"Мы вновь читаем Пушкинские строки"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Рожкова Елена Васильевна

сценарий литературной гостинной в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vnov_chitaem_pushkinskie_stroki.docx94.91 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Перемышльский детский сад «Радуга

Сценарий литературной гостинной

для детей

старшего дошкольного возраста

Подготовила и провела

воспитатель Рожкова Е.В.

2020 год

Цель: продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, учить декламировать стихи.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, экран, проектор, ноутбук, декоративные камешки, рыбки на верёвочке, подсвечник, свечи (макет), элементы костюма для Арины Родионовны, иллюстрации для заставок, аудиозаписи: Г.Свиридов «Метель», романс «Не пой, красавица» (музыка С. Рахманинова, слова А.С. Пушкина), К.Сен-Санс «Аквариум», Г.Свиридов «Отзвуки вальса» (из кинофильма «Метель»), макет домика, мультфильм «У Лукоморья»,

Ход мероприятия

Ведущая: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине.

Мой Пушкин!
Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели.
Посвящение Пушкину. И.Мирошниченко)

                - Сегодня вы услышите отрывки из стихотворений и сказок великого поэта.

- Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года. (На экране появляется фотография маленького Пушкина). Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна (на экране появляется фотография Марии Александровны) и любимая няня Арина Родионовна, (на экране появляется фотография няни) которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню ещё повторить их. Садился у её ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.

Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни Пушкин услышал много сказок и полюбил их! Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!»

        Давайте послушаем отрывки из «Сказки о царе Салтане»         (на экране появляются соответствующие иллюстрации. Дети читают стихи).

Ель растет перед дворцом, 
А под ней хрустальный дом; 
Белка там живет ручная, 
Да затейница какая! 
Белка песенки поет, 
Да орешки всё грызет, 
А орешки не простые, 
Всё скорлупки золотые, 
Ядра — чистый изумруд; 
Слуги белку стерегут.

Ведущая: Ребята, а вы знаете, какого цвета изумруд? (Этот камень зелёного цвета).  Посмотрите, сколько у меня разных камней. Я предлагаю вам с ними поиграть. Нужно из этих камешков выбрать только зелёные  и собрать их  в коробочку. (2 детей выбирают камешки.)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости.

Ведущая: Потом, как и все дети Саша учился в школе (в лицее для мальчиков). Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи. После окончания лицея Пушкин написал еще и другие произведения: стихи, поэмы, повести и сказки. Вы ещё много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы.

А сейчас мы послушаем стихи. (Дети читают стихи на фоне музыки Г.Свиридова «Метель». На экране портрет А.С.Пушкина).

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Ведущая: Пушкин очень любил нашу простую русскую природу и посвятил стихи временам года. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, наслаждаясь изяществом языка. (дети читают стихи).

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

Ведущая: Ребята, видите вдали домик, а в окошке горит свеча. Давайте посмотрим, кто там за окном. (Макет дома  чуть-чуть отодвигается. Виден стол, на столе в подсвечнике горит свеча. За столом сидит Арина Родионовна. В руках у неё портрет А.С. Пушкина).

(Звучит романс «Не пой, красавица» (музыка С. Рахманинова, слова А.С. Пушкина).

Арина Родионовна: — Ох-хо-хо, пусто как в доме без батюшки Александра Сергеевича-то. Одолела меня грусть - кручина, и поговорить мне бедной не с кем. (Вздыхает. Подходит к столику, берет портрет поэта, ласково, с любовью смотрит на него.)

Ведущая: — Извините, пожалуйста…

Арина Родионовна (вздрогнув): — Ой, да тут в гостиной кто-то есть! Дай-ка разгляжу получше. (Берет свечку.) Ой, а ребят-то сколько собралось!

Ведущая: — Здравствуйте, Арина Родионовна!

Арина Родионовна: — Здравствуйте, люди добрые. С чем пожаловали?

