Художественная литература для ознакомления детей среднего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса
учебно-методический материал по художественной литературе (средняя группа)

Вахрушева Оксана Сергеевна

Художественная литература для ознакомления детей среднего дошкольного возраста.

Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы»

под редакцией  Н.Е. Веракса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednyaya_gruppa.docx49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад «Теремок»

Художественная литература для ознакомления детей среднего дошкольного возраста.

Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы»

под редакцией  Н.Е. Веракса

Воспитатель: Вахрушева О.С.

п/п

Анализ  произведения

Педагогическая ценность

произведения

Формы работы с произведением

В ДОО

1

Потешка «Ножки, ножки, где вы были?» из раздела  «Русский фольклор». Тема потешки всегда актуальна, так как учит детей осмысленности основных движений ног , рук, глаз («Ножки, ножки,  где вы были?», «А вы, ручки, помогали?», А вы, глазки, помогали?»). Потешка знакомит детей с рифмой и ритмом. В ней используются слова с уменьшительно-ласкательным значением: «ножки, ручки, грибочки, пенёчки, глазки, подосиновичек», что характерно для произведений русского устного народного творчества и определяет основную художественно-эстетическую ценность.

Потешка построена в форме диалога, что помогает воспитателю построить диалог с ребёнком. Произведение  легко запоминается, развивая основные движения и  память ребёнка

Чтение, заучивание наизусть, сопровождение диалога двигательными элементами

2.

Потешка «Наш козёл-стрекозёл»

Она относится к русским фольклорным произведениям. Потешка  также является актуальной в том плане, что построена на описании основных движений-действий  человека: «Он и воду носил, он и тесто месил, и дрова рубил, и деток кормил…». Потешка учит ребёнка видеть, что умный козёл многое умеет делать. Он заботливый и ласковый «Кушайте, козлятушки, кушайте, ребятушки…». Потешка имеет нравственную ценность, так как учит и трудиться, и заботиться о младших. В произведении есть  ритм и рифма, употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Потешка учит ребёнка основным трудовым действиям. Она является для ребёнка образцом в освоении хотя бы теоретически трудовым действиям, незнакомым современному ребёнку. Она имеет и нравственный подтекст - забота о младших.

Чтение, заучивание наизусть, сопровождая чтение действиями рук, ног (носил, месил, рубил…).

3.

Русская народная сказка «Про Иванушку дурачка» в обр.М.Горького из раздела «Русский фольклор».

Краткое содержание сказки

         «Иванушка-дурачок – простодушный, но добрый человек. Он был работником в семье, всё делал весело, но зачастую «не так, как у людей». Хозяева уехали в город, наказала ему глядеть за детьми, сторожить дверь, накормить похлёбкой детей, если они есть попросят. Иванушка все наказы принял в прямом смысле, но дети, испугавшись, что он их в похлёбку «покрошит», убежали в лес. Взвалив на спину дверь, которую ему стеречь наказали, он пошёл в лес искать детей. Встретив медведя, спросил,  не видел ли медведь  его детей, даже пошёл посмотреть на них. Увидев троих медвежат, он сказал, что у него было их двое, чем насмешил и медведицу.  Медведь решил помочь Иванушке в поисках детей. По дороге они разговорились. Медведь считал себя умным, а Иванушку глупым, но размышления спутника о том, что настоящими глупцами являются только злые люди, заставили Медведя задуматься.

Детей они нашли, с помощью Медведя, тащившего дверь, они возвратились домой  и успокоили плачущих родителей».

Главная мысль сказки «Про Иванушку-дурачка» заключается в том, что доброта важнее недалекости. К доброму человеку отношение всегда будет добрым, и люди, как правило, помогают тем, кто добр к ним.

В сказке употребляются устаревшие слова: полати, похлёбка, кадушка, коромысло и др., что свойственно произведениям устного народного творчества.

Сказка, в основном, построена на диалогах, это делает её более понятной детям, так как главный герой не понимает иносказания, принимает все слова только в прямом смысле – на этом и построена фабула сказки.

