«Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой».
консультация по художественной литературе

Хмарина Татьяна Владимировна

Описание работы: в сообщении раскрывается необходимость приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Адресовано воспитателям дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой».

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии.

К сожалению, телевизор и компьютер зачастую занимают большую часть пребывания ребенка дома, заменяя возможность вместе с родителями прочитать книгу или просто заняться рассматриванием картинок. Это привело к снижению культуры сенсорного контакта, столь важной в дошкольном возрасте. Поэтому дети, насмотревшись движущихся картинок, не имеют опыта разглядывания не только неподвижных изображений, но и даже реального мира вокруг.

      Задача воспитателя – приучить детей к мысли о том, что чтение – это не просто развлечение, это своего рода труд, разминка для ума. Над каждой сказкой надо подумать, ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Урок нам преподают не только сказки, но и стихи, рассказы, и даже загадки.

Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм.

При ознакомлении детей с художественной литературой следует учитывать их возрастные особенности:

  1. Для детей младшего дошкольного возраста характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, доступно установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, при этом дети чаще всего не понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа.
  2. В среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На 5-ом году появляется реакция на слово, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
  3. В старшем дошкольном возрасте детей интересуют не только поступки героев, но и их мотивы. У детей усложняется понимание литературного героя.

Умение  воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте у детей формируют навык совместного слушания , умения отвечать на вопросы. Начиная с младшей группы, детей подводят различению жанров. Педагог сам называет жанр художественного произведения. Задача педагога – создать условия для того, чтобы новые слова «сказка», «стихотворение» вошли в речь детей.

В среднем дошкольном возрасте становится возможным небольшой анализ произведения, т.е. беседа о прочитанном.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам. Желание слушать их чтение. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову.

Педагог может включить литературный материал в другие занятия, например, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать.

Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений.

Чтение этих книг обязательно сопровождается беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Педагог помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи. При правильной постановке вопросов у ребенка возникает желание подражать нравственным поступкам героев.

Каждое занятие по ознакомлению со сказкой можно поделить на 5 отдельных занятий.

 1. «Слушаем сказку» - предусматривает знакомство с новой сказкой.

2.  «Рассказываем сказку» - начинается с коллективного пересказа сказки.

3. «Показываем сказку» - включает в себя инсценировку знакомой сказки.

4. «Читаем сказку» - детей готовят к обучению чтению. Вместо персонажей выставляются начальные буквы имен героев.

5. «Рисуем сказку» - ставятся проблемные задачи, решение которых требует владение карандашами, красками.

Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Мы должны  привить им любовь к художественной литературе, научить детей любить сам процесс чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Консультация для педагогов на тему: "Развитие способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой"

В данном материале представлены практические рекомендации для педагогов по рзвитию способностей детей средствами ознакомления с художественной литературой....

Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой"

Значение художественной литературы для жизни и успешного обучения ребенка в школе...

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"

В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...

Консультация для воспитателей «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»

Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников....