Паспорт творческого проекта "Сказка в гости к нам спешит!"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Кондратьева Наталия Александровна

       Интерес к книге, к чтению у детей с каждым годом снижается, поэтому вопросы формирования у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания. Данный проект способствует созданию благоприятных условий для привлечения внимания детей к русским народным сказкам и развития творческих способностей старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_vasilek_1_avtosohranennyy.docx156.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ   ПО   ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ  МУНИЦИПАЛЬННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова

410022, улица Заречная, 2,тел./факс (845-2) 92-29-52  E-mail: dou196@yandex.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Сказка в гости к нам спешит!»

E:\Чтение худ. лит\Материалы к пед. сов. по х.л. Василёк\Заготовки\КОЛЛАЖ\b9849e7aee3ccc8d1c4a9974b1b567d5.jpeg

                                                                              Подготовили:

                                                                                 воспитатели

                                                                          старшей

                                                                                       логопедической

                                                                                            группы «Василёк»

                                                                                           Кондратьева Н.А.,

                                                                                  Невская И.Н.

Саратов 2021

Тема проекта: «Сказка в гости к нам спешит!»

Гипотеза

      В силу жизненных обстоятельств, а именно занятости родителей, у детей слабо сформирован интерес к книгам, к сказкам. Порой уровень представлений детей в этом направлении остаётся низким, дети знакомы только со сказками для младших дошкольников, не могут назвать героев, отгадывать загадки по сказкам, назвать персонаж по иллюстрации. Дома мало книг, книги не по возрасту, иллюстрации не рассматриваются, не беседуют по сказкам.

Актуальность проекта 

       Не секрет, что интерес к книге, к чтению с каждым годом снижается. Телевизор, телефон, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

       Вот почему вопросы формирования у детей интереса к художественной литературе требуют повышенного внимания. Книга очень важна для ребёнка, она является дверью в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст является фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Для этого необходима планомерная, систематическая совместная работа ребёнка, педагога и семьи.

Цель: создание благоприятных условий для формирования у детей интереса к книгам,  потребности к чтению художественной литературы и развития творческих способностей. 

Основные задачи в работе с детьми:

  • формировать интерес к книгам и потребность в чтении сказок;
  • способствовать развитию речи детей через знакомство с произведениями художественной литературы и фольклора, пересказывание сказок, заучивание стихотворных текстов;
  • развивать творческие навыки, коммуникативные умения, эмоционально-эстетические, сенсорные и познавательные способности через продуктивную и театрализованную деятельность детей;
  • развивать воображение, фантазию, мышление (умений анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи);
  • содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
  • формировать нравственные качества: умение дружить, быть добрым, честным, ответственным, готовым прийти на помощь, уважать других;
  • создать условия для формирования семейных ценностей: уважение и любовь к родителям, к семейному очагу, родной природе, Родине; формирование начала гражданственности.
  • поддерживать личностные проявления детей в процессе познавательно, речевой и творческой деятельности: активность, самостоятельность, инициативность, творчество, артистизм;
  • воспитывать у детей ценностного отношения к книге, как к произведению искусства.

Основные задачи в работе с родителями:

  • способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
  • оказать практическую помощь в повышении родительской компетентности в процессе детского чтения;
  • развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и детского сада.

Вид проекта:

  • познавательно-речевой;
  • творческий;
  • открытый (в контакте с семьей).

Срок реализации проекта

      Среднесрочный –  4 месяца (январь 2021 г. – апрель 2021 г.).

Участники проекта:

  • воспитанники старшей логопедической группы «Василёк»;
  • воспитатели группы;
  • родители (законные представители).

Ожидаемый результат

  • повышение интереса детей и родителей к художественной литературе;
  • возрождение традиций домашнего чтения;
  • развитие коммуникативных, творческих способностей детей, нравственных качеств личности;
  • активное участие родителей в данном проекте;
  • повышение компетентности педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Основа проекта

        Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому мы решили совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок.

       Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Сказки привлекают детей своими сюжетами, необычными историями, чудесами и превращениями. Благодаря им ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что каждое испытание помогает стать сильнее. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце. Они учат человека жить, вселяя в него веру в добро и справедливость, вызывая у ребёнка сочувствие к обиженным героям. В результате сопереживания у детей появляются не только новые знания, но и самое главное – эмоциональное отношение к окружающему. Из сказок дети узнают много нового: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства, способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру. 

       Таким образом, организуя мероприятия в рамках проекта «Сказка в гости к нам спешит», мы старались создать такие дидактические условия, которые способствовали бы активизации познавательной, речевой, эмоциональной деятельности детей, направленной на активизацию интереса к художественной литературе, проявление творческих способностей дошкольников, формирование духовно-нравственных ценностей и укрепление семейных взаимоотношений. 

Этапы проведения проекта

1.Организационно – подготовительный этап.

  • Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Обсуждение проекта с родителями и детьми;
  • Пополнение центра «Книжкин дом»;
  • Изучение методической литературы по теме проекта;
  • Подбор художественной и энциклопедической литературы, видеофильмов, мультфильмов;
  • Подбор и создание презентаций по теме проекта;
  • Подбор и изготовление игр в соответствии с проектной деятельностью;
  • Выбор и подготовка материалов для драматизации художественного произведения;
  • Составление плана мероприятий.

2.Основной этап.

  • Деятельность в соответствии с планом мероприятий.

3.Заключительный этап проекта.

  • Обработка и оформление материалов проекта;
  • Оценка результатов работы всех участников проекта;
  • Итоговое мероприятие: драматизация сказки «Заюшкина избушка»;
  • Составление фотоотчета о проведении проекта «Сказка в гости к нам спешит!».

Мероприятия, проводимые в рамках проекта

«Сказка в гости к нам спешит!»

Беседы (сопровождаются просмотром тематических альбомов, презентаций, фотографий и т.д.)

Индивидуальные беседы с детьми

«Что такое сказка?», «По страницам сказок», «Добро и зло в сказках», «Сказка и рассказ: чем отличаются?», «Сказочные предметы», «Кто создает сказки?», «Кто раскрашивает книги?»

«Какие сказки тебе читают дома?», «Твоя любимая книга?»

Презентации

«Сказка про книжку (История создания книги)», «Художники-иллюстраторы детских книг».

Видеофильмы, диафильмы, мультфильмы

«Заюшкина избушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Лисичка-сестричка», «Красная Шапочка», «Три сестры», «Пирог» и др.

НОД (с использованием интерактивных пособий и ИКТ)

«Путешествие в страну сказок», «В поисках пропавших страниц книги сказок». По ознакомлению с художественной литературой: русские народные сказки «Теремок» (с элементами драматизации», «Зимовье зверей», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масляный»; сказки других народов «Три дочери» - татарская, «Айога» - нанайская, «Пирог» - норвежская; авторские «Мешок яблок» Сутеева, «Три поросенка» Михалкова, «Паровозик» Цыферов.

Викторины

«Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!», «Сказочные загадки», «Наливные яблочки».

Подвижные игры

«Бездомный заяц», «Пустое место», «Ручеек», «Гуси, гуси!» и др.

Дидактические игры, интерактивные пособия

«Игры по русским народным и авторским сказкам» (сказочная игротека), лото «Сказки», «Мир книг», «У сказки в гостях», «Кто мы? (Угадай героя сказки по тени)», «Играем в сказку» (альбом с игровыми заданиями по сюжетам сказок), пазлы «Герои русских сказок», кубики «Собери сказку», картотека сюжетных картинок «Расскажи сказку», игра-мемори «Сказки», игры-ходилки «От колобка до теремка» и др.

Ознакомление с художественной литературой и фольклором

Чтение и рассказывание русских народных сказок, авторских и сказок народов мира. Пословицы и поговорки русского народа. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Участие в конкурсах

Победа (2 и 3 место) в городском конкурсе рисунков «Иллюстрации к сказке Петра Ершова «Конек-горбунок»; победа (1 место) в онлайн-олимпиаде «Стихи Корнея Чуковского» на сайте «Всезнайкино»; призовые места в онлайн-конкурсе «Пластилиновые истории» (панно по сказкам) на сайтах «Новое достижение» и «Талант педагога».

Художественно – изобразительная деятельность

(при участии педагога ДО по изобразительной деятельности)

«Моя любимая сказка» (рисование, раскрашивание), «Герои сказки колобок» (лепка), «Герои любимых сказок» (индивидуальная деятельность с комбинированием различных техник и материалов)

Конструктивно-модельная деятельность

Герои сказок (природный материал), животные из сказок (оригами), дом для зверей (по мотивом сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Кошкин дом».

Музыкальная деятельность (при участии музыкального руководителя)

Слушание и разучивание песен («Приходи, сказка» и др). Разучивание танцевальных движений для инсценировки сказки «Заюшкина избушка».

Трудовая деятельность

Участие в ремонте книг - «Книжкина больница».

Пополнение библиотеки группы

Акция «Поделись книгой с другом».

Театрализованные представления

Драматизация сказки «Заюшкина избушка» (куклы би-ба-бо, дети-артисты), использование различных видов театра (пальчиковый, на лопатках, би-ба-бо, театр-конструктор, фланелеграф, магнитный).

Анкетирование.

Консультации для родителей

«Сказка в жизни вашего ребенка».

«Чтение вслух детям» (памятка), «Воспитание сказкой (консультация), «Сказка в жизни ребенка» (буклет), «Какие сказки читать ребенку на ночь» (консультация-презентация), «Почитайте дома детям!» (список рекомендуемой художественной литературы для чтения).

Совместная познавательная и творческая деятельность детей и родителей

Семейное домашнее чтение, поход в библиотеку, создание поделок-панно по мотивом сказок, подготовка атрибутов для драматизации сказки «Заюшкина избушка», участие в онлайн-конкурсах и олимпиадах по художественной литературе.

Продукты проекта

  • Анализ анкетирования родителей «Сказка в жизни вашего ребенка».
  • Интерактивная сказочная игротека «Игры по русским народным и авторским сказкам».
  • Альбом для рассматривания «Сказка про книжку (История создания книги)», «Художники-иллюстраторы детских книг».
  • Дидактические игры: лото «Мир книг», викторина «Наливные яблочки», «Играем в сказку» (альбом с игровыми заданиями по сюжетам сказок).
  • Презентации: «Сказка про книжку (История создания книги)», «Художники-иллюстраторы детских книг».
  • Консультации для родителей: «Воспитание сказкой (консультация), «Сказка в жизни ребенка» (буклет), «Какие сказки читать ребенку на ночь» (консультация-презентация).
  • Фотоколлаж «Сказки слушать я люблю».
  • Рисунки, поделки детей по теме проекта, выставка «Приходи сказка!»
  • Выставка детско-родительских творческих работ «Что за прелесть эти сказки!».
  • Драматизация детьми сказки «Заюшкина избушка».
  • Видеоролик с инсценировкой сказки «Заюшкина избушка».
  • Фотоотчет о проекте.

Источники:

  • Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. - М., ТЦ Сфера, 2008;
  • Развитие речи детей 5 – 7 лет / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., ТЦ Сфера, 2017;
  • Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М., ТЦ Сфера, 2020;
  • Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сказка в гости к нам спешит" для детей младшего возраста"

Дошкольное детство -  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувств...

"В гости к нам спешит зима" (комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе (декабрь).

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной  группе с опорой на дидактический материал "Из детства- в отрочество" (декабрь). Тема:"В гости к нам спешит зима"....

Паспорт творческого проекта «В гостях у красок»

Всю неделю ребята были наполнены цветом, разнообразными красками. Каждый день имел свой «фон»: понедельник — синий,, вторник –желтый, среда — зеленый, четверг — красный, пятница—разноцветная была....

Паспорт творческо-исследовательского проекта по экологическому воспитанию «В гостях у природы» для 2 младшей группы детского сада

Цель проекта: Формировать представления детей об осенних изменениях в природе, какими средствами и как реализуется....

Паспорт Познавательно-творческого проекта "В гостях у бабушки в деревне"

        Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные ...

Творческо-исследовательский ПРОЕКТ В 1 младшей группе «снеговик в гости к нам спешит»

Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно — образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снего...