Тема: «Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора детских книг Евгения Ивановича Чарушина»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Борисова Анна Ильинична

     Тема: «Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора

детских книг Евгения Ивановича Чарушина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pisatel-animalist.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема: «Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора

детских книг Евгения Ивановича Чарушина»

Цель: формирование представление детей о художниках – иллюстраторов детских книг, познакомить с творчеством Евгения Ивановича Чарушина.                                           Задачи: - расширять и углублять представления детей о художниках – иллюстраторов;                                                                                                                                         – познакомить с творчеством Е.И. Чарушина;                                                                                        - развивать интерес к творчеству Е.И. Чарушина и желание подражать ему в своей изобразительной деятельности;                                                                                 - формировать у детей мыслительные процессы и речь, наблюдательность, любознательность, фантазию;                                                                                                             - формировать умение передавать в рисунке особенности изображаемых предметов;                                                                                                                                          - развивать  умение создавать сюжетную композицию и желание добавлять её своими деталями;                                                                                                                       - воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.                                           Материал: портрет Е.И. Чарушина и его авторские иллюстрации и рассказы – «Про Томку», «Про зайчат», «Про сороку», «Большие и маленькие», «Зверята», « Вот они какие»; альбомные листы с нарисованной лисичкой, краски, кисти, салфетки, баночки с водой.                                                                                      

План.                                                                                                                                                               1.Активизация детей.                                                                                                                              2.Введение в тему.                                                                                                                            3.Загадывание загадок.                                                                                                                         4.Знакомство с Е.И. Чарушиным и его творчеством.                                                                       5.П/игра: «Волк и зайцы»                                                                                                                       6.Любовь Е.И. Чарушина к животным.                                                                                                   7.Разукрашивание лисички.                                                                                                                                          8.Рефлексия.

              Ход непосредственной образовательной деятельности     

1.Активизация детей.                                                                                                                      

Дети стоят в кругу (проводится разминка на стихи С. Михалкова)                      

На двух колёсах я качу, (Идут по кругу друг за другом)                                          Двумя педалями верчу, (Идут, высоко поднимая колени.)                                        За руль держусь, гляжу вперёд, (Держат руками воображаемый руль.)                  

Я знаю: скоро поворот. (Поворачиваются и идут в другую сторону.)                                              

2 Введение в тему.

– Ребята, вам нравится слушать сказки, рассказы, когда вам читают? (Ответы детей)                                                                                                                         - О чём, вам больше всего нравится слушать? (Ответы детей)                                       - Рассматривать книжки вам нравится? (Ответы детей)                                                    - А какие книжки вам нравятся с картинками или без них? (Ответы детей)                      

- Почему иллюстрированные книжки вам так нравится рассматривать? (Ответы детей)                                                                                                                      Конечно, рассматривать иллюстрированные книги очень интересно, потому что, даже не читая книги, по картинкам мы можем догадаться, о чем эта книжка. Ребята, нас везде окружает красота природы, предметов, зданий, но мы не всегда замечаем эту красоту. А есть люди, которые не только видят её, но и изображают её в своих замечательных картинах. Это художники. Они учат нас видеть прекрасное: любить и оберегать цветущие луга, могучие леса, полноводные реки, разнообразных животных. Художники, которые иллюстрируют книги, называются художниками – иллюстраторами. Поэтому у книги есть два автора: один писатель – он пишет текст книги, а второй художник – иллюстратор, он эту книгу иллюстрирует. Вам нравится слушать рассказы о животных и рассматривать иллюстрации о них? (Ответы детей).                                                                      Сейчас я и узнаю, как вы знаете животных.          

3.Загадывание загадок о животных.

Он в лесу хозяин грозный,
Он лохматый и серьезный.
Любит ягоды, медок.
На зиму он спать залег. (Медведь)

Он живет во всех мультфильмах,
Серый и клыкастый сильно,
А зимой холодной
Бродит злой, голодный. (Волк)
Эта рыжая плутовка,
В сказке всех обманет ловко.
Ловит уточек и зайцев,
Ей на зуб не попадайся. (Лиса)

 Нет, увидеть не могу,
Чей же след здесь на снегу?
Скачет, ушками лопочет,
Спрятаться скорее хочет. (Зайчик)
Хвост пушистый распушила,
Гриб в дупло к себе несет.
Попрыгунья прозорлива - 
Будет сытой круглый год.
Скачет с веточки на ветку,
А за нею следом – детки. (Белочка)                                                                                 Молодцы, вы отгадали все загадки.                                                                                  

4. Знакомство с Е.И. Чарушиным и его творчеством.                                            

А сейчас, я вас познакомлю с художником – иллюстратором и одновременно с автором детских книг. Он пишет для детей рассказы и сам же рисует к ним картинки – это замечательный писатель и художник – иллюстратор Евгений Иванович Чарушин (показываю портрет художника).           Е.И. Чарушин очень любит природу, а особенно животных, он их понимает и старается передать в рисунках их настроение, повадки, характерные особенности. Подходите поближе, располагайтесь поудобнее и посмотрите, пожалуйста, на доску (показываю иллюстрации для рассматривания к книгам Е.И.Чарушина «Про зайчат» и «Зверята») Ребята, нравятся вам животные, изображённые художником? Почему? Какие они?                      (Ответы и рассуждения детей)                                                                                         Правильно, животные этого художника изображены, как живые: они милые, пушистые, обаятельные. Их так и хочется погладить, приласкать, защитить. Художник точно передаёт строение тела, повадки животных, не приукрашая их. Дети, давайте немного отдохнём и поиграем в игру                                              

5. П/и «Волк и зайцы»                                                                                                            

Мы на время превратимся в лесных зверей. Кирилл, Дима и Миша – они волки в одном конце группы, а зайчики – остальные дети в другом. Дети выполняют движение по тексту.

