Итоговая организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с детьми средней группы № 5 на тему: «Путешествие в сказочную страну»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Гордеева Лиля Хажмухаметовна

Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки - схемы (мнемотаблицы). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовьк русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_skazochnuyu_stranu.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Центр развития ребёнка – детский сад № 46»

Итоговая организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой

с детьми средней группы № 5

на тему:

«Путешествие в сказочную страну»

         Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Гордеева Л.Х.

Саранск, 2021 г

Цель: Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Задачи:


1. Обучающие: Учить узнавать русские народные сказки;
Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.


2. Развивающие: Развивать память, внимание, логику. Развивать умения узнавать сказки и их героев. Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм, развивать интерес к художественному слову, детской картинке.

3. Воспитательные: 
Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества. Воспитывать дружелюбие, бережное отношение к окружающему: любовь к животным,  и природе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Познавательное»,  «Социально коммуникативное», «Физическое», «Художественно- эстетическое».

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры драматизации. Работа с детьми по мнемотаблице.

Словарная работа: мнемотаблица, жилище.

Методические приемы: Наглядный: показ, рассматривание.

Словесные: рассказывание, объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово, указание.


Материал и оборудование: ковер-самолет, волшебный цветок, мнемотаблицы по сказкам: «Три поросенка»; «Зимовье зверей». Мнемотаблицы по временам года: зима, весна.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам пришли гости. Давайте, по приветствуем наших гостей.
Дети: Здравствуйте!

Организационный момент.


Мы из знакомой сказки

В ладу с детьми живем

Вы угадайте, кто мы,

Тогда мы к вам придем…


Воспитатель: Дети, я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну. А чтобы попасть туда, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки? А много ли сказок вы знаете? (Ответы детей.) 
- Тогда давайте мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, туда пешком не дойти, и на машине не доехать. Как, же нам добраться?
- Какие средства передвижения бывают в сказках?

Дети: (печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).
Воспитатель: Вот на ковре-самолете мы и полетим. Давайте возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
«Раз, два, три наш ковер в страну сказок лети!»

Воспитатель: нас ждут сказочные испытания.

-  Вот вам волшебный цветок. Нужно отрывать лепестки у волшебного цветка и узнаете задания.

1. Поляна «Угадай-ка».


- Какую песенку пел Наф-наф?

Ответы детей:

Я, конечно, всех умней,

Всех умней, всех умней!

Дом я строю из камней,

Из камней, из камней!


- Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?

Ответы детей: Терем – теремок, кто в тереме живет?


- Какие слова кричал петушок, когда хотел выгнать лису из заячьей избушки?

Ответы детей: Несу косу на плече, хочу лису посечи.


- Что предложил бык в сказке «Зимовье зверей»? Ответы детей: Строить зимовье.
 
Воспитатель: Молодцы дети, хорошо справились с первым заданием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания


2. Повторение сказки «Три поросенка» по мнемотаблице.


Воспитатель: «С помощью мнемотаблицы нужно рассказать сказку «Три поросенка» Я думаю у вас все получиться.
- Мнемотаблица - это рисунок, схема запоминаемого слова, действия.  Сказка изображена в виде схемы и рисунков, по которой можно легко запомнить и рассказать.

Воспитатель: давайте все вместе скажем «мнемотаблица». (Хоровое и индивидуальное повторение).

Дети рассказывают сказку с опорой на мнемотаблицу  «Три поросенка».

Рассказывает ребенок.

Жили были три поросёнка Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф и  коварный Волк. Наступила осень, и поросята решили строить себе дома. Домик из соломы построил Ниф-ниф, дом из веток построил Нуф-нуф. Каменный дом построил Наф-наф, Когда они строили себе дома, то смеялись над Наф-нафом, что он себе строит каменный дом очень долго. Но как они ошибались, когда пришёл волк, и сдул соломенный домик и сломал домик из веток. Пришлось им проситься к Наф-нафу. Они спрятались у Наф-нафа, и ждали пока волк уйдёт, но волк никуда не уходил. Он так хотел скушать поросят, что решил полезть в трубу, и съесть их. Поросята были умнее волка, и поставили на печь кастрюлю с водой. Вода закипела, волк плюхнулся в кастрюлю, и сварился.

3. Словообразование.

- Из чего построил свой домик Ниф_Ниф? (Из соломы) Значит он …(соломенный). А дом Наф-Нафа был из…(камня), значит он…(каменный).

- А какие еще могут быть дома?

Из дерева - (деревянный), из кирпича - (кирпичный), из глины (глиняный). А если бы можно было сделать дом из стекла, то он был бы (стеклянный), из железа - (железный), из бумаги - (бумажный).


Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием.  

А теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка

Лентяи – поросятки не делали зарядки (Приподняли руки по бокам.)

И стали неуклюже, не вылезут из лужи. (Покачиваются из стороны в стороны.)

Никак, никак! (Поднимаются ноги, не сгибая в  коленях)

Теперь самим досадно, что бегают нескладно. (Прыгают то на правой, то на левой ноге.)

4. Угадываем сказку.


Воспитатель: а вот следующая сказка в ней были такие зверюшки: зайчик - побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? (Теремок). Какого из героев я не назвала? (лягушка - квакушка). Что развалил медведь? (теремка).

Воспитатель: отгадайте загадку:

Солнце печет,

липа цветет,

рожь поспевает,

Когда это бывает?

                                 (летом)

Воспитатель: В этой сказке, в какое время года было? (Лето).

- Послушайте  стишок про лето.

Ребенок читает стих.

Летний день

Как хорош он, летний день,

Весело играет тень,

В саду бабочка порхает,

Зяблик что-то напевает,

У куста цветущих роз

Стайка пляшущих стрекоз,

И жужжит весь день пчела –

Мёд душистый принесла

                                           (Елена Эрато)

Воспитатель: а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране.

 Воспитатель показывает мнемотаблицу к сказке «Зимовье зверей».

Воспитатель: Как называется это сказка? (Зимовье зверей).

Воспитатель: Назовите животных – героев сказки от маленького до самого большого.

- Кто самый большой? (бык)

- Кто самый маленький (петух)

- А сколько их было? (6)

- Подумайте, когда эти звери были маленькими, как их называли? (Бык- теленок, свинья – поросенок, баран – ягненок,  кот – котенок, петух–   цыплёнок, гусь – гусёнок).

Воспитатель: молодцы, все правильно.

Воспитатель: зимовье – это что?

Дети. Дом, жилище в котором можно жить зимой.

- Правильно, чтобы перезимовать, не замерзнуть зимой, животные построили себе дом – зимовье.

Воспитатель: а как звери узнали, что наступила зима?

Воспитатель выставляет мнемотаблицу «Зима».

5. Работа с мнемотаблицей «Зима».

Дети рассматривают рисунки в таблице и описывают признаки зимы: Зимой часто идет снег. Солнышко зимой поднимается невысоко, не греет. Деревья голые. Некоторые животные ушли спячку. Люди надели теплую одежду. Зимой можно кататься на санках и лыжах, лепить снеговиков.

Воспитатель: молодцы.

6. «Заюшкина избушка»

Воспитатель: отгадайте загадку.

Свой дом зимою, в холода

она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

весной, же превратился в лужу.

- Как называется сказка? («Заюшкина избушка»)

- Кого выгнал петух? (лису)

- Кто в этой сказке самый храбрый? (петух)

- А кто трусливый? (заяц, волк, медведь)

Воспитатель: дети, в какое время года происходят события в сказке «Лиса и заяц? (Весной).

Дети рассматривают мнемотаблицу и отвечают, описывая признаки весны.

7. Работа по мнемотаблице «Весна».

Солнце греет ярко. От этого все вокруг просыпается. Снег под теплыми лучами солнца начинает таять. Прямо из-под снега появляются первые цветы: подснежники. На деревьях набухают почки, пробивается травка. Звери, которые впадают, спячку просыпаются. Животные меняют окраску и выводят потомство.

Воспитатель: Что общего во всех этих сказках? (Ответы детей: все звери в этих  сказках строили дом.)

- Правильно все они строили  дом или  жилище.

Воспитатель: давайте все вместе скажем, «жилье», «жилище». (Хоровое индивидуальное повторение).

Воспитатель: Кого вам всего жаль в этих сказках? (Ответы детей: лису)

- Мне немного жалко Лису. Она хоть и выгнала Зайчика, но сама-то в конце сказки осталась без дома. Страшно, наверное, в лесу ночь? Она ведь не знала, что бывает весной и что ее ледяной домик растает.

Воспитатель предлагает построить домик для лисички.

Пальчиковая гимнастика.

Дом мы строим

Выше, выше!

Есть окошко в нём

И крыша!

Вот помощники мои,

Как их хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

8. Аппликация «Домик для лисички».

 Итог.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие по сказкам? (Да)
- В какой стране мы побывали? («В стране сказок»)
- Назовите сказки, в которых мы побывали. («Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»).

В знак благодарности у меня для вас есть угощение.

Используемая литература:

1. Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива  Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014.

2. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» 2016 г.  

3. О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» Издательство: Сфера, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес» Цель: продолжать учить детей вниматель...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Для детей старшей группы По теме: «За окошком осень»

Сочетание трёх видов искусства: поэзии, живописи и музыки отражает духовно-эмоциональную сферу чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.Все наши великие писатели, поэты, ко...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе по теме «Дорожная сказка!»

Предварительная работа:  дидактическая игра « скажи наоборот», чтение художественного произведения О.С. Добриковой «Жили-были Ёжик и Зайчонок», повторение дорожных знаков,...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Путешествие в страну профессий»

Цель: Познакомить детей с такими профессиями, как врач, повар, парикмахер.Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Узнай все о себе, воздушный шарик»

Обучающие: 1. Учить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, эластичности, проводимости воды. 2. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сд...