Проект «Мы умелыми руками смастерим театр сами» с применением педагогической технологии «Творческая мастерская» в подготовительной группе ДОУ.
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Дмитрова Татьяна Леонидовна

Авторы - Савинова Екатерина Михайловна и Дмитрова Татьяна Леонидовна, воспитатели МДОУ № 1 «Аленушка» г.Тейково.

Тип проекта:   творческий.

Срок реализации проекта: 6 месяцев (сентябрь – октябрь 2018 г. и январь – март 2019 г.).

Участники проекта: дети, воспитатели,  родители.

Цель: формирование у детей   интереса к театру и современной театральной деятельности, развитие   творческих способностей в использовании бросового материала для создания атрибутов, реквизита и пособий.

Задачи проекта:

  1. Пробуждать интерес к театру у детей
  2. Привить детям первичные навыки  в области театрального искусства
  3. Привлечь родителей к изготовлению из бросового материала театральных атрибутов, пособий и реквизита для центра детской активности «Театр».
  4. Предоставить родителям возможность обыгрывания дома с детьми литературных произведений
  5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

Ожидаемые результаты: реализация творческого потенциала детей группы, развитие познавательного психического процесса воображения для успешной адаптации детей в школе.

Оборудование для педагога: ноутбук, фотоаппарат, музыкальный центр, телевизор, DVD, видео - аудиоматериалы, интернет ресурсы.
Оборудование для детей: разные виды настольных театров, материалы для продуктивной творческой деятельности, реквизит для театрализации - маски, костюмы и т.п.

 

Актуальность проекта

 Каждый год символизирует в России новое веяние, которому ближайшие 365 дней будет уделено максимум внимания. 2019 год объявлен в России Годом Театра. Как известно, театр – гордость России. С целью развития высокого, театрального искусства, президент России Владимир Владимирович Путин, подписал соответствующий Указ «О проведении в Российской Федерации Года театра». Его основные задачи связаны с сохранением и популяризацией лучших отечественных театральных традиций и достижений; доступностью лучших образцов.

Федеральный государственный образовательный стандарт стал определяющим моментом в принципах и подходах к развитию и качеству дошкольного образования. Пункт 1.6. гласит: «Стандарт направлен на решение следующих задач», одной из которых является — «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и его коммуникабельности. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками.

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребёнка характеризуется активизацией функций воображения. Если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности творческого мышления. Успешный процесс обучения во многом опирается на воображение детей и способствует его развитию. Как показывают исследования В. В. Давыдова, воображение порождает потребность в учебной деятельности у детей 6—7-летнего возраста, что важно для формирования психологической готовности ребенка к школе.

         Для активизации и развития воображения детей подготовительной группы, а также вовлечения ребят в активную творческую деятельность, был разработан данный проект.

 

Реализация проекта

I этап. Подготовительный

  1. Сбор литературы по теме проекта
  2. Анкетирование родителей
  3. Создание картотек театрализованных игр, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, музыкальных физминуток
  4. Разработка конспектов по театрализованной деятельности  и занятий с элементами театрализации
  5. Подготовка бросового поделочного материала для изготовления видов театра, реквизита, атрибутов и пособий для театрализованной детской деятельности

II этап. Основной

Формы реализации проекта.

Работа с детьми:

  • Чтение художественной литературы (сказок, рассказов)
  • Речевые и дыхательные игры и упражнения
  • Беседы о театре, о ранее просмотренных театральных постановках
  • Использование различных видов театров
  • Использование ИКТ - просмотры видеоматериалов по теме проекта, мультфильмов, сказок, театральных спектаклей
  • Изготовление из поделочного материала пособий для центра детской активности «Театр»
  • Создание игровой среды для театральной деятельности детей
  • Овладение детьми выразительными средствами: движение, поза, жест,  мимика, речевая интонация
  • Свободные театрализованные и творческие, сюжетно - ролевые игры детей
  • Занятия по актерскому мастерству, подготовка к спектаклям
  • Участие детей в праздниках и развлечениях с элементами театра.
  • Проведение театрализованных постановок

 

Для развития творческой активности у детей, необходимо создать в группе атмосферу, способствующую развитию любознательности ребенка. Важно поощрять оригинальные идеи, высказываемые ребенком и обеспечивать возможности для практической реализации творческих идей в самых различных областях. Личный пример взрослых в творческом подходе к решению проблем – одно из важнейших условий.

Игра – это основной вид деятельности дошкольников.  Но, какая же игра без игрушек? Чем больше игрушек, тем интереснее игра. А особенно если эта игрушка сделана своими руками с помощью взрослого. Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Самодельная игрушка является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя, она очень дорога ребенку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

Театральные куклы занимают особое место среди игрушек детей. Положительное влияние театрально-игровой деятельности с куклами заключается в том, что куклы развивают в детях зарождающееся родительское чувство, являются для детей партнерами по общению, позволяют закреплять социальный интерес к жизни людей и воспитывают нравственные чувства. Через кукольный мир дети входят в окружающий мир полноправными членами общества.

В начале проекта в группе был центр активности «Театр», в котором были в основном куклы промышленного производства. Был проведен опрос ребят на тему «Хотят ли они совместно с родителями научиться делать кукол для театра». Ребята с удовольствием согласились.

В группе появилась коробка с различным бросовым материалом и материалами для творчества (втулки от туалетной бумаги, губки для мытья посуды, пробки, контейнеры киндер – сюрпризы, картон, бусины, бумага, скотч, клей и т.п.). Ребятам было предложено пофантазировать и сделать своими руками из любого материала (на выбор) куклу для театра. Дети участвовали в творческой мастерской по желанию.

В дальнейшем детям предлагалось выбрать сказку, для которой нужно будет изготовить куклы. Заранее был подготовлен разнообразный материал. Очень понравилось детям делать кукол из одноразовых ложек. Интересные куклы – марионетки получаются из втулок от туалетной бумаги. Из одноразовых тарелок получаются замечательные маски. Любимым материалом стали губки для мытья посуды. Из них легко вырезать предметы нужной формы, они пластичны, их можно окрашивать в любой цвет, да и сами они имеют приятную цветовую гамму. Из таких губок можно изготавливать декорации (домики, теремки, мостики, ёлочки, деревья, грядки). Кроме того, они недорого стоят, являются бюджетным материалом.

Тем самым, театрализованная деятельность - это творческая деятельность. Всякую свою выдумку и впечатления хочется воплотить в яркие образы и действия.

Отличная идея и прекрасная возможность взрослым погрузиться в мир создания сказочных кукол для детского театра из обычных капроновых колготок. Готовая кукла получается очень пластичная и реалистичная, а разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Техника ее изготовления довольно интересная, требующая подготовки, определенных навыков работы со швейными материалами ножницы, иголки, нитки толстые и тонкие; капроновые колготки; наполнитель: синтепон; лоскутки тканей; проволока тонкая; клей; парики (волосы), пряжа, пуговицы, глаза, ротик, реснички, ленточки (для украшения). Чтобы получилась кукла нужно следовать предложенной технике: набивка чулочного отрезка капрона наполнителем; обрамление лица, вышивание глаз, ушей; формирование ручек; соединение деталей; изготовление одежды; украшение. Когда технология будет освоена, можете начинать шить более сложные поделки для театрализованной деятельности.

 

Работа с родителями.

• Консультации для родителей:  «Что такое детский театр», «Значение театрализованной деятельности для развития и воспитания детей в современных условиях»,  «Театр своими руками», «Театр дома»

• Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе

• Привлечение к изготовлению театральных пособий, атрибутов и реквизитов

 

III этап. Заключительный

  • Презентация проекта
  • Анализ центров детской активности «Театр»

 

Выводы по проекту

У детей появился интерес к театральной деятельности. Дети познакомились с разными видами театров. Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми и взрослым. Дети стали более общительными между собой, раскрепощенными, более уверенными в себе. В лице родителей нашли поддержку в изготовлении декораций, костюмов, игрушек, пособий, реквизита, атрибутов для детей.
Проект позволил проявить творческую активность детей, родителей и педагогов, полностью раскрыть эмоциональные возможности детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что проект создал благоприятные условия для раскрытия детских способностей в театральной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание.- 2005.-№4. – 24с.
  2. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».
  3. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»
  4. Баряева Л. И., Вечканова И. И., Загребаева Е. А., Зарин А. А. «Театрализованные игры-занятия с детьми»
  5. Водогреева Е.Н. Творческие мастерские как одна из форм работы с дошкольниками, - Отрадный, 2014
  6. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте/ В.В. Давыдов / Вопросы психол. - 1992. №1. - с.22-27.
  7. Кошманская И. П. Театр в детском саду (Серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 320 с.
  8. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - Москва. Издательство «ТЦ Сфера», 2004. - 128 с.
  9. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.
  10. Соломенникова О., О некоторых парциальных программах по художественно - творческому развитию дошкольников. / Дошкольное воспитание. 2004. №2. С.9.
  11. Финк, Бостельман: Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем. Учебно-практическое пособие. ФГОС - 2016г.
  12. Интернет ресурсы

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская в подготовительной группе "Пушистые картины"

Это занятие для развития творческого потенциала детей. Проводится в качестве дополнительного образования....

Перспективный план работы творческой мастерской в подготовительной группе.

Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом....

ООД – творческая мастерская в подготовительной группе «РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ РОСПИСЬ

Задачи — закреплять знания детей о дымковской и филимоновской игрушках, обобщить знания о хохоломской росписи и гжели.— продолжать совершенствовать двигательные навыки и умения;&mdash...

Применение здоровьесберегающих технологий в старшей и подготовительной группе ДОУ.

Одной из главных задач дошкольного образования  является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В формировании фундамента физического и психического здоровья человек...

Творческая мастерская в подготовительной группе на 2021-2022 г.

Актуальность.Творческая мастерская – одна из самых интересных форм организации педагогического процесса, поскольку каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих ...