ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ. О.И. Иванникова, П.В. Ковалева, воспитатели Д/С №135 г. Воронежа .
статья по художественной литературе

Иванникова Ольга Ивановна

В детском саду во время непосредственно-образовательной деятель-ности ставятся задачи не только развития речи, поэтического слуха и ху-дожественного вкуса, но и воспитание нравственных чувств дошкольни-ков. Художественная литература служит средством развития таких ка-честв как: гуманизма, человечности, добра и справедливости, граждан-ственности. Для решения этой задачи воспитателю необходимо особенно тщательно подходить к подбору художественных произведений, мето-дику чтения и проведение бесед о прочитанном с целью формирования у дошкольников гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

При отборе художественных произведений необходимо помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на дошкольника зависит от художественной ценности. Педагог учиты-вает конкретные воспитательные задачи, поставленные перед ним. Худо-жественные произведения формируют развитие чувств и представлений дошкольников.

Дети в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизнен-ный опыт, далеко не всегда могут понять главное содержание книги, дать ей правильную оценку - книга показывает много неизвестного и ребёнку трудно самому разобраться во всём. Дети задают бесконечные вопросы: «Почему утёнка называли все гадким?», «Гадкий утёнок правда был гад-кий?», «Почему Принц не женился на Русалочке, он ведь поцеловал, её?» и т.п. Ответы на эти вопросы ставят в затруднительное положение. Чтобы дать на них ответ нужно подумать.

При подготовке к беседе с детьми, воспитателю необходимо проду-мать вопросы, которые он планирует задать детям после прочтения про-изведения. Если беседу построить из бездумных вопросов, назиданий и поучений, это только запутает детей: назидания и нотации снизят то эмо-циональное состояние, радость, которую ребёнок получил от хорошей книги. Не надо задавать детям слишком большое количество вопросов, так как это не даёт возможность самостоятельно понять главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного.

Задавая развёрнутые вопросы, например: с чего начинается сказка? Что сделал герой произведения? Что произошло с ним? и т.п., имеет смысл только если воспитатель целенаправленно занимается развитием внимания и памяти дошкольников, учит их пересказывать. При форми-ровании нравственного сознания дошкольников, воспитании гуманных чувств, задают другие вопросы, которые пробуждают у детей интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их пережи-ваниям.

Эти вопросы помогают детям лучше разобраться в образе, выразить своё отношение к нему (если оценка образа слишком сложная, следует задать дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они помо-гают педагогу лучше понять душевное состояние дошкольника во время чтения; выявить способность ребёнка сравнивать и обобщать прочитан-ное; стимулировать дискуссию в связи с прочитанным.

Дискуссия направлена на активизацию чувств у дошкольников, раз-витие их самостоятельного мышления. Детям предлагают подтвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для проведения дискуссии подби-

раю художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуа-ции. Воспитатель помогает детям правильно формулировать вопросы в связи с прочитанным, он обращается к ним так: «О чём бы вы хотели меня спросить прослушав этот рассказ?» При этом он должен прислу-шаться к вопросам детей, чтобы лучше понять, что их волнует, чего они не понимают, в каком направлении развиваются их чувства, представле-ния. Чувства дошкольников нужно развивать и закреплять.

Для решения этой задачи педагог подбирает похожие по содержа-нию художественные произведения, например, рассказ В. Осеевой «По-чему?» и похожий по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик»: В этих рассказах описаны тяжелые душевные переживания мальчиков, связан-ные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом - котёнок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. Во время образовательной дятельности целесообразно проводить беседу одновременно о двух произведениях, формируя у дошкольников сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно дошколь-ники научатся сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.

При анализе рассказа В. Осеевой, необходимо подчеркнуть пережи-вания мамы. «Вспомните, ребята, как описывает В. Осеева переживания мамы?» - задаёт вопрос воспитатель, и после нескольких ответов детей подводит итог: «Мама, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку. Мама так расстрои-лась, что даже не легла в постель, уснула за столом. И когда мальчик бо-сиком, в одной рубашке бросился к ней, приподнял её лицо, чтобы ска-зать правду, он видел: смытый мокрый платочек лежал под её щекой. Что же было с мамой?» Дошкольники дают ответ: «Мама плакала».

Таким образом строить беседу нужно так, чтобы этическое пред-ставление приобретало для дошкольника определённое, яркое, живое со-держание. Тогда развитие чувств происходит более стремительно. Вот почему разговоры с детьми о состояниях и переживаниях героев, харак-тере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций, так необ-ходимы дошкольникам.

Литература

1. Маневцева Л.М. О развитии познавательныхинтересовдетей // Дошколь-ное воспитание. - 1973.

2. Русскова Л.В. О некоторыхсторонахобучения назанятиях // Дошкольное воспитание. - 1975.

3. Петерина С.В. Воспитание культурыповедения удетей дошкольного воз-раста. - М.: Просвещение, 1986.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Пед_конференция2.25 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Актуальность темы обусловлена тем, что преимущество художественной литературы как средства воспитания гуманных чувств - в эмоциональной оценке действительности. Процесс чтения книг активно воздействуе...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формиру...

Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста"

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развива...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Воспитывая в детях добрые, гуманные чувства, необходимо одновремен­но вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качест­вам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осужде­ния, негодования...

Консультации для воспитателей «Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Консультации для воспитателей «Художественная литература, как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников...