Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Читаем детям о войне» для детей старшей группы
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Усова Марина Валентиновна

Конспект организованной образовательной деятельности

на тему «Читаем детям о войне»

для детей старшей группы

                   Автор: Усова Марина Валентиновна

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Котовск 2020

 

 

                            « Акция читаем детям о войне»

Цель: воспитание патриотических чувств на основе знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в литературе, ярких примерах героизма и жизни сверстников в годы войны.

Задачи:

Образовательные:

-расширять знания детей о произведениях, посвященных Великой 

     Отечественной войне.

-дать детям понятие о значимости Дня Победы.

Развивающие:

-Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, интересного, полезного об истории родного края.

- содействовать осмысленному восприятию произведений

-развивать диалогическую речь, логическое мышление;

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к  

   ветеранам В.О.В. 

-воспитывать уважение к боевому прошлому нашей Родины, мужеству      

   и героизму защитников Отечества.

Форма организации: групповая

Форма проведения: диалог (проводится по типу беседы воспитателя с детьми, обсуждения актуальной темы), презентация

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование и материалы: подборка книг о ВОВ для детей, аудиозапись голоса Левитана

Методы и приёмы:
Словесные:   художественное слово, вопросы к детям, рассказ воспитателя.

Наглядные: Стенд – плакат, посвященный ВОВ, выставка книг о ВОВ

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне; слушание песен военных лет; беседы с детьми о Дне Победы; Оформление выставки книг, плаката-стенда посвящённой ВОВ «Мой дедушка – герой». Рассматривание иллюстраций «Военная техника», «Защитники Отечества», «Парад Победы», «Салют»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конкурсная работа

Авторы:   Евдокимова Жанна Владимировна

                 Усова Марина Валентиновна

Должность:  воспитатели

Место работы  «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                                    учреждение детский сад№12»Белочка»

Электронная почта:   usova196@mail.ru

Название работы: « Читаем детям о войне»

Тема : «Негасимый огонь памяти»

Форма мероприятия:

        Конспект мероприятия-акции «Читаем детям о войне»

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на основе знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ярких примерах героизма и жизни сверстников в годы войны.

Задачи:

Образовательные:

-расширять знания детей о произведениях  писателей, посвященных  Великой  

     Отечественной войне.

-продолжать знакомить детей с праздником «День Победы»,

- раскрыть  значение литературы о ВОВ.

Развивающие:

- содействовать осмысленному восприятию произведений

-развивать диалогическую речь, логическое мышление;

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В. Воспитывать уважение  к боевому прошлому нашей Родины, мужеству и  героизму защитников Отечества.

Форма организации: групповая

Форма проведения: диалог (проводится по типу беседы воспитателя с детьми, обсуждения актуальной темы), презентация

Оборудование и материалы: подборка книг на военную тематику.

Методы и приёмы:
Словесные:   художественное слово, вопросы к детям, рассказ воспитателя.

Наглядные:   Стенд – плакат, посвященный ВОВ, выставка книг о ВОВ

Предварительная работа:  Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне; слушание песен военных лет; беседы с детьми о Дне Победы; Оформление выставки книг, плаката-стенда посвящённой ВОВ «Мой дедушка – герой». Рассматривание иллюстраций «Военная техника», «Защитники Отечества», «Парад Победы». «Салют»

                                                       

                                               

                                                    Ход

Воспитатель:  Есть в нашей жизни такие даты, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем ярче становится их величие. Каждый год в мае наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев и славит тех, кто ещё жив.
Сегодня мы с вами поучаствуем в акции , которая называется «Читаем детям о войне»
 

Прежде, ответьте на несколько вопросов:

* Сколько лет прошло со дня окончания войны? (75)

* Почему войну 1941-45 годов называют Великой Отечественной? 

* Почему люди до сих пор помнят эту войну?

* Почему наш народ одержал победу над фашизмом?

Случилось это в далеком 1941 году… 22 июня на улицы советских городов и сел вышло множество народа, а изо всех радиоприемников доносилось … (звучит речь Левитана о начале ВОВ).