Сказка Горького учит не бояться быть смешным, по-доброму относиться к людям и не воспринимать просьбы другим людей слишком буквально, как это сделал герой сказки, потащив дверь вслед за убежавшими детьми

Чтение, обсуждение, формирование навыков пересказа

4.

«Война грибов с ягодами», жанр – литературная волшебная сказка в обработке В.Даля из раздела «Русский фольклор».

Краткое содержание сказки.

     « Летом много в лесу и грибов и ягод. Бродят по лесу девки, собирают малину, землянику, смородину, песни поют, перекликаются.
А старый боровик сидит в земле, пучится, недоволен он почетом, который ягодам оказывают. Считает, что незаслуженно грибы забыли. Вот и решил боровик собрать грибную рать, да все ягоды передавить. Зовет боровик волнушек на войну, а те отказываются : «Старушки мы уже, куда на войну идти».
Зовет боровик опенки, те тоже отказываются, потому что у них  ножки больно тонкие. Зовет боровик сморчки, а те отвечают, что они уже старички. Зовет боровик груздей дружных на войну пойти, и согласились  грузди с подгруздочками. Обещают шапками ягоду закидать, пятками потоптать.
И как полезли грузди из земли.
А в ту пору пришла в лес тетка Варвара- широкие карманы. Как увидела грибную силу великую, ахнула и давай все грибы без разбора в корзинку собирать. Полную корзину набрала, насилу до дома донесла. И разобрала все грибы: волнушки в кадушки, груздочки в кузовки, сморчки в бурачки, опенки в бочонки. А старого боровика на нитку нанизала и высушила.
Так и кончилась война грибов с ягодами».

Главная мысль сказки: «Нет смысла воевать грибам с ягодами, все равно все на столе будут» или, говоря иначе -  мораль сказки: против любой силы найдется управа.

В сказке используется приём олицетворения, употребляются устаревшие слова: кадушки, кузовки, бурачки, что делает сказку более близкой к русской деревенской действительности.

Сказка эта учит тому, что летом лесу раздолье и всем найдется место в кладовых: и грибам и ягодам. Учит не завидовать другим, учит быть спокойным и уравновешенным. Учит не лезть на рожон, так как самодовольство - самый плохой советчик в любом деле.

Чтение, пересказ, беседа по содержанию, рисование персонажей сказки

5.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в обработке А.Н.Толстого.  Жанр  -  сказка из раздела «Русский фольклор».  Краткое содержание сказки.  

           «Сказка рассказывает о том, как брат и сестра, оставшись сиротами, пошли искать работу. погода была жаркая, братец очень хотел пить. Алёнушка не дала ему напиться из коровьего и лошадиного копытца. Но ослушавшись сестру, Иванушка напился воды из козлиного копытца и стал козленочком.

Вскоре Алёнушка вышла замуж за богатого купца. С ними жил и козлёночек.  Но  завистливая колдунья утопила Алёнушку, а сама  оборотилась Алёнушкой, надела её платье.  Никто и не распознал в ней злую колдунью, даже сам купец. А Иванушку решила злая колдунья извести. Но он  побежал к реке, жаловался Алёнущке.Выследил его слуга и всё рассказал купцу.

     Благодаря, Иванушке-козленочку купец нашел и спас Алёнушку. А Иванушка от радости перекувыркнулся трижды и вновь оборотился братцем.

    И стали они по-прежнему счастливо жить все вместе».

    Главная мысль этого произведения состоит в том, что непослушание может привести к большой беде и только любовь ближних способна творить чудеса.

        Язык сказки близок к народному, здесь много эпитетов (пески жёлтые, ножи булатные и т.д.) метафоры (пески легли).

Сказка учит  слушаться  старших,  которые желают нам только добра и плохого не посоветуют.

Также она учит любить, поддерживать и заботиться о родных  и близких людях в любых ситуациях.

Чтение, пересказ, рисование иллюстраций к сказке

6.

Сказка «Жихарка» в обр.Н.Карнауховой.

Жанр -  русская  народная сказка из раздела «Русский фольклор».

Краткое содержание.

