Сообщение из опыта работы: «Использование мультимедийных современных технологий для развития интереса детей к художественной литературе»
статья по художественной литературе

Кондратьева Наталия Александровна

       Использование современных мультимедийных технологий делает знакомство детей с книгой более привлекательным, поддерживает внимание и эмоциональный настрой, что способствует облегчению восприятия и запоминанию представленного материала. Ребёнок становится активным субъектом образовательного процесса. В сообщении приводятся примеры использования мультимедийных технологий в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ   ПО   ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ  МУНИЦИПАЛЬННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова

410022, улица Заречная, 2,тел./факс (845-2) 92-29-52  E-mail: dou196@yandex.


«Использование мультимедийных современных технологий для развития интереса детей к художественной литературе»

 (сообщение из опыта работы)

                                                                  Подготовила:

                                                                                воспитатель старшей

                                                                      логопедической

                                                                           группы «Василёк»

                                                                          Кондратьева Н.А.

                                                                     

2021 г.

       Современные дошкольники, начав знакомиться с окружающим миром и осваивать его, встречаются с компьютером уже в раннем детстве и воспринимают его как неотъемлемую часть окружающей среды. Воспитателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

       Для того, чтобы идти в ногу со временем, неизбежно использование в дошкольных учреждениях мультимедийных современных технологий (компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, аудиовизуального оборудования). Использование компьютерной техники в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста при соблюдении методических рекомендаций, разработанных с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также гигиенических норм, помогает подготовить ребенка к жизни в современном информационном обществе. На собственном опыте мы убеждаемся, что использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание и познавательный интерес. Возможности компьютера помогают увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала.

       Использование ИКТ нам, педагогам, позволяет:

- показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

- в доступной форме (ярко, образно) преподнести воспитанникам материал, что соответствует наглядно – образному мышлению детей дошкольного возраста;

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;

- способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков, талантов.

        Итак, как же мы используем информационно – коммуникационные технологии в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой?

       Считаем, что работу по любому воспитательно-образовательному направлению целесообразно начинать с привлечения родителей, повышения их педагогической компетенции.      Из-за сложившейся эпидемиологической ситуации в мире в связи с распространением коронавирусной инфекции мы вынуждены общаться с родителями воспитанников в основном посредством телефона и различных месенджеров (Viber, WhatsApp, Instagram). По согласованию с родителями (законными представителями), мы выкладываем в месенджерах фото, ссылки на видео, консультации, проводим онлайн-собрания. Таким образом, родители продолжают активно участвовать в жизни группы, быть активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Мы подготовили и представили их вниманию онлайн-консультации «Воспитание сказкой», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?» (презентация), «Чтение вслух детям», «Зачем читать детям сказки?» (памятки). Также посредством компьютера подготовили и раздали буклеты «Сказка в жизни ребёнка».

       В работе с детьми по ознакомлению с художественной литературой востребованными оказались видеокниги, диафильмы, мультипликационные фильмы по художественным произведениям, мультимедийные презентации, интерактивные электронные дидактические игры.

       Диафильмы – незаслуженно забытый вид искусства. Их создавали мастера – художники высочайшего класса. Диафильмы сегодня - это не маленький светлый экранчик, мультимедийные технологии позволяют вывести картинку на большой экран, где ребенок сможет рассмотреть ее детально.  Приоритетом диафильмов являются большие, высокохудожественные иллюстрации практически на каждую строчку произведения. Некоторые диафильмы отредактированы с помощью современных цифровых средств и озвучены. Мы сами управляем процессом, читая текст, даем образец выразительности речи, при необходимости можем остановиться на любом слайде, обсудить с детьми непонятное слово, рассмотреть подробности сюжета. Дети с интересом включались в мир художественного произведения посредством таких диафильмов как «Лисичка со скалочкой», «Крошечка-Хаврошечка», «Айога», «Красная Шапочка» и др.

       Видеоролики - демонстрация иллюстраций книг, сопровождаемая озвучиванием текста художественного произведения. Такой способ знакомства с книгой позволяет показать иллюстративный материал более крупно и в динамике. Например, нами были использованы видеоролики при знакомстве со сказками «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Пирог», «Три сестры», с рассказами Н. Носова «На горке», «Карасик» и т.д.

       Мультфильмы – всеми любимый вид искусства. Мы стараемся использовать мультфильмы русские, советского периода, так как они более нравственные, высокохудожественные, заключают в себе обширное воспитательное значение. Дети с помощью зрительного образа лучше понимают характер героя, знакомятся с бытом и обычаями того или иного народа, запоминают сюжет. Хочется отметить, что мы не подменяем чтение художественной литературы просмотром мультфильмов, а только дополняем. Книга должна оставаться для детей важным источником увлекательных знаний. Общаясь с книгой, ребенок – дошкольник обогащается духовно, всесторонне развивается. Чтение – первично, мультфильм – второстепенен.      

       Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации. Мы используем презентации в программе «PowerPoint» для знакомства детей с историей появления книги, с авторами произведений, показа иллюстраций, создания интерактивных дидактических игр, проведения викторин. Мультимедийные презентации сочетают в себе динамику, звук и изображение. т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка. Эта форма работы используется нами на любом этапе: знакомство с новым произведением, анализ содержания, контроль знаний, речевое развитие, в том числе развитие навыков пересказа художественного произведения, заучивание стихотворений.

