Методическая разработка: Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе детского сада
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Курочкина Алла Викторовна

Цель: познакомить детей с текстом русской-народной сказки «Маша и Медведь» и его художественным миром.

Задачи:

  1. Развитие речи: упражнять детей  воспринимать литературное произведение на слух, развивать артикуляционные навыки через проговаривание  акцентных реплик персонажей, расширять словарный запас посредствам знакомства с новыми словами, объяснения их значений и неоднократного коллективного их проговаривания с целью запоминания и закрепления.
  2. Художественно-эстетическое развитие: Развивать умение считывать сюжетную линию текста, дифференцировать основные события истории, обогащать представления о художественном мире истории, учить разыгрывать сказку по ролям (театрализация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx457.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53

Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург

Методическая разработка:  Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми второй младшей группы

по развитию речи

с использованием мультимедийных технологий по теме

«Приобщение детей к художественной литературе».

       Разработала: воспитатель Курочкина А.В.

                                                   Санкт-Петербург

2022

Цель: познакомить детей с текстом русской-народной сказки «Маша и Медведь» и его художественным миром.

Задачи: 

  1. Развитие речи: упражнять детей  воспринимать литературное произведение на слух, развивать артикуляционные навыки через проговаривание  акцентных реплик персонажей, расширять словарный запас посредствам знакомства с новыми словами, объяснения их значений и неоднократного коллективного их проговаривания с целью запоминания и закрепления.
  2. Художественно-эстетическое развитие: Развивать умение считывать сюжетную линию текста, дифференцировать основные события истории, обогащать представления о художественном мире истории, учить разыгрывать сказку по ролям (театрализация).

Цели и задачи, реализуемые в интеграции образовательных областей: способствовать целостному восприятию художественного текста.

Планируемые результаты: имеет элементарное представление о сюжете русской-народной сказки «Маша и Медведь», может назвать основных персонажей; ориентируется в художественном мире истории (избушка, лес), умеет повторить и запомнить 1-2 реплики любого из персонажей сказки, взаимодействует с партнёром при театрализованном разыгрывании эпизода сказки,  сосредоточенно действует в течение 15 – 20 минут; с интересом участвует в процессе театрализации.

Словарь: сказка, книга, приключение, избушка, короб, пенёк.

Оборудование: Волшебный сундучок, Книга «Маша и медведь» с яркими иллюстрациями, Экран или Интерактивная доска, подключенная к проектору для демонстрации картинок, Большая коробка для пирожков, пирожки- муляж, Платье для девочки + косынка, Шапка Мишки (вариант: Маска), стул, красочный конверт с письмом от «Маши».

Ход НОД.

1.Организационный момент.

Дети приглашаются в группу, где на ковре стоит волшебный сундучок внутри которого яркое иллюстрированное издание русской-народной сказки – книга «Маша и Медведь». Воспитатель говорит, что сегодня в группу «Сказка» пришла посылка от девочки Маши, которая очень просила детей послушать интересную историю, приключившуюся с ней некоторое время назад. Дети садятся на ковер вокруг сундучка, Воспитатель открывает его и демонстрирует им книгу.

2. Основная часть.

Воспитатель: Дети, сегодня мне позвонила девочка Маша, она была очень расстроена. Знаете, почему ей было грустно? Она сказала, что детки перестали слушать её интересные истории! Может быть, поднимем Маше настроение и прочитаем про её приключения? Видите, какую красивую большую книгу она специально прислала нам в подарок. Здесь, в этой книге, даже есть замечательные картинки, которые Маша нарисовала специально для вас, дети, чтобы вы посмотрели на её сказочное путешествие. Отлично! Тогда садитесь поудобнее, ведь сказка так любит, когда её внимательно слушают!

Воспитатель  вслух, выразительно читает текст сказки «Маша и Медведь», выделяя кульминационные моменты истории интонацией.

Воспитатель: Дети, скажите, понравилась вам история девочки Маши? Хорошо. А теперь давайте посмотрим на экран и попробуем вспомнить, что нам Маша в своей сказке только что рассказала.

На экране демонстрируются иллюстрации из сказки.

Воспитатель: Расскажите, дети, с кем жила Маша в своём домике? Правильно, с дедушкой и бабушкой. А Куда она отправилась с подружками? В лес, чтобы собрать грибочки и ягодки! Ведь в лесу так много растёт вкусного и полезного, правда?

1270.jpg

Воспитатель: А что же приключилось с Машей дальше? Почему она грустная на этой картинке? Верно, она испугалась, потому что потерялась в лесу. Давайте вспомним, как Маша кричала, чтобы её услышали подружки? Правильно – АУУУУУУУУУУУ. Давайте ещё раз вместе хором проговорим : А-уууууу! АААААААА-ууууууу! Теперь мы точно не потеряемся в лесу, ведь мы так здорово и громко умеем кричать, чтобы нас услышали!

1271.jpg

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же произошло дальше. Кто мне поможет, а то я уже всё забыла. Ух ты, какие вы молодцы – действительно, Маша увидела избушку. А кто в избушке живёт? Правильно! Медведь! Посмотрите, как он будет встречать Машеньку на следующей картинке.

