Викторина для педагогов "Знатоки фольклора"
методическая разработка по художественной литературе

Конониренко Марина Вениаминовна

Цель викторины:

Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx491.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 67»  

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1 микрорайон, д. 10,  г. Энгельс, Саратовская область, тел. 55-30-21

Викторина

«Знатоки фольклора»

в рамках заседания стажировочной площадки

«Приобщение детей дошкольного возраста к искусству

в рамках реализации ООП ДО»

на тему «Знакомим детей с фольклором»

C:\Users\Intel\Desktop\144059919645.jpg

                                         Подготовила и провела:

                                                             старший воспитатель

                                                                     МБДОУ «Детский сад №67»

                                                     Конониренко М.В.

Энгельс, 2019

 Викторина для слушателей СП

«Знатоки фольклора»

Цель викторины:

Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Ход

Считается, что игра - ведущая деятельность дошкольника. На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети.

Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть,  как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к устному народному творчеству общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по - данному вопросу.

Странички истории

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

         Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все, же пожелаю! Самых активных игроков ожидают призы.

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

  1. «Малые фольклорные жанры»

Назови одним словом

1. Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор) 

2. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление  (поговорка)

3. Короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни (пестушка)

4. Песня, исполняемая мамой или няней при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии  (колыбельная песня)

5.   Короткий стишок (реже песенка), предназначенная для развлечения детей младенческого и раннего возраста, сопровождаемая элементарными игровыми движениями (потешка)

 6. Фраза, отражающая какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер (поговорка) 

7. Фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов (скороговорка)

8.  Небольшой стихотворной текст с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенный для случайного избрания (обычно одного) участника из множества (считалка)

9. Короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени (дразнилка)

10. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица) 

11. Небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы (закличка)

12. Краткое образное определение предмета или явления, которое даётся  в иносказательной форме.  Как правило, один предмет описывается через другой на основе схожих черт (загадка)

  1. Определите жанр  устного народного творчества?

1. « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

2. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

3. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

4. «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)

5. «В некотором царстве, в некотором государстве…»    (Сказка)


6. «Ехала машина темным лесом, 
       За каким-то интересом.

       Инте-инте-интерес,

       Выходи на букву С»       (Считалка)

  1. «Загадочный» кроссворд

кроссворд из загадок

  1. «Продолжите пословицу»

  •    «Что написано пером… не вырубишь топором»
  •   «Не плюй в колодец… пригодится – воды напиться»
  •   «Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
  •   «Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
  •   «Что посеешь…» (то и пожнешь)
  •   «Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
  •   «Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
  •   «Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)

5. «Объяснялки»

Без печи - хата не хата (с печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Печка наделялась волшебными свойствами, а образ её стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и брата от злых гусей- лебедей, везёт Емелю к царю и т.д.

Умей в гости звать, умей и угощать (русский народ всегда славился гостеприимством, всех гостей сажали в левый угол от печки, назывался он красным, т.е. красивым)

Баня правит, баня всё исправит (баня снимала все недомогания, помогала от хворей - простуды, ревматизма и просто усталости, парились дубовыми или берёзовыми вениками)

 * Корова на дворе – харч на столе (животноводство давало крестьянину продукты питания, а лошадь была помощником в поле и средством передвижения)

Не в свои сани не садись (не берись за дело, с которым не можешь справиться; не пытайся занять неподобающее тебе место. Говорится как предостережение, когда очевидно, что человек не справится с тем делом, за которое берется, или (с упреком) если дело не удалось)

* Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (всякое дело требует усилий, без усилия, старания никакого дела не сделаешь. Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд).