Это было тяжелое , жестокое время. Враги напали неожиданно и стали бомбить спящие города. На фронт уходили солдаты, чтобы защитить нашу страну, свой народ.

Так на нашу землю пришла война.

-Ребята, кто сочиняет рассказы?  Как вы думаете, легко ли быть  писателем?

-Чтобы в памяти не стерлись события этой страшной войны, писатели писали книги. По этим произведениям создавали фильмы. Именно благодаря произведениям авторов мы с вами можем представить себе события тех лет, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества.

Сегодня мы поговорим с вами о писателях, которые писали о войне для детей и даже сами воевали.

А начнем мы со знакомого вам детского писателя – Аркадия Гайдара и его произведения «Поход»

 Прекрасное произведение о войне для дошкольников. Отсутствие какого-либо драматизма и «хэппи-энд», как сейчас говорят. Рассказывают о совсем маленьком мальчике – малыше Альке. У которого ночью папу призвали воевать, а он не видел этого и страшно разозлился с утра, что его тоже не взяли «в поход». А мама ему «разрешила» идти в поход, только сказала, что к нему нужно тщательно готовиться. И вот пока шли дни, и Алька вместе с мамой шили рубахи, знамёна, флаги, пока он выстругивал саблю, война закончилась, и папа вернулся. «Он, конечно, обнял мать. И она поздравила его с победой. Он, конечно, крепко поцеловал сына. Потом осмотрел всё Алькино снаряжение. И, улыбнувшись, приказал сыну: всё это оружие и амуницию держать в полном порядке, потому что тяжёлых боёв и опасных походов будет и впереди на этой земле ещё немало». Вот такой конец.

Следующее произведение по  книге В.Катаева  «Сын полка» ,в этом произведении говорится  о голодных, промёрзлых мальчишках, которые вместе со взрослыми сражались за Родину. (читаем отрывок) 

-В чём заключается главная мысль рассказа? (в том, что храбрость и смекалка присущи не только взрослым, но и детям.)

-Какое впечатление на вас произвел этот рассказ?

- Как звали главного героя рассказа?

Детям-героям посвящено много литературы. Маленькие герои большой войны. Ни на миг не дрогнули их юные сердца. Они быстро повзрослели, стали мужественными, выносливыми, сильные духом. Они рано ушли из жизни (ведь многим не было и 14-15 лет), но их имена и подвиги навсегда должны остаться в наших сердцах.

Это и рассказы Л. Кассиля:

«Дорогие, мои мальчишки»

Это - знаменитое произведение о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время войны. Это история трудностей, опасностей и приключений - выдуманных и самых что ни на есть реальных. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости - о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжелых обстоятельствах.

«Рассказ об отсутствующем»  Это одно из самых первых произведений советской литературы, запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, отдавшего свою жизнь для спасения жизни других людей. Рассказ написан на основе настоящего события, о котором говорилось в письме, присланном в Радиокомитет. Лев Кассиль работал тогда на радио и, прочитав это письмо, сразу написал рассказ, который вскоре был передан в эфир и вошел в сборники рассказов писателя «Есть такие люди», «Обыкновенные ребята», «Твои защитники» .

— Ребята, а кто помнит имена детей-героев, о которых  вам рассказывалось  раньше?  (Ответы детей).

 Ю. М. Корольков написал об одном из них .

  «Партизан Лёня Голиков»

В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты вторглись на новгородскую землю, Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил он в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги... Погиб Леня Голиков в одном из сражений с гитлеровцами. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В.А. Осеева «Васёк Трубачёв и его товарищи»

Трилогия известного детского прозаика В . А. Осеевой рассказывает о пионерах - Ваське Трубачеве и его товарищах. Это честные, смелые ребята, готовые защитить товарища взять на себя самое трудное дело. В начале войны они оказались на территории, оккупированной фашистами, где принимают участие в борьбе с врагами. После долгих скитаний, горестей и потерь пионерский отряд возвращается домой. Жизнь продолжается. Надо восстанавливать все, что разрушено, надо работать, учиться. И все ребята, так рано повзрослевшие во время войны, идут строить школу.

