в них поднимаются, эти тексты не всегда понятны детям. Например, дети не понимают, почему мальчику нельзя было взять и съесть сливу до обеда, почему отец пугал мальчика тем, что, съев косточку, можно умереть (рассказ Л. Толстого «Косточка»). Именно в таких произведениях родитель и воспитатель может помочь и объяснить сущность семейных традиций. Такие моменты детям легко запоминаются, они способствуют формированию правильных представлений о внутрисемейных отношениях. Есть книги, читая которые дети видят себя как бы со стороны. Это сопоставление себя со своим сверстником — литературным героем — помогает малышам, задуматься «Какой я?», а взрослым выразить свои педагогические требования в образной, художественной форме, которая больше понятна и близка детям, чем прямое назидание и поучение. Чувства и мысли, усвоенные в детстве, глубоко западают в душу. Художественные произведения, рассказывающие детям о детях, о семье, раскрывающие ребёнку его собственный мир, должны стать ядром всего детского чтения, а юмористические произведения занимают в этом ядре особое место. Юмор формирует у читателя более широкий и объективный взгляд на себя и окружающих, а также создаёт своеобразную психологическую защиту. Юмор позволяет более открыто и свободно вести себя в трудных ситуациях, укрепляет уверенность в своих силах. Книга может выступать как средство разрешения собственных проблем. Ребёнок, встретившись в жизни с какой-то новой для него ситуацией, не будет пугаться, если когда-то это уже было прочитано им в художественном произведении а, значит, уже знакомо. Юмор и занимательность — это порою кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и сознанием юного читателя. Такие знаменитые авторы, как В. Драгунский и Н. Носов виртуозно владели чувством юмора, глубоко чувствовали и понимали хрупкий мир ребёнка. Их произведения наполнены не только глубоким нравственным смыслом, но и юмором, способствующим лучше и глубже, чем все наставления раскрыть ребёнку взаимоотношения между людьми, нравственные принципы, принятые в обществе, в которое он только вступает. И чтобы эти шаги становились всё увереннее и твёрже детей просто необходимо знакомить с произведениями этих замечательных авторов.

Любое произведение прочитанное ребенку, обязательно должно соответствовать его возрасту. Так ему будет легче запомнить и понять смысл. Например, для детей старшей группы подходят рассказы В. Осеевой «Печенье», «Сыновья». В этих рассказах легко улавливается смысл семейных взаимоотношений. Делиться нужно не только с братиком, но и с мамой или бабушкой. Даже вкусным рассыпчатым печеньем. И совсем не важно умеет ли твой сын красиво петь, или имеет силу немереную, главное, что душа его чистая, добрая, уважающая своих родителей и почитающая их труд. Замечательные и трогательные стихи о семье написал Аким Яков «Моя родня», «Мой брат Миша» про любовь ко всем членам своей семьи, старшего брата к младшему. Для детей младшего возраста хорошо подойдут русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Они учат малышей не только добру и взаимоуважению, но и тому, что родителей нужно слушаться, чтобы не попасть в передрягу.

Художественная литература играет большую роль в создании благоприятной психологической обстановки в семье. Совместное чтение способствует нахождению контакта между взрослым и ребёнком. Даёт возможность лучше понять друг друга, обсудить ситуации, встречающиеся в произведении, возможность высказать свою точку зрения

Список литературы:

1. Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: сборник по материалам l-ой Межвузовской научно-практической конференции /Под ред. З. А. Гриценко. — М.: МГПУ,2007.

2. Бокова Т. Стихи для детского сада. -М. ,2006.

3. Вестли Анне-Кат. Маленький подарок Антона. -М. ,2007.

4. Кургузов О. Рассказы маленького мальчика. -М. ,2006

5. Максимова С. М. Значимость художественной литературы в воспитании детей в семье [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8190/

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по тематическому контролю на тему:"Эффективное использование художественной литературы для формирования грамматического представления у детей"

Материал представлен в форме аналитической справки  по проведенному тематическому контролю,  с небольшими рекомендациями по дальнейшей работе....

презентация: "Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании ребёнка среднего дошкольного возраста".

Хочу представить Вам свой проект. Прежде чем преступить к данному проекту мы долго наблюдали за детьми и выявили, что дети совсем не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враж...

Использование художественной литературы в формировании основ творческого мышления детей дошкольного возраста

Огромным ресурсом для развития у дошкольников основ творческого мышления является детская художественная литература....

Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)...

Доклад «Использование художественных произведений в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Если проанализировать детскую литературу вообще, то вряд ли найдется автор, у которого нет произведения, где затрагивается тема природы. Значительную часть своего творчества посвятили природе многие п...

Консультация на тему: «Влияние художественной литературы на формирование нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, наиболее чувствительный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэ...