Авторская методика работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей среднего дошкольного возраста к культуре чтения посредством использования дидактического пособия «Детский календарь».
методическая разработка по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Казаку Наталья Леонидовна

«В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы…  внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона»

                                                                                                       В.В. Путин

         Работая с детьми   с тяжелыми нарушениями речи часто приходится наблюдать, что эта категория детей и не только, но и детей с нормой речевого развития, испытывают трудности в освоении нового материала, их представления о предметах оказываются неточными и неполными, снижена познавательная активность. Формирование познавательных способностей детей как с нормой, так и с тяжелыми нарушениями речи, является актуальной проблемой. Решение этой проблемы – составная часть дальнейшего успешного обучения детей дошкольного возраста в школе.                                    Одной из перспектив развития познавательных способностей детей дошкольного возраста, является постоянное общение с книгой, чтение художественной литературы. Мы приучаем детей любить книгу, тянутся к ней, воспринимать общение с книгой как праздник.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_k_programme.docx14.63 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

к дополнительной общеобразовательной программе для детей средней группы по приобщению к художественной литературе.

Дополнительная общеобразовательная программа   по образовательной области «Речевое развитие» (далее Программа) является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, в средней группе. Характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования по образовательной области «Речевое развитие».

Актуальность. Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о прочитанном. Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился, хотя бы с одной из существующих.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прочитанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Направленность. Данная программа направлена на обеспечение построения целостного педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие ребенка, в особенности ребенка с ТНР: физическое, познавательное, речевое, социально — коммуникативное и художественно — эстетическое во взаимосвязи. На расширение круга представлений детей через художественные образы. Система работы, изложенная в данной программе, помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Новизна программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка с ТНР, воспитанию ребёнка-читателя. Дополнительные занятия помогут решать коррекционные задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга для ребёнка – и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Автор: воспитатель Казаку Н.Л.

_____________________

(подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР....

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физической культуре посредством организации кружка "Юные баскетболисты"

Формирование стремления к здоровому образу жизни через обучение игре баскетбол....

"Приобщение детей среднего дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством привлечения в образовательный процесс семей воспитанников"

В настоящее время чтение является одной из самых острых проблем в нашей стране. Существенно снижен интерес к художественной литературе у подрастающего поколения. Конечно же, наш век – это век ра...

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО через использование музыкальных инструментов»

Долгосрочный  проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС ДО через  использование  музыкальных инструментов»...

Конспект презентации педагогического опыта работы по теме: Развитие конструктивных навыков детей среднего дошкольного возраста во внезанятийной деятельности, посредством интегрированного пособия.

Цель: способствовать развитию конструктивных навыков  детей среднего дошкольного возраста при систематическом использовании интегрированного пособия во внезанятийной  деятельности....

Мастер – класс для педагогов ««Опыт использования дидактического пособия «Детский календарь» в работе с родителями»

Основная цель использования «Детского календаря» создание единых подходов в воспитании и обучении детей, создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители...

Система по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и упражнений

Задачи: - развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать их по разным основаниям, - развивать у детей умения обобщать; кла...