Краткосрочный, детско -родительский проект для детей 2 младшей группы "По сказочным тропинкам"
проект по художественной литературе (младшая группа)

Жаворонкова Инна Валерьевна

Проект составлен используя основную образовательную программу «Тропинки» под редакцией В.Т.Кудрявцева. Был проведён, как итоговое мероприятие по знакомству со сказками  детей 2 младшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dramatizatsiya_proekt.docx53.37 КБ

Предварительный просмотр:

     Жаворонкова Инна Валерьевна, воспитатель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1» структурного подразделения Детский сад «Ручеёк», высшая квалификационная категория.

Краткосрочный, детско-родительский проект

для детей 2 младшей группы.

«По сказочным тропинкам».

(по мотивам русских народных сказок)

Пояснительная записка

   Сказки и их персонажи являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста, способствуют нравственному развитию ребёнка, на примере персонажей русских народных сказок дети могут отличить добро и зло. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную практическую жизнь.

Актуальность. В ходе работы столкнулись с тем, что дети не могут принимать участие в общей игре. Некоторые из них  не воспринимают групповую  деятельность. Боятся отрицательных героев и хотят изображать  только положительных. С помощью игр драматизаций и многообразия персонажей попытались создать между взрослыми и детьми отношение доброты, сердечности, помогли преодолеть мир страхов и сомнений.

  Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, был разработан проект. «По сказочным тропинкам».

  Постановка  проблемы: У детей младшего возраста возрастает интерес  к сверстнику, дети ещё играют «не вместе, а рядом». Поставили  задачу  перенастроить ребёнка на партнёра-  взрослого, а в дальнейшем - всё более на партнёра- сверстника.

  Обоснование проблемы: Дети не могут принимать участие в общей игре. Некоторые из них  не воспринимают групповую  деятельность. Боятся отрицательных героев и хотят изображать  только положительных.

  Ожидаемые  результаты:

  1. Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают  содержание небольших сказок.
  2. Дети будут участвовать в играх – драматизациях, чаще использовать разные виды театров     (пальчиковый,  настольный, театр масок) в самостоятельной  деятельности.
  3. В процессе ознакомления с персонажами русских народных сказок у детей разовьётся познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности, возрастёт речевая активность детей, расширится словарный запас.
  4. Пополнится предметно – развивающая среда разными видами театра, сделанных руками родителей.

Цель. Познакомить с различными русскими народными сказками и их персонажами.

Задачи.

Образовательные:

1.Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.

2.Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям, пересказывать содержание, высказывать своё отношение к героям сказки.

3. Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.

4.Совершенствовать связную, диалогическую, монологическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. 5.Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Развивающие:

- Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательное отношение, как к положительным, так и к отрицательным героям.

2.Воспитывать любовь к родной культуре, к традициям, к родной природе через русские народные сказки.

 2.Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

3. Приобщать современных родителей к чтению сказок детям, ввести традицию семейного чтения, способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе  совместной творческой деятельности.

Задачи для работы с родителями

- Привлечь родителей  в воспитательно-образовательную работу младшей группы детского сада по чтению и ознакомлению с Р.Н.С.

-Привлечь родителей к изготовлению альбомов «Мой любимые сказки», к  изготовлению различных театров (пальчиковый настольный театр масок и т.д.), к оформлению мини - музея «По сказочным тропинкам».

- Повысить компетентность родителей в вопросах ознакомления  с произведениями русского народного творчества детей  дошкольного

 возраста.

Работа с родителями.

1.Консультации: «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки»,
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
2 .Анкетирование: «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
3.Предложить родителям изготовить  театры разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
4.Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для драматизации  сказки  «Теремок».
Совместная работа родителей и детей.

1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем,
дома.
2. Сбор книг, иллюстраций, открыток для организации мини – музея.

1 этап: подготовительный (7 – 11 февраля)

- Изучить методическую литературу по знакомству детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой. (Русскими народными сказками).

- Подобрать художественную литературу, видеофильмы, мультфильмы, оформить презентации, собрать дидактический и демонстрационный материал о  персонажах русских народных сказок.

- Подобрать художественные произведения для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

- Пополнить ППРС дидактическими и словесными играми, комплексами физкультминуток и пальчиковых гимнастик.

-  Информация для родителей: Участвуем в проекте «Персонажи сказок». «Как правильно подобрать сказки по возрасту детей?».

 «Как читать сказки?». Какие сказки надо читать детям

2 младшей группы ».

 2 этап: реализация проекта (12 –21)

Содержание образовательных областей

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

•Беседы и проблемные ситуации

«Какие сказки вы знаете?». «Каких персонажей  вы знаете?» Настольно-печатная игра  «В гостях у сказки».

Цель: 

-Закрепить знания детей о русских народных сказках. 
- Формировать умение узнавать сказки, их героев.
- Развить интерес к русскому народному творчеству.
- Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.
 Рассказывание сказок, по серии игрушек, серии сюжетных картинок.

Дидактические, словесные, подвижные игры. «Из какой сказки герой». Музыкально - дидактическая игра  «Угадай песню ».

Продуктивная деятельность детей и родителей:  задание на тему проекта:

«Изготовление своими руками

Персонажей сказок». (Вязание, шитьё из драпа, изготовление героев для фланелеграфа).  

«Нарисуй любимого героя».

 Сюжетно - ролевая игра «Книжный магазин». Привлечение детей к инсценировке сказок.

Работа с родителями: консультации: Информация для родителей: Участвуем в проекте «Персонажи сказок».

«Как правильно подобрать сказки по возрасту детей?». «Как читать сказки».

«Какие сказки надо читать детям этого возраста».

-Изготовление альбомов совместно с родителями

« Мой любимый сказочный герой».

Учить соотносить музыку с персонажами сказок,  учить имитировать движения детей.

Способствовать развитию игровой деятельности детей.

-Формирование основ безопасного поведения.

-Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Воспитывать дружеские отношения во время игровой деятельности.

-Воспитывать навыки безопасного поведения в играх.

Познаватель-

ное развитие

Образовательная деятельность:

ООД (ознакомление с окружающим миром). Сравнение животных в реальной жизни и персонажей сказок.
ООД (ручной труд) «Герои сказок». Мукосолька изготовление из теста персонажей сказки

  «Курочка Ряба».

Познакомить детей со свойствами материалов из которых  изготовлены  персонажи.

-Познакомить детей с театром, его устройством, увлечь театральной постановкой, вызвать эмоциональный отклик на яркое зрелище.

НОД. «Кто в домике живёт?».

НОД «Теремок»

-Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

-Учить детей запоминать имена сказочных  героев, обращать внимание на черты их характера, особенности поведения.

НОД «Что лучше бумага или ткань»

-Закреплять знания о бумаге и ткани, их свойствах и качествах,

О. В. Дыбина 2 младшая

Совместная деятельность:
Беседа «Почему настоящие звери отличаются от зверей из сказки?»
Проблемная ситуация 

«Коза – дереза» стр.55
Проблемная ситуация 

«Знакомые герои?» стр.60

 Н.Ф. Губанова

-Закрепить знания детей о различии  внешнего облика, характера персонажей и животных.

Речевое развитие

Образовательная деятельность:

 Речевое развитие: Рассказывание сказки  «Теремок» с помощью моделирования.

- Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).

Совместная деятельность:

Отгадывание загадок по персонажам сказок «Колобок», «Теремок», «Репка».
Разучивание индивидуальных стихотворений о героях сказок «Заюшкина избушка», «Курочка ряба».
Д/и: «Выложи последовательно игру «Маша и медведь». «Три поросёнка».

-Развивать коммуникативные умения детей в процессе совместной деятельности друг с другом и со взрослым.

- Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок

- Учить пересказывать небольшие тексты, используя персонажей знакомых сказок. 

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная деятельность:

 Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Персонажи сказок»: зайка, колобок, домик.

- Развивать эстетические чувства, творческие способности, воображение и фантазию.  Закреплять технические приемы изобразительной деятельности при создании творческих работ.

-Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
- Знакомить детей с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта.

Совместная деятельность:

Чтение и прослушивание: «Рукавичка»
«Волк и семеро козлят»
«Три медведя»
«Три поросёнка»
«Заюшкина избушка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
«Репка»
• Чтение стихотворений о животных.

Цель: 

-Закрепить знания детей о русских народных сказках.
-Формировать умение узнавать сказки, их героев.
-Развить интерес к русскому народному творчеству.
-Воспитывать любовь к сказке бережное отношение к ней.

Физическое развитие

Совместная деятельность:

Комплексы пальчиковых гимнастик «Дикие животные»

Физкультминутки «Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка».

Подвижные игры: 

«Волк и семеро козлят»
«У медведя во бору»
«Гуси - лебеди»
«Кот и мышь»
«Курочка - хохлатка»

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений; умения согласовывать слова и движения; формировать навыки самоконтроля за своими действиями, слышать и слушать воспитателя.

Календарный план

Дата

Действия по реализации проекта

Участники

Среда
13 февраля

Совместная деятельность:

•Оформление выставки книг для детей русские народные сказки «Колобок», «Курочка ряба», «Репка», «Заюшкина избушка». «Рукавичка», «Теремок».

•Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением разных сказок.
•Д/и «У сказки в гостях» стр.115, «Утро вечера мудренее» стр.118 Н.Ф.Губанова.
- (Ознакомление с окружающим миром)

«Зимовье зверей » 

-(Рисование) «Домашние животные во дворе».

Воспитатели
Дети

Воспитатели

•Рассматривание открыток с персонажами русских - народных сказок.

•С/р. «Утешим медвежонка»
•Прослушивание аудиозаписи русских народных сказок  по возрасту детей.

Четверг
14 февраля

Совместная деятельность:

•Чтение и обыгрывание  стихотворений и потешек «Петушок, петушок ». «Водичка, водичка».

 «Уж ты котенька - коток».
•Конструирование «Построим сарай для цыплят». «Домик трёх медведей» .Стр.127 Н.Ф. Губанова
•П/и

 «У медведя во бору», физкультминутка

 «Колобок» стр.129 Н.Ф.Губанова
•Проблемная ситуация «Коза – дереза» стр. 55 Н.Ф.Губанова
•Разучивание песенки  «Колобка».

 « Я колобок, колобок».

Воспитатели
Дети 

•Просмотр видеофильма «Волк и семеро козлят ».

Дома просмотр с детьми фильма «Мама».

•Д/и «Поможем зайке», «Назови ласково». Стр.26 Н.Ф. Губанова.

Пятница
15 февраля

Совместная деятельность:

•Разучивание русских народных  игр  «Молчок», «Смешинка».

•Беседа «Сравнение наиболее популярных персонажей разных сказок?» (Например лисичка).
• П /и «Курочка –хохлатка»

•Речевая игра «Узнай по описанию».

• (Речевое развитие) «Как медвежонок катался на машине» - учить определять и выделять глагольный ряд, образующий сюжет.

Сказка  «3 медведя» 

Воспитатели
Дети

•Речевая игра «Добавь слово», «Скажи наоборот?»
•Проблемная ситуация «Цыплёнок и щенок» стр.24

Н.Ф. Губанова
•П /и « Курочка- Рябушечка» стр. 92 Тропинки 2 мл. группа
•Загадывание загадок о животных.
•Оформление выставки рисунков «Герои сказки  «Курочка ряба».

Понедельник
18февраля

Совместная деятельность:

•Чтение стихотворений о животных. Стр.180 Тропинки 2 младшая гр.
•Д/и «Четвертый лишний»»

Воспитатели
Дети

•Игра-соревнование по теме проекта «Чья команда быстрее соберёт лото со сказками».

•Прослушивание аудиозаписи р.н. с «Заюшкина избушка».

Вторник
19 февраля

Утро (совместная деятельность):

 • Д /и. «Чей домик?» 
• С/р игра стр.109 Тропинки 2 младшая «Маша обедает».

 Лепка  «Дикие животные».



Дети
Воспитатели

•Чтение «Козлятки и волк» стр.134 Тропинки 2 младшая группа. 

Игры – драматизации с игрушками стр.128 Тропинки 2 младшая группа.

Среда
20,21 февраля

Выполнение домашнего задания
Изготовление книжек - малышек

« Персонажи сказок».

Родители
дети

Пятница
22 февраля

3этап: заключительный

Презентации индивидуальных заданий детьми.

Книжки - малышки. « Персонажи сказок».

Музей персонажей сказок.


  1. этап: заключительный ( 22 февраля)

Презентации индивидуальных заданий детьми.

  1. Книжки - малышки. « Персонажи сказок».
  2. Музей персонажей сказок. «По сказочным тропинкам».

Продукт  ( результат ): На основе собранного детьми и родителями материала по проекту создали музей «По сказочным тропинкам». Драматизация сказки  «Теремок» родителям и детям детского сада.

Критерии эффективности:

  1. Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают  содержание небольших сказок.
  2. Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров     (пальчиковый,  настольный, театр масок) в самостоятельной  деятельности.
  3. В процессе ознакомления с персонажами Р.Н.сказок у детей развился познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности, возросла речевая активность детей , расширился словарный запас.
  4. Пополнилась предметно – развивающая среда разными видами театра, сделанными руками родителей.

Риски. Не могли рассказывать короткие эпизоды. Не знали героев сказок, не могли принимать участие в общей игре.

Литература

О.С. Ушакова. Е. М. Струнина. Развитие речи детей 3-4 лет: программа : методические рекомендации: конспекты занятий: игры и упражнения Вентана - Граф 2016-224с Тропинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный детско-родительский проект во второй младшей группе "Юный пешеход"

Актуально и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения. Ребенку дошкольного возраста трудно понять ту опасность, которую представляет автомобиль. Зачастую виновниками до...

Краткосрочный детско-родительский Проект Посвящённый Дню защитника отечества "Наши защитники"

Цель: расширить представления детей о празднике «День защитника Отечества», о   Российской Армии....

Краткосрочные детско-родительские проекты и конструкт занятия

Проект "День рождение детского сада" посвящен юбилею детского сада "Лесная поляна". Цель- расширение и обобщение представления детей о детсом саде.Проект "Я и моя мамочка"...

краткосрочный детско-родительский проект "Скоро, скоро Новый год"

Краткосрочный детско-родительский проект«Скоро-скоро Новый год» Тип проекта: информационно-познавательный Сроки реализации: 07.12.2021 по 25.12.2021 Участники прое...

Краткосрочный детско – родительский проект на тему: «Кошка член моей семьи или нет?»

Формирование представлений детей о кошке, как о домашнем животном через различные виды деятельности....

Краткосрочный детско – родительский проект на тему: «Можно ли мороженное сделать дома?»

Узнать об истории происхождения мороженого, видах, свойствах....