6. «Продолжи потешку»

1). На болоте стоит пень …    - шевелиться ему лень

2). По дубочку постучишь …  - прилетает быстрый чиж

3). Сидит котенька на лавке … - утирает глазки лапкой

4). Лиса по лесу бежала …      - лиса хвост потеряла

5). Идёт серенький волчок…   - тебя схватит за бочок

6). Наша деточка мала …         – сама к мамочке пошла

7. «Хоровод сказок»

         «И то правда, - говорит волк.- Где тебе идти. Садись уж на меня, я тебя довезу». – Лисичка села волку на спину, он ее и понес. Сидит лиса да потихоньку приговаривает: «Битый небитого везет!»

 (отрывок из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»)

«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.

(отрывок из сказки «Царевна лягушка») 

 «Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму.

(отрывок из сказки «Жихарка»)

«Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки. Стала дочка Марьюшка хозяйство вести. Все-то она умеет, все-то у нее ладится. Любил отец Марьюшку: рад был, что такая умная да работящая дочка растет. Из себя-то Марьюшка красавица писаная. А сестры ее завидущие да жаднющие; из себя-то они некрасивые, а модницы - перемодницы — весь день сидят да белятся, да румянятся, да в обновки наряжаются, платье им — не платье, сапожки — не сапожки, платок — не платок.

(отрывок из сказки «Финист ясный сокол»)

8. «Сказочный»  кроссворд

C:\Users\Intel\Desktop\Снимок4.PNG

9. «Что за прелесть эти сказки!»

В какой сказке герою помогали справиться с трудностями?

1). Куколка (Василиса Прекрасная)

2). Серый волк (Иван-царевич и серый волк)

3). Щука (По щучьему велению)

4). Коровушка (Крошечка-ховрошечка)

5). Конь (Сивка-бурка)

6). Мышка (Гуси-лебеди)

10.  «Объясни словечко»

К устаревшему слову  подбирать подходящий ответ из слов в скобках.

Задания с решениями:

1. Кружлявый:
  - прыщавый:

  - кудрявый (правильный ответ);

  - веснушчатый.

2.Уварахтаться:

  - испачкаться (правильный ответ);

  -  укутаться;

  - заблудиться.    

3. Остолопиться:

   - сердиться:

   - упрямиться;

   - растеряться (правильный ответ);

4. Ширинка:

   - часть штанов;

   - короткое полотенце или платок (правильный ответ);

   -  мера измерения ширины.

 

11. Шуточный тест

Сложите руки перед грудью

(если правая рука сверху  - руководитель, если левая -  исполнитель)

Сцепите руки замком

(если левый большой палец сверху - в вас много женственности)

(если правый - силы и мужества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное музыкально-дидактическое пособие Музыкальная викторина "Что я знаю о русском фольклоре"

Обобщить и систематизировать знания детей о быте и традициях русского народа. Учить понимать красоту и ценность русского фольклора....

семинар- викторина для воспитателей "Что вы знаете о русском фольклоре?"

В своей работе часто обращаюсь к русскому народному творчеству. Это  традиционные "Посиделки", "Масленица", "Троица - праздник русской березки", "Ярмарка". Эти мероприятия носят интегрированный х...

Игра-викторина " Русский фольклор"

Игра -викторина для детей подготовительной группы...

Викторина для воспитателей ДОУ "Русский фольклор"

В представленной викторине имеется презентация "Руский фольклор" с заданиями для трёх команд воспитателей и текст ведущего с правильными ответами....

Игра–викторина "Путешествие по жанрам детского фольклора"

Задачи:Закрепить знания некоторых жанров детского фольклораЗакрепить знание потешек, частушек,  песен, загадок, сказок, легенд, былин;Активизировать в речи фольклорные слова;Воспитывать умение со...

Викторина "Русский народный фольклор"

Игра викторина "Русский народный фольклор"Воспитатель: Докутович Наталья ЮрьевнаЦели:- Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством- Развивать образную память, творческое мышлен...

Викторина «Русский народный фольклор. Сказка «Теремок»»

Сценарий викторины "Русский народный фольклор. Сказка Теремок"" (младшая группа)Цель: закрепить знания детей о прочитанном ранее произведении; о традиционной русской одежде, о быте русс...