Все дело в шляпе или беседа о головных уборах
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Жидкова Мария Михайловна

Для ребенка важно развивать творческое воображение. Обследуя предметы дошкольник учиться выделять  главные и второстепенные функции предметов,  сравнивать, классифицировать, материалы из которых они изготовлены.Но не только обследованпие предметов способствует развитию творческого воображения у дошкольников. Образность русского языка - широкое поле для развития речи и устного творчества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_22.03.2019.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОД «Беседа о головных уборах»

Цель: создание условий для развития творческого воображения.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение выделять главные и второстепенные функции предметов, продолжать учить детей сравнивать, классифицировать, материалы из которых они изготовлены;

Развивающие: развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах одежды: различать и называть существенные детали головных уборов, группировать их по функциональному признаку;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника не перебивая.

Материал: головные уборы разного назначения; две шапки – одна мятая, старая, другая – аккуратная, красивая; шапки для оформления выставки-салона «Головные уборы», заготовки для дизайн-студии «Головные уборы» (…).

Предварительная работа: чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

Ход ОД:

  1. Беседа по пословице «По Сеньке и шапка»

У воспитателя на столе две шапки: одна – мятая, старая, потрепанная, а вторая – аккуратная, красивая. С помощью воспитателя дети начинают сравнивать обе шапки.

Воспитатель: Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один – ленивый, неряшливый, все делал кое-как. И дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нем была (какая?) вот эта – мятая, неказистая (показывает старую шапку). Про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка!».

А другой Сенька был ловкий, умелый; дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка у него была (какая?) аккуратная, красивая, вот эта. Про такого люди говорили с уважением, как бы любуясь им: «По Сеньке и шапка!»

  1. Упражнение на интонационную выразительность

Дети надевают шапку и произносят слова пословицы с усмешкой или с уважением. После этого предложить надеть свои шапки и побеседовать с ними.

Воспитатель: Как вы думаете, ваши шапки довольны своими хозяевами? Нет ли у них обид на вас? Не хотите ли вы им что-нибудь сказать?

  1. Классификация шапок по материалу: меховые, вязаные, болоневые.
  2. Беседа

Воспитатель: А что обозначает слово «шапка»? для чего нужны шапки? (чтобы носить на голове).

- А для чего надо что-то носить на голове? (чтобы было голове тепло и т.д. про разные сезоны).

Слово «шапка» не русское. Оно произошло от французского слова «шапо» - что значит покрышка. А какие покрышки вы знаете? Какие покрышки покрывают голову летом? (косынки, панамы, бейсболки).

- Какая главная работа у этих головных уборов? (защитить от солнца).

- Значит, они должны быть какими? (легкими).

И шапка и шляпа покрывают голову, а чем они отличаются?

  1. Рассмотрение подсистемы признаков шапки-ушанки и шляпы в сравнении.

ШАПКА                                               ШЛЯПА

ВЕРХ                                                               ВЕРХ

УШИ                                                               ПОЛЯ

КОЗЫРЕК                                                      ТУЛЬЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ: почему ваши шапки такие разные, чем они украшены?

А хотите узнать, какие еще бывают головные уборы?

Приглашаю вас посетить выставку-салон «Головные Уборы».

6.ВОСПИТАТЕЛЬ: в нашем салоне выставлены разные головные уборы.

Здесь выставлены старинные головные уборы. Вот цилиндр, как вы думаете, кто его носил мужчины или женщины.

А вот следующий экспонат, посмотрите какой он красивый, шелком, лентами расшит, а если красоту убрать получиться головной убор малышей. (Чепчик).

А как вы думаете, удобно будет сейчас ходить в таких головных уборах? Почему? Примерьте? Удобно?

Здесь представлены знакомые головные уборы. Вам они хорошо знакомы? Тогда вы без труда отгадаете, какой головной убор  я загадаю.

 Меня на голову надень

И бегай в самый жаркий день,

А снимешь - недовольна мама.

Я - шапка летняя. .. (Панама)

Что ещё может защитить голову в жаркий день? (Косынка, кепка, бейсболка)

Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет,

Что за головной убор

Знает, любит с давних пор,

Даст материи кусочек –

Повяжи себе ….(платочек)

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком.

(Шляпа)

Кто – то свяжет, а кто – то сошьёт,

У всех она на голове живет.

А в мороз незаменима –

Уши вам согреет в зиму. (шапка)

Все загадки угадали -

Вам положены медали!

А медальки не простые головные уборы пустые.

Сейчас приглашаю вас в дизайн – студию, где вы можете украсить головной  убор по своему желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Головные уборы"

Презентация  содержит много наглядного материала по теме "Гоовные уборы", ряд дидактических игр по формированию грамматических категорий. Предназначениа для работы с дошкольниками с ОНР. Оживлена...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ «Беседа о головных уборах»

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ...

Выставка шляп "Всё дело в шляпе"

Выставка шляп «Всё дело в шляпе»Замечательная пора – весёлое и беззаботное детство. «Вот только где оно живёт?» - спросите Вы. Ответа проще и быть не может - конечно же, в детском саду, где много радо...

Доклад по теме проекта на 2022г.: «Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рамках взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей.

Доклад по теме проекта на 2022г.:«Эти удивительные головные уборы»: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами в рам...