Ведущая: — Дорогая нянюшка, тут собрались дети, которые очень любят творчество А.С. Пушкина, а особенно его сказки. Они знают, что вы рассказывали маленькому Саше их великое множество.

Арина Родионовна: — Ваша правда. Значит, говорите, любите и знаете сказки Александра Сергеевича? (Дети отвечают.)

Ведущая: Послушай, Арина Родионовна, какие ребята стихи и сказки Пушкина знают.

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».

Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». — «Братец мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На сторо́же я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста».

Арина Родионовна: Спасибо, ребята. Очень мне понравилось. А вот отгадайте мою загадку: (читает загадку на фоне музыки К.Сен-Санса «Аквариум».)

— Она не простая:
Чешуей сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Арина Родионовна: — В какой сказке золотая рыбка исполняла желания? А вы хотите поймать волшебную рыбку?

АТТРАКЦИОН «ПОЙМАЙ ЗОЛОТУЮ РЫБКУ».

Аттракцион проводится под задорную мелодию, по выбору воспитателя.

Ведущая: А теперь поиграйте в мою игру.

Игра «я начну а вы продолжите…»

Остров –буян

Дядька-черномор

Златая-цепь

Золотая –рыбка

Толоконый-лоб

Сватья баба-бабариха

Разбитое-корыто

Хрустальный-гроб

Семь- богатырей

Кот-ученый

Работник-балда

Золотой –петушок

33-богатыря

Арина Родионовна: Ребята, а вы знаете, что Александр Сергеевич очень любил осень. Осенью к поэту приходило вдохновение.

Ведущая: В стихотворениях об осени А.С. Пушкин словно желает заразить благодарного читателя своей любовью к осени, к её золотым и багряным тонам. Не раз в стихах автор повторял, что осень – его любимая пора. Именно осенью поэт лучше и больше всего писал. Живя в своем имении в Болдино, он пишет много проникновенных произведений — больших и не очень , в стихах и прозе.

Арина Родионовна, ребята знают, что осень очень широко представлена в пушкинском творчестве. Послушайте, какие стихи об осени знают ребята. (Дети читают стихи).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущая: Арина Родионовна, ребята, наш пушкинский праздник подходит к концу. Сегодня мы с вами говорили о творчестве великого русского поэта, читали его стихи. Когда вы пойдёте в школу, вы продолжите знакомство с творчеством Пушкина.

Дети читают стихи на фоне музыки  «Отзвуки вальса» — музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»).

— Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече были очень рады.
Твои стихи читать мы будем снова!

Ведущая:

— Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными устами.

В заключение нашего праздника посмотрите небольшой мультфильм по стихотворению «У Лукоморья».

е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Любимые строки детских поэтов» проект для детей старшего дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста достаточно богатый багаж разнообразных знаний и представлений, но закрепить эти знания можно только с помощью различных педагогических методов и приёмов. Одним из...

«Любимые строки детских поэтов» проект для детей старшего дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста достаточно богатый багаж разнообразных знаний и представлений, но закрепить эти знания можно только с помощью различных педагогических методов и приёмов. Одним из...

Конкурс чтецов по теме «Строки, опаленные войной»

Задачи конкурса:1.  Воспитывать у детей гражданственность и патриотизм, ответственность за живущих сейчас, за судьбу страны, уважение к бессмертному воинскому подвигу.2.  Воспитывать положит...

Эссе "500 строк о себе"

Воспитатель – это мое призвание. Еще с детских лет мне хотелось прикоснуться к этому миру знаний, научить кого-нибудь, поделиться накопленным тогда еще небольшим опытом. Сейчас – это возможность прико...

проект "Мои первые строки. Сочини сказку."

Цель проекта: развитие творческих способностей ребенка, повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольника, формирование грамотной связной речи, обеспечение преемственност...

Грамота "Мы вновь читаем Пушкинские строки"

Грамота "Мы вновь читаем Пушкинские строки"...