Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу
материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Ульянова Наталья Анатольевна

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1»

 «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу»

Воспитатель:

1 квалификационной категории

Ульянова Н.А.

2019

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является наиболее специфичным для старшего дошкольного возраста.

В контексте ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность. 

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она развивает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Актуальность: в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Цель - освоение ребенком духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве;
  • представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Изучение художественной литературы способствует реализации задач Стандарта.

Задачи и содержание работы ДОО по освоению детьми образовательного модуля «Чтение художественной литературы»

Целью работы ДОО в соответствии с ФГОС ДО, по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Содержание образовательного модуля «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

• развитие литературной речи;

• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить дошкольника в художественные тексты, которые раскрывают перед ним богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. При выборе произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны дошкольникам.

Во всех странах дошкольное литературное образование и воспитание базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения — систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.

Важно также учить детей сопоставлять услышанное с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, показать свое отношение к ним, кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Таким образом, задачи и содержание работы ДОО по освоению детьми образовательного модуля «Чтение художественной литературы» направлены на достижение цели формирования познавательного интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов в процессе восприятия художественной

Формирование познавательных интересов в процессе восприятия художественной литературы включают в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы.

К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).

К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:

- интегрированные занятия, объединяющие содержание разных образовательных модулей (например, «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» и др.),

- театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

- обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок,

- «сочинение» сказки. Предлагается детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;

- «салат из сказок». Предлагается детям свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;

- проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»);

- занятия с использованием мультимедийных средств;

- занятия – экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.

Ознакомление с художественной литературой осуществляется как на занятиях, так и в совместной, и самостоятельной деятельности детей. В процессе занятий работа над текстом включает в себя четыре этапа.

1. До чтения необходимо назвать фамилию автора, название произведения, можно зачитать из него фрагмент, показать детям предшествующую тексту иллюстрацию. Это побуждает ребят строить предположения о содержании текста, его тематике, героях. Главное - вызвать у детей желание прочитать книгу.

 2. Чтение текста. В процессе чтения необходимо делать короткие остановки, чтобы объяснить и уточнить значения слов, предложить детям вообразить ту или иную сцену, домыслить последующие события, прочувствовать эмоциональное состояние героев, задать вопросы. Таким образом, у ребят развивается умение внимательно слушать, осмысленно воспринимать текст, выражать свое отношение к прочитанному.

 После чтения провести обсуждение текста с целью выявления:

 1. как дети поняли главную мысль произведения;

2. каково их отношение к поступкам персонажей;

3. каково отношение автора к своим героям;

4. насколько сбылись предположения о содержании текста.

По мере необходимости эпизоды можно перечитать, попросить назвать другие знакомые детям произведения данного жанра, определить с детьми их характерные признаки.

В заключение дети воспроизводят содержание текста: инсценируют эпизоды, «оживляют» иллюстрации, разыгрывают пантомимы, рисуют картинки, озвучивают их и пересказывают с помощью пиктограмм.

В подготовительной группе используются присказки, особенно в тех случаях, когда не проводилась подготовительная работа к занятию. По своему настрою, присказка связана с произведением. Во втором полугодии дети, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь. Присказку следует рассказывать дважды.

После чтения проводится беседа, задаются вопросы, которые помогают воспитанникам лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; повторяются наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, чтобы постичь языковую особенность произведений данного жанра. Для формирования интереса к чтению проводятся разнообразные формы организации совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой: турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя.

Для развития познавательного интереса в группе немаловажное значение имеет создание развивающей предметно-пространственной среды, которая включает «Книжный уголок», в которой подобраны альбомы с портретами писателей, иллюстрациями и сериями сюжетных картинок к книгам, красочные издания различных жанров – стихи, рассказы, сказки, фольклор, загадки и другие. Кроме того, имеются аудиокниги, которые можно прослушивать. В книжной мастерской можно самому ребенку изготавливать мини-книжки с иллюстрациями и брать их домой для семейного чтения.

Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в детском саду используются также ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир.

В старших группах много времени уделяется рассказыванию сказок. Во время рассказывания необходимо показывать детям эмоции, мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей целесообразно проводить конкурс на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, «Что за чудо эти сказки…», «Кого встретил Колобок?». Проводить игры-драматизации отдельных эпизодов по желанию детей.

В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте – маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.

Развитию у детей восприятия и понимания литературных произведений способствует разнообразная, интересная и содержательная деятельность, которая может включать как формы, организуемые взрослыми, так и самостоятельную творческую деятельность самих детей, тем самым формируя познавательный интерес.

Произведения художественной литературы формируют познавательный интерес ребенка, открывают и объясняют детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности, развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Роль художественной литературы в развитии познавательных интересов детей действительна велика. И во многом, как от родителей, так и воспитателей зависит, станет ли ребенок испытывать радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.

 Список литературы:

  1. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 1980 – 224 с.
  2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие - С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
  3. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. : Питер, 1996. – 324 с.
  4. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с.
  5. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская – М.: Педагогика, 1972. – 152 с.
  6. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. – С. 128.
  7. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] /Е. А. Флерина. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 334 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры

В статье представлен опыт работы по развитию познавательного интереса старших дошкольников через электронные дидактические игры. Автор приходит к выводу, что используя разнообразные электронные игры,...

Выступление на XXI Всероссийской научно-практической конференции "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом"

        Аликина А.Ю.воспитательМБДОУ №27г.Канск   Проект "Развитие познавательного интереса старших дошкольников через ознакомление с космосом" для ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы».

Способствовать формированию практических навыков посева семян в рамках проекта: создание мини-музея «Хлеб – всему голова»....