       Благодаря использованию мультимедийных презентаций знакомство с книгой стало более привлекательным для детей, поддерживается внимание и эмоциональный настрой, что способствует облегчению восприятия и запоминанию представленного материала. Ребёнок становится активным субъектом образовательного процесса.

       Дети с интересом принимали участие в сказочных викторинах и электронных играх, скаченных из сети интернет, а также разработанных нами.

Интерактивные дидактические игры 

по ознакомлению детей с художественной литературой.

       

       Для упорядочения игрового материала и удобства использования мы создали презентацию «Игры по русским народным и авторским сказкам (для детей старшего дошкольного возраста)», в которую вошли игры:

  • «Угадай, кто лишний, кого не хватает?»;
  • «Сказочный коллаж»;
  • «Назови сказки, в которых встречается лиса»;
  • «Кто герой сказки?»;
  • «Чей предмет?»;
  • «Узнай героя»;
  • «Угадай героя сказки по описанию»;
  • «Помоги героям вернуться в сказки»;
  • «Кто так сказал?»;
  • «Расскажи сказку»;
  • «Доскажи словечко»;
  • «Собери сказочный пазл».

       

       Так как наша группа – логопедическая, основной целью всех игр является развитие речи. Некоторые игры предполагают небольшую помощь взрослого (прочитать текст на слайде). Однако в нашей группе есть дети, уже владеющие элементарными навыками чтения. Они стремятся сами (для себя и других) озвучить задание и правильно его выполнить. Эту и другие особенности воспитанников нашей группы мы учитывали при подборе игр, что говорит об индивидуально-дифференцированном, личностно-ориентированном подходе.

       Особое место в нашей сказочной игротеке занимает раздел «Играем в театр». При подготовке к драматизации сказок важно подвести маленьких артистов к пониманию образа героев. Слайды содержат игровые упражнения, сопровождены картинками, фотографиями актеров в образе сказочных героев, звуковыми файлами, анимацией. Ребенку предлагается описать животное, назвать действия, вспомнить, как героя называют в сказках (расширение и активизация словаря признаков, глаголов), а также изобразить повадки животного.

       В процессе подготовки к инсценированию сказки «Заюшкина избушка» ребятам были показаны видеоролики с драматизацией детей других групп. Мы обсудили, как маленькие артисты представляли образы героев, над чем нужно поработать нашим ребятам. Игровые задания помогли воплотится в образ героя произведения.

       Во время спектакля мы сняли видеоролик и, посредством современных компьютерных технологий, порадовали родителей, а также можем поделиться своим опытом с коллегами.

       Мультимедийные технологии дают нам возможность создавать яркие, занимательные развивающие настольно-печатные игры, игровые пособия, викторины, альбомы для рассматривания.

       Работая с презентациями, мы поняли, что не всегда достаточно одного просмотра. Некоторым детям требуется больше времени для формирования представлений, запоминания. Другие ребята заинтересовались и хотели бы пересмотреть еще раз, самостоятельно почитать информацию. Так как время общения с интерактивной доской ограничено по санитарно-гигиеническим нормам, и не всегда есть возможность просматривать слайды презентации, мы решили распечатать некоторые из них на бумажные носители и оформить в виде красочных альбомов («Сказка про книжку. (История создания книги)», «Художники-иллюстраторы детских книг»). Ребята с удовольствием их время от времени рассматривают, тем самым лучше запоминая информацию.

       Об эффективности использования мультимедийных технологий говорят следующие позитивные факторы:

  • Дети стали лучше воспринимать изучаемый материал за счет того, что изображения на экране несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать.
  • У воспитанников повышается мотивация к работе за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. (Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.)
  • Полученные представления остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

       Посредством мультимедийных технологий некоторые воспитанники группы участвовали в онлайн-конкурсах, связанных со знанием произведений художественной литературы, и, благодаря полученным представлениям и навыкам, заняли призовые места.

       Однако, в своей работе мы придерживаемся следующего правила: средства ИКТ должны включатся в образовательный процесс в качестве «поддерживающих средств», в рамках традиционных методов системы обучения и воспитания. Развитие интереса к произведениям художественной литературы, формирование культуры общения с книгой не представляются возможными без непосредственного обращения детей к печатной книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Сообщение из опыта работы «Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольников средней группы»

В сообщении раскрываются принципы, цель и система работы с детьми по развитию интереса к миру природы через художественную литературу....

Сообщение (из опыта работы) «Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В сообщении говорится, что при использовании этой технологии происходит раскрытие индивидуальности ребенка, создаются комфортные условия для развития его личности и природных потенциалов...

Сообщение из опыта работы "Использование современных технологий в музыкальной деятельности"

Творческая работа музыкального руководителя невозможна без использования современных педагогических технологий. Автор делится опытом использования ряда инновационных технологий (ИКТ, моделирования муз...

Сообщение из опыта работы "Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками"

Сообщение содержит методические рекомендации по созданию презентаций в программе PowerPoint к непосредственно образовательной деятельности (НОД)...

Консультация Сообщение из опыта работы «Использование художественной литературы в развитии связной монологической речи детей»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активн...

Сообщение из опыта работы "Использование приемов ТРИЗ-технологии в организации прогулок с детьми старшего дошкольного возраста"

Сообщение отражает практический опыт использования элементов ТРИЗ-технологии в организации прогулок старших дошкольников....