план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Головкина   Светлана   Васильевна

Данная  тема  мною  выбрана  для  изучения  влияния  русских  народных  сказок  на  нравственное  воспитание  детей   старшего  дошкольного  возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             

 

Актуальность выбранной темы:

      Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

       Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни.

      Старший  дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, динамика событий, доступные пониманию ребенка  - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

      В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг  к  другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Проводя   наблюдение за   детьми,   я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание  делиться  игрушками, помочь  сверстнику в трудной ситуации.

      Для  решения  данной  проблемы  выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки   близки   мышлению   ребенка,  его  представлению.

       Исходя  из  всего этого,  поставила перед собой  следующую цель.

Цель: влияние  русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей  старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Разработать перспективное планирование  для работы с детьми и родителями.
  4. Формировать представление о добре и зле, показать  необходимость   добрых    поступков  в жизни людей.
  5. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании  ребенка.

Этапы  работы по самообразованию:

     1.  Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь

     2.  Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года

     3.  Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.

     4.  Представление опыта работы по теме: май  2022 г

План   работы   по  самообразованию

                                                  1.Теоретический   этап.

              Этапы

Сроки     реализации

        Содержание    работы

1.

       Теоретический

Сентябрь - Октябрь 2021

Определение  целей  и  задач ,  подбор  и   изучение  научной  и   методической   литературы  по  теме.

    На   первом  этапе  мною проанализирована  следующая  научная  и   методическая   литература :

1. Л.И.Бажова «  О   нравственном  развитии  и  воспитании  детей»

2. Н. Виноградова « Воспитание  нравственных  качеств  дошкольника»

3. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева

« Практикум  по  сказкотерапии»

4.  Изучение   методик  и   технологий   педагогов   в  интернете   и   применение  их  на  практике

5.  Ю.А. Лебедев « Сказка  как   источник   творчества   детей»

6.  А.Ф. Островская «Беседы  с  родителями   о   нравственном  воспитании   дошкольников »

7. О.Н.  Пахомова « Добрые   сказки « ( Этика   для  малышей )

8.  В.Петерина « Воспитание   культуры  поведения  у  детей   дошкольного   возраста »  

9. Л.Б. Фесюкова  

« Воспитание  сказкой »

10. Т.А. Шарыгина  «  Вежливые  сказки »

2

       Практический

Ноябрь – Май   2021 - 2022 г.

Сбор материала для  педагогической  копилки занятий, НОД, бесед ;  разработка  перспективного  плана   работы   с   детьми  и   родителями   на  год

 

3

       Завершающий

    Май  2022 г

Оформление  отчета  о   проделанной    работе  на  итоговом  педсовете :  консультация   для    воспитателей  по теме   самообразования

Ожидаемые   результаты   для  детей:

-у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев русских народных сказок;

- у детей повысится интерес к чтению художественной литературы;

-проявятся  творческие  способности через ознакомление с русскими народными сказками;

-сформируется  бережное  отношение  к  книге и  доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Ожидаемые   результаты  для  воспитателя:

-работа  над  темой   самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность  в развитии у детей нравственных качеств, создание методического  материала по данной проблеме, поиске новых,  эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию (разработка и проведению ООД, мероприятий с применением новых образовательных технологий; создание дидактических  материалов, наглядностей,; участие в конкурсах, выставках, выступление с докладами на  педсоветах);

-повысит  уровень знаний и умений  дошкольников при работе с  русскими народными сказками ;

-воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

В  дальнейшем  планирую  повышать  своё   профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации , через  изучение  методической  литературы, конкурсы, выставки , продолжить освоение информационно- компьютерных технологий , внедрить в практику своей работы инновационные технологии.

2. Практический   этап.  Составление  перспективного  плана  работы

     Этапы

    Сроки   реализации

     Содержание    работы  

 Практический   выход

1.Работа с детьми

Сентябрь - Октябрь

Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию.

Литературные вечера.

Ноябрь

Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

НОД «Спешите делать добро».

Декабрь

Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие.

Викторина «В гостях у сказки».

Январь

Тематические занятия, самостоятельное творчество.

Выставка детского творчества «В стране добра и зла».

Февраль

Чтение сказки «Заюшкина избушка», разучивание  новых  слов

Театральная постановка сказки «Заюшкина избушка», разучивание .

Март

(Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото») и т.д.

Картотека дидактических  игр.

Апрель

Изготовление волшебных предметов из сказок.

Выставка поделок «Волшебные помощники».

Май

Подготовка  рисунков и поделок для  выставки «Мой любимый сказочный герой».

Проведение выставки детских работ «Мой любимый сказочный герой».

2.Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение  родителей  к  оформлению группы:

1.Изготовление героев сказки детьми.

2.Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.

3.Пополнить уголок ряженья масками  для самостоятельной игры.

4.Пополнить кукольные, настольные театры т.д.

Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.

Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок.

Октябрь

Цикл консультаций «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Как и для чег читать детям сказки?», «Роль сказки в развитии детей», «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка».

Информация в уголке для родителей.

Ноябрь

Совместное творчество родителей и детей (рисунки, поделки героев сказки).

Выставка рисунков «Наши любимые семейные сказки».

Февраль

Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.

Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи».

Совместный досуг «Сказка  ложь, да в ней намёк…»

Апрель

Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Читаем и играем».

Выставка детских рисунков по сказкам, изготовление буклетов «Роль сказки в жизни ребенка».

Май

Подготовка фотографий для презентации.

Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел»

3.Работа   с   педагогами

Сентябрь- ноябрь

Пополнение театрального уголка  новыми  пособиями.

Составление конспектов ООД; подготовка материалов для консультаций.

Декабрь

Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Постановка театрализованной сказки с детьми.

Выступление в детском саду.

 Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете  с  докладом



Предварительный просмотр:

                 Муниципальное    общеобразовательное    учреждение

           « Веневский    центр   образования  №  1  им.  И. И. Мусатова »

                 структурное   подразделение «  Детский   сад  № 5 »

         План   по  самообразованию

воспитателя  Головкиной  Светланы Васильевны   по  теме :

« Воспитание  нравственных   качеств

у  детей  дошкольного  возраста посредством   русских   народных   сказок» (  2 год   работы  над  темой )

           

   

                                                    Венев

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственному воспитанию в старшей группе.

Предлагаю в помощь воспитателям перспективное планирование по нравственному воспитанию в старшей группе....

Перспективный план по нравственному-патриотическому воспитанию в старшей группе

Перспективное планирование по нравственно -  патриотическому воспитанию в старшей группе   № П./п Месяц Занятия Беседы Ознакомление с худ. литературой Игры ...

Перспективный план по патриотическому воспитанию для старшей группы

Предлагаю перспективный план по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы детского сада...

План-конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе

ВОЛШЕБНИЦА – ВОДАЦЕЛЬ: расширить знания детей об одной из экологических проблем -загрязнении водного бассейна.ЗАДАЧИ:- способствовать формированию познавательного интереса к экологии своего края...

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...