1272.jpg  1273.jpg

Воспитатель: Как вы думаете, Мишка добрый? Действительно, вы правы – Мишка злой, Мишка обидел Машеньку. Как ее  обидел, давайте вспомним. Правильно, он сказал, что она будет ему печку топить, кашку варить, его кашей кормить. А Машенька расстроилась, потому что её дома ждут ДЕДУШКА с БАБУШКОЙ, её семья. Они будут грустить и плакать, если Машеньку не найдут. А что Машенька придумала, чтобы от Мишки сбежать, помните? Конечно! Она придумала испечь пирожки и попросила Мишку пирожки бабушке с дедушкой отнести, посмотрите на картинку. Пирожки Машенька положила в большой-пребольшой короб. Или все-таки маленький? Правильно, большой! Чтобы накормить бабушку с дедушкой досыта, ведь в маленьком коробе много пирожков не поместится.

1275.jpg

Воспитатель: Пошёл Мишка по лесу с целым коробом пирожков и почувствовал, что проголодался. Что он решил сделать, детки? Правильно, он подумал «Сяду на пенек, съем пирожок!». И что, удалось Мишке пирожок съесть? А почему ? Правильно! Маша спряталась в коробе и всякий раз, когда Мишка хотел пирожочки скушать, ему приговаривала:

Вижу, вижу! 
Не садись на пенёк, 
Не ешь пирожок! 
Неси бабушке, 
Неси дедушке!

Давайте вместе попробуем повторить, как Машенька Мишке говорила (повторяют за воспитателем)

Воспитатель: Как вы думаете, как закончилась история? Донес Мишка бабушке с дедушкой пирожки или все скушал? Совершенно верно! Мишка донёс пирожки, а бабушкины с дедушкой собачки его напугали, он бросил короб со страху и убежал обратно к себе в лес! Давайте посмотрим, правильно мы вспомнили или нет, посмотрите на картинку:

1279.jpg

Воспитатель: Вы молодцы, дети, все верно запомнили. И последняя картинка нам расскажет, что же случилось с самой Машенькой – посмотрите.

1280.jpg

Воспитатель: Ну конечно же, Машенька вернулась домой к дедушке и  бабушке. Как вы думаете, у этой сказки счастливый конец или грустный? Конечно, счастливый, ведь Машенька вернулась к себе ДОМОЙ, где её ждала её настоящая семья!

Театрализация.

Воспитатель: Что-то мы засиделись, детки, я вам предлагаю поиграть в игру «Маша и Медведь». Смотрите, Машенька отправила нам все необходимое для этой игры: большой короб с пирожками, своё красивое платьице, а также шапочку Медведя и стульчик! Кто будет Машенькой ? А кто хочет быть Мишкой? Отлично.

(дети надевают на себя костюмы, «Мишка» берет в руки большой короб

Воспитатель: Давайте попробуем поиграть в Мишку, который несет пирожки и Машеньку, которая Мишке грозит пирожочки не есть.

Дети разыгрывают сцену по ролям. Воспитатель сначала показывает, как это сделать, демонстрируя различные варианты  «подражания» персонажам сказки – «погрози пальчиком Мишке», «Мишка, покажи, как тебе тяжело нести такой большой и тяжелый короб по лесу!» , также помогает проговаривать и вспоминать основные реплики мизансцены.

Ход действия:

«Мишка» несколько раз повторяет «Ох, сяду на пенёк, съем пирожок», садится на пенёк (стульчик) и пытается съесть пирожок. «Машенька» встаёт за стульчик и говорит Мишке «Не садись на пенёк, не ешь пирожок».

Несколько пары меняются, занятие плавно переходит в совместную игру со сверстниками с элементами театрализации.

photo_2022-12-11_21-09-02.jpg  photo_2022-12-11_21-09-03.jpg

     

Воспитатель: Ребята, пока мы так здорово играли, Маша отправила мне письмо – (открывает красочный конверт с письмом и зачитывает) «Ребята, вы большие молодцы! Я перестала грустить, вы меня развесили, потому что послушали мою историю, а ещё так здорово её разыграли! Я обязательно приду к вам в гости на следующее занятие. Пока-Пока!

Список Литературы:

Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: 3-4 года» Серия «От Рождения до школы», издатедьство Мозаика-Синтез, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей второй младшей группы.Тема:"Мы любим сказки"

Конспект НОД по развитию речи детей второй младшей группы.Тема: «Мы любим сказки»...

Методическая разработка - Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к матрешкам»

Тема: «В гости к матрешкам».Ознакомление с малыми фольклорными жанрами. Цели:Приобщать детей  к малым фольклорным жанрам, развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведе...

Методическая разработка конспекта НОД по развитию речи для второй младшей группы.Тема"Овощи"

Методическая разработка конспекта НОД  по развитию речи для второй младшей группы. Тема"ОВОЩИ"....

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во второй младшей группе "В гостях у бабушки в деревне".

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во 2ой младшей группе " Вгостях у бабушки в деревне". Разработчик, составитель, автор: воспитатель МДОУ д.с. №29 "Росинк...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в деревню»

Методическая разработка занятия по развитию речи детей во второй младшей греппе 3-4 летПрограммное содержание:формировать у детей  понимание обобщенного понятия "домашние животные";уточ...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Путешествие в деревню»

Расширять представления детей о домашних животных и их характерных  особенностях,  помочь детям увидеть различия между взрослыми и детенышами. Формировать умение слушать и понимать заданный ...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи во второй младшей группе «Домашние животные»

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи по теме "Домашние животные"...