6.Любовь Е.И. Чарушина к животным.

Ребята, как вы думаете, почему Е.И. Чарушину удаётся так хорошо изображать животных? (Ответы детей)                                                                        Е.И. Чарушин любил наблюдать за животными, читать книжки о них. Он с детства рисовал в основном животных и всегда был с карандашом и красками в руках. Все свои знания и любовь художник передавал в своих рассказах и иллюстрациях к ним. Доброта и бережное отношение к миру живой природы  - характерные черты мастера. Где бы ни был Е.И. Чарушин, именно животные привлекали больше всего его внимание.                                            Любовь к животным передалась художнику от родителей. Семья была очень дружной. Мать была садоводом – любителем, поэтому в семье было много цветов, а отец хорошо рисовал и Евгений Иванович с отцом много путешествовал, бродил по лугам, бывал в лесу, общался с охотниками с лесниками. У Чарушиных и самих было много живности: утки, индюшата, птицы в клетках, цыплята, кошки, поросята, кролики, козы, рыбки, голуби, тетерева. Они ухаживали за животными. Все детство его было связанно с животными, и эти детские воспоминания повлияли на его дальнейшую судьбу. В своих рисунках Е.И. Чарушин не только правильно изображал животных, но и старался показать настроение их, характер, их состояние: радость, любопытство, испуг, повадки животного. Писать рассказы Е.И. Чарушин начал позже, сначала он иллюстрировал книги: Бианки, Пришвина, Сладкова, Маршака.                                                                                                  В рисунках и рассказах Чарушина чувствуется знание звериных характеров, его работы наполнены юмором, добрым отношением к тем, кого он изображал. Вот на этом рисунке лисичка внимательно, всматривается во что – то, она сосредоточена и напряжена, к чему - то прислушивается. А на этом рисунке лисичка довольная мать. Она спокойная, все её лисята рядом с ней, каждый занят своим делом: один принюхивается сосредоточенно, второй оглядывается с любопытством по сторонам, третий грызёт что – то. Вот ещё рисунок, мы видим маленького волчонка. Он один в лесу без мамы, ему очень страшно. Волчонок поджал ушки и хвостик, и смотрит растерянно. Ребята, посмотрите на эти рисунки художника, как вы видите этих животных, расскажите о них. (Дети делятся своими впечатлениями).   Искусство этого талантливого человека доброе, не одно поколение маленьких читателей он учит любить волшебный мир зверей и птиц.                    

7. Разукрашивание лисички.                                                                                                

Ребята представьте себя в роли художника – иллюстратора и попробуйте нарисовать лисички пушистую шерсть. Раздаю детям листы бумаги с силуэтом лисы и предлагаю нарисовать шерсть методом «тычка» полусухой кистью. По окончанию, все работы детей рассматриваются и анализируются,  выделяются те, которые оказались наиболее удачными.

8.Рефлексия.                                                                                                                          

С кем вы познакомились?                                                                                  Что нового вы сегодня узнали?                                                                                       Что вам на занятии понравилось больше всего?                              

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час, посвященный художнику анималисту, иллюстратору и писателю Евгению Ивановичу Чарушину

Предлагаемый материал можно использовать как на занятии, так и при проведении досуговой деятельности с детьми....

Перспективное планирование на тему "Ознакомление детей с творчеством художников- иллюстраторов"

Развиваем у детей старшего дошкольного возраста способность видеть,понимать и любить изобразительное искусство....

Реферат по теме: “Художники-иллюстраторы детской книги” 

Реферат по теме: “Художники-иллюстраторы детской книги&rdquo...

Конспект "«Знакомство детей с творчеством художника – иллюстратора детских книг Е.И. Чарушина»

познакомить детей с творчеством знаменитого художника – иллюстратора Е. И. Чарушина; Воспитывать доброе отношение к животным, интерес к повадкам, формировать желание заботиться о животных...

Знакомство с творчеством писателя и художника – иллюстратора детских книг Евгения Ивановича Чарушина

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е.И.Чарушина.Зад...

Конспект занятия по ознакомлению детей с творчеством художника – иллюстратора В. В. Лебедева Тема: «Разноцветные картинки». Старшая группа

Конспект занятия по ознакомлению детей с творчеством художника – иллюстратора В. В. ЛебедеваТема: «Разноцветные картинки»Цель: Создание условий для расширения представлений...