Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
консультация по художественной литературе

Кабанченко Наталия Владимирона

Ребенок овладевает литературно-художественным наследием в процессе взаимодействия - общения со взрослым и друг с другом, друзьями, героями художественного произведения. При этом важно, чтобы дошкольник осознавал цель и конечный результат каждого своего речевого и неречевого действия, испытывал не только желание, но и потребность в усвоении правильных моделей нравственно-эстетического поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ автореферата

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой. 

В основу модели нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой положены следующие моменты:

-        для ребенка важно, что «приносит» художественное произведение с собой, поэтому содержательные аспекты обучения (о чем говорить, что слушать, что делать) являются приоритетными, при этом обучение должно затрагивать интересы дошкольников и отвечать их потребностям в общении и познании;

-        занятие должно рассматриваться не как урок (в традиционном его понимании), а как организация совместного дела (т.е. именно занятия детей делом) с детьми. С этой целью необходимо широко практиковать групповые, коллективные формы работы, в процессе которых художественная литература органично встраивается в деятельность и сопровождает ее естественным образом;

-        ребенок овладевает литературно-художественным наследием в процессе взаимодействия - общения с взрослым и друг с другом, друзьями, героями художественного произведения. При этом важно, чтобы дошкольник осознавал цель и конечный результат каждого своего речевого и неречевого действия, испытывал не только желание, но и потребность в усвоении правильных моделей нравственно-эстетического поведения;

-        важный момент в реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой -сюжетный способ организации занятий. Занятие представляет собой единую сюжетную линию, направляемую каким-либо событием: реальным (праздник), вымышленным, игровым или сказочным, в процессе которого происходит присвоение нравственно-эстетических норм.

Ведущими подходами в процессе нравственно-эстетического воспитания дошкольников средствами художественной литературы являются деятельностный, коммуникативный, аксиологический, культурологический подходы.

Приоритетными принципами реализации педагогической модели нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой являются следующие: принцип ценностной ориентации, принцип адресного подхода, принцип активности, принцип сохранения исторической памяти народа и др.

Художественная литература позволяет: анализировать поступки героев в проблемных нравственно-эстетических ситуациях, анализировать и соотносить поступки героев с их нравственными качествами (доброта, честность, сочувствие и др.), анализировать и соотносить поступки героев с собственными поступками детей в повседневной жизни, анализировать эстетику общения, анализировать эстетику окружающего мира и природы.

В ходе опытно-экспериментальной работы были установлены и апробированы условия, необходимые для реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой. К таким условиям были отнесены следующие:

-        проекция функций искусства на литературу при планировании работы с детьми и отборе содержания художественных произведений для детей дошкольного возраста;

-        соотнесение функций художественных произведений с комплексом нравственно-эстетических личностных качеств детей разного возраста, которые могут выступать в качестве интегрированных задач для проведения литературных занятий с детьми и оценки результатов воспитательно-образовательной работы в группе;

-        разработка методических рекомендаций для воспитателей разных возрастных групп и родителей воспитанников по формированию нравственноэстетических личностных качеств детей средствами художественной литературы.

Как результат детьми, родителями и сотрудниками детского сада были созданы Книга детско-родительских проектов «Жили-были...» и Мега-проект «Москва - город пионов!»

Ребенок овладевает литературно-художественным наследием в процессе взаимодействия - общения со взрослым и друг с другом, друзьями, героями художественного произведения. При этом важно, чтобы дошкольник осознавал цель и конечный результат каждого своего речевого и неречевого действия, испытывал не только желание, но и потребность в усвоении правильных моделей нравственно-эстетического поведения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Статья "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературы" раскрывается актуальность проблемы, представлен опыт работы по этой теме...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

Экологическое образование посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннег...

Консультация для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой".

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках ...

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой...

Самообразование "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19650099","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19650120","...