Конспект НОД по произведению Алмазова Горбушка в подготовительной группе
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Шмидт Светлана Салаватовна

Конспект НОД по произведению Алмазова Горбушка в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

педагог высшей квалификационной категории

Шмидт Светлана Салаватовна

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №90 "Айболит"

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение г. Нижневартовска

детский сад компенсирующего вида № 90 "Айболит"

Конспект интегрированного занятия

по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

по произведению Б. Алмазова "Горбушка"

Составил:

 педагог высшей квалификационной категории

Шмидт Светлана Салаватовна

2015 год

Конспект интегрированного занятия

по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

по произведению Б. Алмазова "Горбушка"

Цели:

Познакомить с новым произведением Б. Алмазова «Горбушка»;

Учить беречь хлеб;

Продолжить знакомство с циклом произведений о жизни людей в военные годы;

Расширять и обогащать знания детей о значении хлеба в жизни человека;

Совершенствовать навыки чтения;

Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость;

Развитие навыков чтения;

Развивать правильную грамотную речь;

Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям, вырастившим хлеб;

Воспитывать нравственности и патриотизма у воспитанников

Воспитывать аккуратность и позитивное отношение к своей работе через внедрение инновационных технологий.

Предварительная работа: Чтение стихотворений, пословиц, рассказов, оформление мини – музея “Все о хлебе”, знакомство с произведениями Б.Алмазова, прослушивание аудиозаписей  исполнения авторских произведений, чтение произведений о войне.

Оборудование: Проекционное мультимедийное оборудование для показа презентации, текст рассказа Б. Алмазова "Горбушка", карточки - для слогового чтения.

Ход занятия.

  1. Чтение и отгадывание загадок

(Презентация)

  1. Образование относительных прилагательных

Словообразование относительных прилагательных

     Знакомство с зерновыми культурами(Дети рассматривают колосья пшеницы и ржи, метелку овса и початок кукурузы, называют их)

- Что у них общего?

-Чем эти растения похожи? (Дают зерно)

 -Растения. которые дают зерно называют зерновыми. Из них приготавливают главный продукт для питания людей - ХЛЕБ!

Образование относительных прилагательных

-Поле в котором выращивают рожь - ржаное поле

-Поле в котором выращивают пшеницу - пшеничное поле

-Колосок из ржи -

-Колосок из пшеницы -

-Мука из пшеницы -

-Мука из ржи -

-Хлеб из пшеницы -

-Хлеб из ржи -

-Тесто из пшеницы -

-Тесто из ржи -

  1. Чтение рассказа Б. Алмазова «Горбушка»

   Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела.
   Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли. Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали.
   Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу.
   В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола.
   — Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой.
   Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы.
   — Ну как дела? — спросил он.
   — Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам.
   — Если нормально, то почему некоторые в шапке в комнату входят; явившись с улицы, не моют руки?
   Действительно, я и шапки не снял, и руки не помыл.
   — Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось.
   — Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом…
   — Горбушкой?
   — Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня!
   Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову.
   — За что тебя наказали? — спросил он.
   — Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!
   — Так!.. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.
   Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги.
   — Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки ни дедушки?
   — Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…
   — А почему их нет? — спросил папа.
   — Они погибли на войне.
   — Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок: — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран…» — это второй дедушка, мамин папа.
   — А бабушки?
   — Они умерли в блокаду. Фашисты окружили наш город. Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия.
   — И без хлеба?
   — На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом.
   — И всё?
   — И всё… Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей… Блокадный…
   Папа достал фотографию.
   — Ну, — сказал он, — найди меня.
   Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза.
   — Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама.
   Я бы её никогда не узнал.
   — Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные…
   Я обхватил папу руками и закричал:
   — Папочка! Накажи меня как хочешь!
   — Что ты! Что ты!.. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда… А ты его на пол…
   — Я больше никогда не буду! — прошептал я.
   — Я знаю, — сказал папа.
   Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым…
   — Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…
   — Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу.