      «Сказка рассказывает о   трудолюбивом мальчике Жихарке, который жил с петухом и котом. Он домовничал, а его друзья на охоту ходили.  Но Жихарку  захотела съесть хитрая лиса.  Жихарка спрятался, но лиса  нашла его и унесла к себе домой. Истопила печь и хотела мальчика в неё посадить. Но он, сев на лопату, растопырил  ручки и ножки, лиса не смогла  затолкать мальчика в печь. Лиса решила показать неуклюжему мальчику,  как нужно сесть, сама села на лопату. Жихарка,  не долго думая, затолкал лисицу в печку и домой убежал. А  его друзья - кот и петух  в это время горько плакали,  думали, что с Жихаркой что-то случилось. Обрадовались кот да петух, стали обнимать и целовать мальчика. И сейчас кот, петух да Жихарка  в своём домишке живут, нас в гости ждут».

        Для этой сказки характерны повторы, зачин «жили-были», концовка «в домике живут, нас в гости ждут». Используются устаревшие слова «в печку толк», «подпечье» и др.

Сказка учит дружбе и заботе друг о друге. Учит быть осмотрительным и находчивым. Ещё один момент – это алчность, которой не стоит поддаваться. И ещё – счастливый конец сказки – это когда друзья остаются вместе, добро побеждает, а зло бывает наказанным.

Чтение, пересказ, инсценирование, рисование иллюстраций к сказке.

7.

«Лисичка-сестричка и волк» в обр. М Булатова.

Жанр – русская народная сказка из раздела «Русский фольклор».  

В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности. Краткое содержание. 

«Лиса притворяется мёртвой, и проезжающий мимо мужик подбирает ее и бросает на воз с рыбой. Хитрая лиса сбрасывает рыбу с воза, собирает добычу и рассказывает голодному волку, как она наловила столько рыбы. Тот, послушавшись ее совета, идёт к реке ловить рыбу и сует хвост в прорубь. Лиса дожидается, когда волчий хвост совсем примёрзнет, бежит в деревню.  Утром  бабы приходят на прорубь за водой, видят волка и ну бить его коромыслами. Ему удаётся убежать,   но он остаётся без хвоста. Лиса тем временем забегает в избу, вымазывается в тесте, бежит за село и ложится на дороге. Когда мимо пробегает волк, она жалуется ему: ее так сильно избили, что даже мозг из костей выступил. Доверчивый волк сочувствует ей, и лиса устраивается у него на спине         и  потихоньку приговаривает: «Битый небитого везёт!»

              Как в любой русской народной сказке здесь присутствуют троекратные повторы (битый небитого везёт и др.). Для сказки характерна небывалая и даже несбыточная повесть.  В сказке отражаются   нравственные ценности народа: доброта,  жалость к слабому,  страдание как мотив добродетельных поступков.   

Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный.

Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.

Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни.

А также на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать

Чтение сказки, пересказ, беседа по содержанию, иллюстрирование отдельных эпизодов

8.

Сказка «Зимовье» в обработке И.Соколова-Микитова.

Жанр – русская народная сказка о животных из раздела «Русский фольклор». Краткое содержание.

         « Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. Хорошо летом в лесу, привольно! 

Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали рубить избу.

       Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поёт, а петух под потолком на жёрдочке пристроился.

        А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк решил посмотреть, кто в зимовье живёт. Вошёл волк в зимовье и прямо на барана угодил. Петух увидел волка, слетел с жёрдочки, крыльями захлопал.  Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал. А свинья услыхала, что наверху бой идёт, вылезла из подполья и кричит.

 Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом».

Как в любой русской народной сказке здесь присутствуют -присказка  (Надумали бык, баран, петухи свинья жить в лесу), экспозиция (Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить).  Завязка  (бродили по лесу семь голодных волков). В сказке используется  приём антропоморфизма (очеловечивание), сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев.

Сказка "Зимовье" учит  быть предусмотрительным и осторожным, держаться вместе, и тогда никакие беды и несчастья будут не страшны. У этой сказки очень увлекательный и легкий сюжет,  интересный  ребенку. Сказка учит доброте, смелости, открытости, храбрости, переживанию за других.

И еще один урок этой сказки:  важно всегда приходить на помощь друзьям и другим людям, тем более когда тебя об этом просят.

Чтение сказки, пересказ, развитие навыка диалога по сюжету сказки, иллюстрирование отдельных эпизодов.

9.

 Сказка «Лиса и козёл» в обр. О.Капицы

Жанр – русская народная сказка о животных из раздела «Русский фольклор». Главная тема сказки — глупость и недальновидность.

Краткое содержание.

      «Бежала лиса по дорожке, зазевалась на ворон, да и попала в колодец. Воды в нём было немного,  утонуть нельзя, да и выскочить невозможно. Увидел её в колодце козёл, удивился, что она там делает. Обманула его лиса, сказала, что в жаркий день решила свежей водицы напиться. А волк пить хотел и прыгнул в колодец. Лиса ему на рога вскочила да из колодца и выпрыгнула. Насилу потом нашли козла и из колодца вытащили.»

В сказке используются обычные для этого жанра приёмы: зачин, экспозиция, завязка, развязка. Используются такие выразительные средства, как эпитеты (водица холодненькая, дурень бородатый и др.), аллегории (волк жадный, лиса хитрая), антропоморфизмы. Речь доступная для детей, монологи краткие, что делает сказку интересной для дошкольников.

Персонажи сказки олицетворяют определенные человеческие типы: Лисичка – хитрость и коварство, Козел – тупость. Нужно жить своим умом – эту мысль мы повторяем часто. Именно она и раскрывается в сказке Лиса и Козел. И еще раз напоминает слушателям о необходимости быть более рассудительными.

Чему учит сказка «Лиса и козел»?

Сказка учит не следовать безумно советам других, обдумывать наперед свои действия, чтобы не стать «козлом».  

Чтение, беседа по содержанию, пересказ, театрализация эпизодов.

10.

Сказка «Привередница» в обр.В.Даля.

Жанр – русская народная сказка из раздела «Русский фольклор».  Главная мысль сказки -  будь послушным, е зазнавайся, не привередничай и тогда всем рядом с тобой будет хорошо и комфортно. Краткое содержание.

«Жили-были муж да жена. Детей у них было всего двое Отец и мать в детях души не чаяли и так уж избаловали! А  Малашечка так просто испривередничалась.

Понадобилось родителям  в город ехать, они и стали Малашечку ублажать, чтобы не шалила, за братом смотрела.

 Вот отец с матерью уехали. Пришли к ней подруги и стали звать погулять. Подруги заманили ее в лес с ребенком и заигрались на целый час.

Вернулась она к брату, а брата нет.

Что делать?    Взвыла Малашечка, побежала куда глаза глядят брата отыскивать: бежала, бежала, бежала, набежала в поле на печь, которая обещала сказать, где братец, если она поест её ржаного хлеба.  но  малашечка никогда не ела ржаного хлеба и отказалась.  А печка не сказала ей про брата. Так повторилось  с  дикой яблоней и   молочной рекой. Побежала привередница дальше. Ища Ивашечку,  наткнулась на ежа, хотела его оттолкнуть, да побоялась наколоться, вот и вздумала с ним заговорить. Ёж  ей и сказал, где  живет Яга-Баба , которая прячет братца, а стерегут его дикие гуси.

 Малашечка заглянула в отворенную дверь и видит - в углу на лавке Баба Яга спит, а на прилавке Ивашечка сидит, цветочками играет.

Схватила она брата на руки да вон из избы!

Полетели гуси вдогонку. Матушка река прикрыла ее зеленым тростником; гуси летят вдогонку, яблонька,обняла ветвями брата с сестрой,  в поле  печь спрятала. Но сделали они это только тогда, когда она попробовала их угощение.

Вот полетали гуси вокруг, да и улетели на юг от Бабы Яги.  

 Малашечка же схватила братца и побежала домой, а дома отец с матерью все село исходили, каждого встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.

 Малашечка во всем отцу с матерью повинилась, про все рассказала и обещала вперед слушаться, не перечить, не привередничать, а есть, что другие едят.

Как сказала, так и сделала, а затем и сказке конец».

В этой сказке очень выразительный язык: много эпитетов,  много пословиц и поговорок, что приближает текст  сказки к разговорному русому языку.

Как в любой сказке здесь есть зачин (Жили-были…), экспозиция, завязка, развязка, заканчивается сказка традиционным «а затем и сказке конец»,   характерны троекратные сказочные повторы.

       Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений ребёнка о добре и зле, о послушании и уважении, о помощи в трудную минуту.

 В процессе  работы со сказкой  дети постигают азы духовной культуры своего народа.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».

Во вступлении к одной из сказок  он писал: «Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях, по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает».      

Чтение, пересказ, беседа по содержанию, иллюстрирование отдельных эпизодов, театрализация эпизодов или сказки в целом, если дети подготовлены к данному виду деятельности

11

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» в обр. О.Капицы.

Жанр – сказка из раздела  «Русский фольклор». Сказка о взаимосвязи,  взаимозависимости и взаимопомощи всего живущего на земле. Краткое содержание сказки. «Жили-были петушок и курочка. Петушок всё торопился,  а курочка знай себе приговаривает: «Петя, не торопись! Петя, не торопись!». Клевал однажды петушок и подавился бобовым зёрнышком. Побежала курочка к хозяйке, чтоб дала она маслица горлышко петушку смазать. Хозяйка отправила курочку к коровушке, чтоб та дала молочка, чтоб масло сбить. Коровушка отправила её к хозяину, чтоб он дал коровушке свежей травки. Хозяин отправил курочку к кузнецу за косой. Кузнец дал косу, хозяин накосил свежей травки коровушке, та дала молочка, а хозяйка сбила из него маслица для петушка. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зёрнышко проскочило. Петушок вскочил и во всё горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!»

Для этой сказки характерны основные сказочные приёмы (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами курОЧКа, коровУШКа, горлЫШКо, зёрнЫШКо и др.), что делает сказку более адаптированной к дошкольному возрасту. Речевые повторы также делают сказку более экспрессивной. В сказке использован приём антропоморфизма.

Основные нравственные уроки  сказки – это наставление, что нельзя торопиться. 

Вторым нравственным уроком для ребёнка является  мысль  о  стремлении к взаимопомощи, состраданию и неравнодушию к чужим проблемам, к чужой беде.

Только взаимная помощь и поддержка способны помочь в различных сложных ситуациях.

Чтение, пересказ, инсценирование сказки, беседа по содержанию.

12

«РЫБКИ».франц.песенка , обр. Н.Гернет и С. Гиппиус из раздела «Фольклор народов мира».

Содержание песенки.

Плавают рыбёшки

В нашей речке чистой,

Плавают рыбёшки

Быстро, быстро, быстро!

Рыбки - рыбёшки

Все хороши:

Папы, и мамы,

И малыши!

        В произведении прослеживается чёткий ритм, стихотворная рифма. Стихотворение написано хореем (двусложная стопа с ударением на первом слоге). В нём нет определённого сюжета, стихотворение основано на созерцании.

Дети  чувствуют  ритм стихотворения, его рифмы, тональность. Созерцательная основа стихотворения должна создать детские поэтические  эмоциональные картинки, оно  легко запоминается, развивая память и эмоции ребёнка.

Выразительное чтение, устное рисование, беседа по содержанию, заучивание наизусть, иллюстрирование.

13

Французская песенка «УТЯТА» в обр. Н.Гернет и С.Гиппиус из раздела «Фольклор народов мира.

Когда шагают лугом

Утята друг за другом,

То первый – впереди,

Последний – позади.

Когда шагают лугом

Утята друг за другом,

То первый – погляди -

Шагает впереди!

        В стихотворении чёткая, вполне доступная для понимания дошкольников, рифма, чёткий ритм, это двусложный ямб, легко запоминающееся содержание. Стихотворение как речёвка,  где отсутствует какой-либо сюжет, под него очень удобно чётко шагать.  

Дети легко прослеживают ритм и тональность стихотворения, расширяется их словарный запас.

Чтение, заучивание наизусть, маршировка под это стихотворение, возможно иллюстрирование.

14

«Чив-чив воробей», перевд с коми-пермяцкого В.Климова  потешка - песенка  из раздела «Фольклор народов мира».

- Чив-чив, воробей! Сбегай, грядки полей!