Физкульт-минутка: «Мы военные»
Мы станем все военными, Шагают на месте.
Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через
Будем в Армии служить, стороны. Будем Родину любить. Движения повторяются.
Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль».
Будем мир мы защищать! Шагают на месте.

Сегодня мы вспомним об одном   из этапов ВОВ – блокада Ленинграда, когда город был полностью окружен фашистами, отрезан от мира, в окружении, но не сдался и выжил. Почти 900 дней и ночей длился трагический период истории города на Неве, когда только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации. Единственным путем сообщения с городом было Ладожское озеро. Именно через Ладогу пролегла Дорога жизни.

 Нисон Ходза  в своей книге  описал эти  события  в книге  «Дорога жизни»

В книгу вошли рассказы о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Документальное повествование дополняют уникальные фотографии и наглядные карты, а рассказы – волнительные карандашные рисунки художника В.Бескаравайного.

 Об этом говорится также и  в   рассказе   Г.А. Черкашина «Кукла».   Грустная история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

Детям легко будет читать эти книги о войне, написаны А. В. Митяевым, они очень просты, здесь не нагнетается ужаса, кошмара войны.

Это рассказы  «Самовар» , «Землянка», «Секрет бабушки Бабуры»  

Воспитатель: — Война эта была очень жестокая. Силы были неравные, потому что немцы готовились к войне. Они уничтожали все вокруг: города, села, поля, не жалели не стариков, не детей, не женщин. Но наш народ стоял за Родину насмерть, у них была отвага, мужество и стойкость. Об этом в рассказе «Письмо с фронта». В книгу вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Читатель вместе с героями переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война – тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями. Издание проиллюстрировано множеством цветных репродукций. 

Во время войны и в послевоенные годы писались не только рассказы о войне, но и солдатские сказки, одни  из них написаны  К. Г. Паустовским:

«Похождение жука-носорога»

 Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

«Стальное колечко» Рассказ о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.

Воспитатель: — Кто же победил фашистских захватчиков? Кто восстанавливал города, села? Кто работал без устали в тылу? Это наш великий народ — народ - победитель! Как много сделал наш народ для того, чтобы мы жили под мирным небом! Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, отстоящих мир в жестокой битве.

Воспитатель: — Ребята, кто может нам рассказать о своем прадеде, который воевал?

Рассказы детей.

Ребята, надеемся,  что писатели  и их книги   о ВОВ  останутся надолго в вашей памяти.

9 Мая – светлый и радостный праздник, день Победы над врагом. Именно в этот день закончилась ВОВ. Эту победу ждали все. Ежегодно 9 мая вся страна отмечает этот большой праздник – победу в ВОВ.

Победе радовалась вся страна, но эта радость была со слезами на глазах, так как в каждой семье, в каждом доме кто-то погиб на этой страшной войне. Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам, и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живём сейчас под мирным, чистым небом.

                ВЕЧНАЯ ИМ СЛАВА!

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим.
Кто ушел на фронт и не вернулся,
Вспомним через века, через года.
О тех, кто уже не придет никогда, 
                  Вспомним!
               Минута молчания

Презентация.pptx 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Дружба живет среди нас» для детей средней группы.

Конспект организованной образовательной деятельностина тему: «Дружба живет среди нас»для детей средней группы....

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: « Животный мир реки Цны» для детей средней группы

Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы по краеведению по теме "Водоёмы Тамбовской области"....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».

Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...

КОНСПЕКТ Организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

Образовательная область: художественно - эстетическое развитиеТип НОД: комбинированное.Вид НОД: художественно - эстетическое.Тема НОД: «Путешествие в страну Рисовандию».Возрастная группа д...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну сказок» для детей старшей группы с использованием интерактивных компьютерных технологий

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, физическое развитие, восприятие художественной литературы.Цель: Развитие связной, диалогической речи, активности, самостоятельно...

Конспект организованно-образовательной деятельности на тему «Лаборатория волшебства и чудес» для детей старшей группы с использованием интерактивных компьютерных технологий Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативное

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.Задачи:Познавательное развитие:формировать пред...