4. Вопросы к произведению.

1.К какому жанру можно отнести данное произведение? (рассказ)

2.Как называется рассказ?

3.Имя и фамилия автора?

4.Как вы можете охарактеризовать Гришку? Какой он?

5.Что вы можете сказать о главном герое?

6.Расскажите какой поступок совершил автор?

7.Как вы оцениваете главного героя?

8.Почему бросил горбушку?

9.Из-за чего расстроился отец?

10.Как отец объяснил сыну ценность хлеба?

11.Что папа попросил принести сына?

12.Почему папка, которую попросил принести отец, лежала в столе?

13.Как вы думаете дорога ли была папка отцу ребенка?

14.Почему?

15.Что лежало в папке?

16.Где провел свои детские годы папа автора?

17.Наказал ли папа сына? Что он ему сказал?

18.Почему мальчику стало стыдно?

19.Чем закончился рассказ?

1.Каждый день меню в детском саду меняется, вас кормят разнообразно и вкусно. Не меняют лишь один продукт, какой?

2.А вы знаете сколько весил кусочек хлеба, который выдавали по талонам? 125гр

3.А вам в детском саду столько же хлеба дают?

4.Что случилось с автором произведения в конце рассказа? Изменился ли он?

5.Как вы относитесь к хлебу……всегда ли бережно?

6.Понравился вам рассказ?

5.Образование родственных слов

Назовите ласково хлеб - хлебушек

Назовите крошки хлеба - хлебные

Квас из хлеба -

Человек, который выращивает хлеб -

Человек, который пекет хлеб -

Завод, где выпекают хлеб -

6. Подбор синонимов

Хлеб по запаху - пахучий, душистый, ароматный.

На вкус хлеб - вкусный, аппетитный, душистый

На ощупь хлеб - мягкий, свежий, черствый

Хлеб печет - пекарь, булочник, кондитер.

7. Игра «Названия изделий перепутались»

Развитие навыков чтения при самостоятельной работе за столами, по 1 человеку возле интерактивной доски.

- Ребята, у нас случилась беда. Названия хлебобулочных изделий перепутались. Помогите правильно подписать продукты.

(Дети из слогов составляют названия хлебобулочных изделий, сначала, состоящие из двух слогов, далее - усложнение - из трех слогов)

Калач, кулич, хлеб, плетенка, кекс, багет, плюшка, батон, каравай и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Подвиг воина-защитника в произведениях русской живописи" в подготовительной группе.

Рассказать детям о Великой Отечественной войне, что она была освободительная, велась во имя мира, процветания благополучия нашей Родины; о том, как героев войны воспевали в своих произведениях художни...

Беседа о музыкальном произведении для детей старшей (подготовительной группы) группы.

Слушание и сравнение «Вальса» до-диез минор Фредерика Шопена и  вальса «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса...

Конспект занятия по развитию речи у детей подготовительной группы Беседа о дружбе по художественным произведениям.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Познакомить детей ( новым художественным произведением С.Михалкова «Как друзья познаются»....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «РИСОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПО СЛЕДАМ ВОСПРИНЯТОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – СКАЗКА «ГОСПАЖА МЕТЕЛИЦА»» подготовительная группа

Развивать интерес к  созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. Учить передавать в рисунке сказочных героев в д...

Конспект совместной интегрированной деятельности по теме: «Литературная викторина по произведениям К.И. Чуковского» Подготовительная группа (6-7 лет)

Конспект совместной интегрированной деятельности по теме:«Литературная викторина по произведениям  К.И. Чуковского»Подготовительная группа (6-7 лет) Использование современных тех...

План-конспект беседы о музыкальном произведении для детей старшей (подготовительной группы) группы.

Название: «Его величество вальс».Цель: формирование представления о языке музыки, средствах музыкальной выразительности.Задачи:Учить различать средства музыкальной выразительности;Вызвать ...