«Внедрение новых форм и методов работы с дошкольниками по приобщению их к книге и чтению»
статья по художественной литературе (старшая группа)

В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_novyh_form.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Внедрение новых форм и методов работы с дошкольниками

по приобщению их к книге и чтению»

Иванова Валентина Арсентьевна

воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 46

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело,

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения.

 В.А. Сухомлинский писал: «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». 

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели.

Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. 

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности.  Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.  Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Книга дает возможность ребенку домыслить, дофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью-ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель»  по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого.

Дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов».

Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:

- Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя,  и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.

- Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению и воспринимать детскую литературу как самостоятельный вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа.

В связи с особой ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. 
Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я начала углублённо работать по данной теме.

Одна из главных задач моей педагогической деятельности:

- воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению.

Определила цель образовательной деятельности: способствовать формированию у детей интереса к произведениям художественной литературы, используя эффективные формы и методы работы.

Планирование моей образовательной работы включало:

-мотивацию, (сознательный настрой на предстоящую деятельность);

 - цель;

 - подбор средств, способов организации образовательной деятельности (индивидуальная, групповая, подгрупповая формы работы; НОД, чтение, рассказывание, последующая беседа, обсуждение, ситуативный разговор, моделирование, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, режиссёрские игры, совместная деятельность воспитателя с детьми, практические и игровые ситуации).

Следующим этапом моей работы было создание предметно-развивающей среды. Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы жизни оформила книжный уголок. Придумала название книжного уголка: «Книжкин домик».

Книжный уголок является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства, в целом,  и литературно-художественного центра, в частности.  Литературно-художественный центр группы включает в себя: книжный уголок (книги, каталог книг, пособия по краеведению), видеотеку (фонд видеозаписей, телевизор, DVD-плеер), фонотеку (кассеты, CD, DVD-диски), игротеку (каталог игр), оборудование для театрализации и др.

Цель организации книжного уголка в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы.

При создании книжного уголка  я придерживалась главного и основного принципа  -  удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Сменяемость материала, связь с воспитательно-образовательной работой в группе, подбор литературы и педагогическая работа, все должно соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом. А также учитывала и главные требования к оформлению книжного уголка:

- Рациональная организация.

- Педагогическая целесообразность.

- Эстетичность.

- Соответствие возрасту.

- Удобство.

- Безопасность.

Основная задача книжного уголка - удовлетворение многообразных интересов детей.

Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Поэтому в книжный уголок помещаю одновременно до 10-12 разных книг.

«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф. Бекон.

Подбор  произведений  для  книжного  уголка:

- рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.);

- научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии;

- сказки народные и авторские; былины («Илья-Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич»);

- стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

- издания произведений, с которыми в данное время детей знакомим  на занятиях;

- печатная продукция:  журналы («Веселые картинки» «Свирелька»),  брошюры;

- весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э. Успенского, Чуковского  и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

- иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям;

- книги, которые дети приносят из дома;

- тематические альбомы для рассматривания, фотоальбомы, книжки-самоделки, портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги;

- книги на школьную тематику.

Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, помещаю в книжный уголок азбуки, буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам». 

Провожу  периодическую сменяемость материала (литература, картины, портреты). Нельзя определить точный срок пребывания в книжном уголке  каждой отдельной книги. Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи. К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания. Такие книги могут и должны долго находиться в книжном уголке, доставляя детям радость ежедневного общения.  В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.

Оформила для детей  читательские формуляры, в которые мы заносим данные о  книгах, взятых для чтения дома.

С целью ознакомления детей с художественной литературой и формирования любви и интереса к книге я использую следующие формы работы:

- непосредственно-образовательная деятельность (НОД);

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

 - беседы по ознакомлению с биографиями писателей и художников-иллюстраторов;

 - создание «Книжкиной больницы»;

- выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений.

 – экскурсии в библиотеку детского сада «Читалочка»;

- посещение  Детской библиотеки.

Ознакомление детей с художественной литературой осуществляю с использованием традиционных и инновационных приемов и методов. Традиционные методы и приёмы:

- чтение произведений,

- обсуждение с детьми содержания прочитанного,

- пересказ произведения,

- заучивание наизусть стихотворений, потешек,

- игры - драматизации, дидактические игры, театрализованные игры,

- элементы инсценировки.

Инновационные методы приобщения детей к книге и чтению:

  пересказ известной сказки с добавлением нового персонажа, изменением конца сказки;

 сочинение новой сказки с персонажами известных сказок;

 обсуждение произведений известных художников на тему сказок;

- метод моделирования;

- использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений и пересказе произведения;

  постановка театрализованных представлений по известным сказкам;

 проведение интегрированной  НОД  с использованием  следующих форм взаимодействия: литературные викторины, книжные выставки, путешествия по следам сказочных героев, литературные ярмарки;

 проектная деятельность;

Более эффективным, на мой взгляд, является практический метод, а именно театрализованная деятельность по прочитанному, т. к. она способствует пониманию и усвоению детьми смысла художественного произведения, позволяет раскрыть их актерские таланты, заставляет сопереживать своим героям и просто помогает детям находить общий язык друг с другом.

Провожу работу по освоению детьми театрализованных игр: имитации, импровизации, инсценирования, драматизации. Учу детей выразительно передавать образ героя средствами вербальной (интонационной) и невербальной (мимика, жесты, движения) выразительности.

В результате у детей накапливался опыт для драматизации литературного произведения. Привлекаю детей к посильной работе и вместе мы изготавливали атрибуты для спектаклей (костюмы и элементы декораций).

Все рассматриваемы формы, приемы и методы работы с детьми по приобщению к чтению и книге осуществляю в совместной деятельности с родителями.

Планируя работу с родителями, решаю следующие воспитательные задачи.

1. Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-

читателей, позитивными и негативными стереотипами.

2. Расширить их представления о детской литературе.

3.Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

Работу с родителями провожу в форме индивидуальных бесед, консультаций, участия в проводимых ДОУ мероприятиях.

Прежде всего, на собрании знакомлю родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещаю имеющиеся проблемы.

Рассказываю о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.

Именно родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе.

В группе представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей. Значительную часть работы с родителями посвящаю обучению их руководству чтением дошкольников. Рассказываю родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе.

Полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Можно вместе почитать детскую энциклопедию по естествознанию. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.

Привлекаю родителей к организации литературных вечеров, досугов «Сказки дядюшки Корнея», «В гостях у сказки», «Вечер поэзии»; «Конкурс чтецов» для детей и взрослых. Принимали участие в акции «Дарите детям доброту»: собрали книги в подарок детям из детского дома. Совместно с родителями принимали участие в конкурсе рукописной книги «Край мой любимый», где дети с родителями сочиняли сказки, рассказы: «Морошенька», «Сказка о том, как зайка храбрым стал», «Ёжик Серёжик», «Моя ромашка», «Наш котёнок Тимошка», «Поход за грибами» и др.

Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

И в заключении хочу привести слова С. Михалкова:

                                           Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

                                           Полезнее книги нет вещи на свете!

                                          Пусть книги друзьями заходят в дома,

                                         Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация и адаптация в новых формах и методах работы с детьми.

В этой статье говорится о новых формах работы по социализации и адаптации ребенка в группе, которые дают нам, воспитателям, положительный результат в период адаптации ребенка к условиям дошкольного уч...

Оптимизация педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья через внедрение эффективных форм и методов работы

Cоциализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи, и в первую очередь родителей. В этой связи семья рассматривается как о...

«Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме» «Азбука дорожных наук » в возрастной старшей группе

Задачи:1. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД –   самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.Познакомить родителей  с методами обучения детей ПДД.2. Обра...

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй» на тему «Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме»

Тема: « Год до школы»Форма проведения: родительский клуб.Аудитория: родители подготовительной к школе группы.Количество участников: психолог, воспитатели группы, родители (18 человек), дети.Задачи:1. ...

Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/

Цель семинара  - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX  начала  XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....

«Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме»

1. Познакомить родителей с проблемой полоролевого воспитания детей;2. Раскрыть особенности полоролевого воспитания мальчиков и девочек;3. Дать информацию о подходах к воспитанию мальчиков и девочек....

Справка по результатам тематического контроля «Организация работы в ДОО по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительной работы, формированию навыков здорового образа жизни»

Цель контроля: проследить методическую грамотность календарно-тематического планирования педагогами возрастных групп воспитательно-образовательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной деятельности...