 - Нет, папенька! Нет, маменька!

 - Чив-чив, воробей! В крыше дырку забей!

- Нет, папенька! Нет, маменька!

 - Чив-чив, воробей! Самовар подогрей!

 - Нет, папенька! Нет, маменька!

 - Чив-чив, воробей! Сядь за стол поскорей!

 - Мигом, папенька! Сел я маменька!

            Стихотворение построено в форме диалога. Присутствуют ритм, рифма, особая тональность создаётся  употреблением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (мамЕНЬКа, папЕНЬКа

В детских стихах народ коми-пермяков выражает отношение к труду, к уважению и почитанию родителей.

Чтение, заучивание, развитие навыков диалога, беседа по содержанию.

15

«Пальцы», перевод с нем. Л.Яхина,  потешка-песенка  из раздела «Фольклор народов мира. пер с нем Л. Яхина.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

Указательный  с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец – самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

       Мелодичность потешки подтверждается   знанием детьми названий пальцев рук. В потешке присутствует рифма, это двусложный ямб, есть чёткий ритм. Есть даже сюжетная линия, основанная на знаниях дошкольников.

Дети при чтении потешки повторяют и закрепляют название пальцев рук, повторяют счёт. Потешка расширяет словарный запас дошкольника, т.к. легко запоминается.

Чтение, заучивание  наизусть, возможна незатейливая пальчиковая гимнастика.

16

Татарская песенка «Мешок» пер.Р.Ягофарова, пересказ Л.Кузьмина из раздела «Фольклор народов мира.

Урожай у нас хорош!

А теперь

Поделим

Рожь.

Кто пахал – тому мешок.

Кто растил – тому мешок.

Кто косил – тому мешок.

И молотильщику мешок.

Даже лодырю мы тоже,

Не скупясь, мешок предложим –

Расчудесный,  непростой –

Глянешь внутрь - а он пустой.

       В песенке есть ритм, рифма. Двусложный ямб делает песенку мелодичной и ритмичной. Усиливают экспрессию песенки эпитеты –« расчудесный, непростой», они акцентируют внимание на концовке произведения.

Произведение подчёркивает основную нравственную ценность – получает за свой труд  тот, кто работал. Песенка учит труду,  Название видов крестьянского труда также для современных дошкольников очень далеко,и они постигают смысл этих слов. Песенка в доступной форме помогает их усвоить. Это расширяет  словарный запас  и кругозор детей.

Чтение, беседа по содержанию, заучивание наизусть, соотношение видов труда с изображением их на картинках.

17

«Три поросёнка», перевод с англ. С.Михалкова из раздела «Фольклор народов мира». Жанр – сказка о животных. Краткое содержание. 

    В сказке "Три поросенка" рассказывается о трех братцах-поросятах, которых звали Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. С приходом холодов поросенок Наф-Наф задумался о надвигающейся зиме и предложил братьям построить дом. Поросята отказались и пришлось Наф-Нафу трудиться самому. Он кропотливо строил дом, а братья призадумались о жилье на зиму только когда значительно похолодало.

Ниф-Ниф не стал долго думать и сложил себе домик из соломы, а Нуф-Нуф построил дом из веток. При этом ни один из них не задумался о волке, который мог в любой момент ворваться в незащищенные домики. А вот мудрый Наф-Наф это предусмотрел, потому дом он возвел крепкий и надёжный.

И волк действительно появился и легко сдул нехитрые домишки ленивых поросят. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф еле от него ноги унесли, а спрятались они в каменном доме Наф-Нафа. Так они спаслись от злого волка и стали дружно жить все вместе».

      В сказке есть традиционное начало(«жили-были»), троекратные повторения, характерные для построения сказки. Есть примеры антропоморфизма (поросята наделены человеческими качествами), диалоги, художественные описания (надёжный прочный дом, в доме тяжёлая дубовая дверь и т.д.) и сказочная концовка (с этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей).

 Педагогическая ценность сказки состоит в том, что она учит трудолюбию и упорству в достижении своей цели не смотря ни на что: ни на насмешки, ни на усталость , дальновидности и практичности.   Наряду с этим, сказка   учит дружбе, прощению, сплоченности и взаимовыручке (особенно, в моменты опасности). А мораль - думаю,  можно выразить так : всё серьезное в жизни нужно делать хорошо и основательно (будь то строительство дома, учеба, работа  и т.п.), и любить дорогих и близких тебе нужно безоговорочно, не ожидая от них ничего взамен.

Чтение, беседа по содержанию, пересказ краткий и близкий к тексту, разучивание песенки трёх поросят, иллюстрирование отдельных эпизодов, выставка рисунков к сказке.

18

«Заяц т ёж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А.Введенского, под ред. С. Маршака, из раздела «Фольклор народов мира».

Жанр – сказка о животных. 

Краткое содержание сказки.

   В сказке "Заяц и Еж" повествуется о встрече двух этих персонажей, в результате которой ежик был обижен Зайцем, насмехавшимся над его коротенькими лапками. Еж решил проучить обидчика и предложил тому поединок: побежать  наперегонки. Заяц согласился, а мудрый Еж вместе со своей Ежихой придумали хитрую уловку.

На другом конце дистанции была спрятана Ежиха, а на старте Еж только сделал вид, что бежит. Заяц рванул к финишу и увидел, что Еж (а это была Ежиха) уже давно завершил пробежку. Косой потребовал повторить гонку, а завершилась она полным его поражением, поскольку на этот раз Ежиха осталась на старте, а Еж поджидал Зайца на финише.

    В сказке есть зачин и другие характерные признаки сказки. присутствует антропоморфизм, сказка построен на диалоге героев сказки. Есть сказочные повторы.

Сказка учит тому, что при выполнении поставленной задачи нужно использовать не только физические способности, но и умственные. Не всегда выигрывает тот, кто сильнее или быстрее - гораздо чаще побеждает более мудрый и сообразительный.

Сказка учит нас никогда не унывать и привлекать к решению проблем свой ум, находчивость и смекалку. Кроме того, следует помнить, что хвастаться и критиковать внешние недостатки других людей нельзя - воспитанные люди так не поступают.

Как и другие произведения, сказка расширяет словарный запас дошкольника.

Чтение, беседа по содержанию, пересказ, инсценирование эпизодв.

19

«Красная шапочка», из сказок Ш.Перро, пер.с франц. Т.Граббе, из раздела «Фольклор народов мира».

Жанр – литературная сказка.

Краткое содержание.

 «Главная героиня сказки  -  Красная шапочка.  Однажды мать отправила её попроведать свою бабушку, унести ей пирожки и горшочек масла. В лесу на её пути встретился Волк. Он разузнал у неё, где живёт бабушка и коротким путём первым добежал до дома старушки. С хитростью проникнув в дом бабушки, он сел её, так как был очень голоден, и стал поджидать   Красную Шапочку. Он лёг в кровать вместо бабушки. Когда девочка пришла, он попросил её лечь рядышком с ним и тоже съел её. Но, к счастью, в это время мимо проходили дровосеки, они убили волка, распороли ему брюхо и оттуда целыми и невидимыми вышли бабушка с внучкой».

      В сказке присутствует традиционное начало «Жила-была…», применён приём антропоморфизма (Волк наделён человеческими качествами), есть диалоги, сказочная концовка. В языке сказки употребляются устаревшие слова (дровосеки),  поговорки (что есть духу), просторечные слова (проведать, ступай). эти приёмы расширяют словарный запас дошкольников.

Почему мы читаем детям эту историю? Сказка учит, что не стоит доверять первому встречному, а уж тем более рассказывать ему, где живет твоя бабушка.

Нужно быть осторожными с незнакомыми людьми, не доверять красивым речам, быть внимательным. 

Чтение сказки, беседа по содержанию, инсценирование отдельных эпизодов, устное рисование образов персонажей сказки.

 20

 « Бременские музыканты», нем., перевод В Веденского, под ред. С.Маршака, сказка из раздела «Фольклор народов мира».

Жанр – литературная сказка.

Краткое содержание сказки. 

       «У старого мельника жил осёл, но когда он старым хозяин выгнал его из дома. Осёл решил пойти в Бремен и стать музыкантом. По дороге в Бремен Осёл встретил Собаку, которую обижал хозяин и она от него сбежала. Пошли они вместе  по дороге и встретили очень грустного и печального кота, который рассказал им свою грустную историю, в которой хозяйка хотела его утопить из-за того, что он стал стар и перестал ловить мышей. Кота друзья взяли с собой и отправились в путь уже втроём. Вскоре они встретили на своём пути Петуха, который тоже убежал от хозяев, потому что те хотели его зарезать и приготовить из него блюдо для гостей. Друзья и его взяли с собой.

Долго ли коротко ли шли друзья, но пришли они в лес.А  когда стемнело, они пошли на огонёк и пришли к дому,  в котором жили разбойники. Животные закричали каждый на свой лад и ввалились все в дом. Разбойники очень сильно испугались и убежали. Звери наелись, напились и спать легли. Но разбойники решили посмотреть, кто же был в их доме.  Но кот поцарапал разбойника, собака укусила,  осёл стал лягаться, а петух стал кукарекать.  Испугались разбойники и ушли из этого леса. А звери остались в доме жить - поживать».

В сказке традиционное начало, завязка, кульминация, развязка. Применён приём антропоморфизма. Сказка построена на диалогах. Разговорный язык сказки доступен пониманию детей. В тексте сказки есть поговорки («со всех ног»), есть эпитеты (страшные великаны).

       Сказка Братьев Гримм "Бременские музыканты" учит находчивости, доброте, умению не сдаваться и всегда находить выход в трудной ситуации.

   Авторы, на мой взгляд,  хотели донести до своих читателей, что в жизни нет места отчаянию, нет ничего ценнее настоящей дружбы, с верными друзьями можно найти выход из любых неприятностей. Сказка учит доброте и состраданию, заботе о ближних.

Благодаря сплоченности, доброте, настоящей дружбе, несчастные, выкинутые своими хозяевами животные, стали большой дружной компанией и смогли успешно справиться с разбойниками и счастливо зажить вместе под одной крышей.

 Чтение сказки можно проиллюстрировать одноимённым мультфильмом, обязательна беседа по содержанию, пересказ, инсценироание отдельных эпизодов.

21

И.Бунин «Листопад» из цикла  «Произведения поэтов и писателей России»,  отрывок из стихотворения.

Жанр –пейзажная лирика.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

      Отрывок не имеет сюжета, это лирическое описание. Автор умеет тонко чувствовать и передавать настроения природы. Автор отмечает, что изысканное убранство осени совершенно во всем, и каждая мелочь в одеянии природы продумана и гармонична. Люди же бывают так невнимательны, что теряют связь с ней, хотя в природе заключена своя неповторимая душа.   Саму осень поэт сравнивает с «тихою вдовой», которая неслышно приходит в этот мир и вызывает у каждого встречного смешанное чувство радости и грусти. Она все еще красива и импозантна, однако несет на своем челе печать увядания.

В стихотворении автор использует разные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры.

На основе изобразительных средств языка дети учатся видеть в самых казалось бы обыкновенных явлениях природы необыкновенную красоту, которую словом автор передал читателю. При работе над текстом стихотворения  дети расширяют словарный запас, учатся видеть природу глазами художника.

Сбор осенних листьев, чтение стихотворения, беседа по содержанию, заучивание первого четверостишия, устное рисование, рисование иллюстраций к стихотворению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Ознакомление детей средней группы с художественной литературой Тема: Наши любимые сказки

Данное занятие учит детей вступать в общение с помощью речи и игровых действий и воспитывает интерес к русской народной сказке....

РЕКОМЕНДОВАННЫЙ СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ.

РЕКОМЕНДОВАННЫЙ СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ....

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...

Художественная литература для ознакомления детей в подготовительной группе дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей в подготовительной группе  дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под ред...

Статья "Художественная литература, как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с трудом взрослых"

В статье рассматривается современный подход к ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с трудом взрослых посредством художественной литературы....

Рекомендуемый список литературы для чтения детям 3-4 лет (младшая группа) по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы

Перечень рекомендуемой литературы для чтения детям в соответствии с комплексным планированием...