Краткосрочный проект средняя группа Тема: «Сказка в гости приходи»
проект по художественной литературе (средняя группа)

Кокорина Наталья Юрьевна

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Администрация  г. Улан-Удэ

Комитет по образованию  г. Улан-Удэ

МАОУ  Прогимназия № 108

        

Проект

в  Средней группе №  2

Тема:  «Сказка в гости приходи»

                                                                                                 Воспитатель Кокорина Н.Ю.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Актуальность темы.

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Проблема:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Участники проекта :

Дети средней группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 1 неделя.

Тип проекта  практико-ориентированный, групповой.

Цель:

 Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи:

Для детей :

•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

•Расширять представление детей о сказках.

•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

•Укреплять дружеские отношения в семье.

•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.

Для родителей:

•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

•Развитие совместного творчества родителей и детей;

Для педагогов:

•Развитие творческого потенциала ребенка;

•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

1. К концу проекта детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.

Формы работы:

Беседы

Игры в настольно печатные игры

Драматизация сказок

Продуктивная деятельность детей

выставки творческих работ детей.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

Анкетирование родителей 

«Русская народная сказка в жизни вашего ребенка»

Консультации для родителей

  • «Сказка в жизни ребенка»
  • «Читайте детям сказки»
  • «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Чтение русских народных сказок

Изучение методической литературы

Обогащение развивающей среды :

в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;

  • в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, пальчиковый);
  • в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
  • в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;

Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.

Изготовление альбома для рассматривания:

  • «Русские народные сказки» (в рисунках детей )
  • «Предметы быта русской избы»
  • «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)

Дидактические игры

  • «Расскажи сказку по серии картинок»;
  • «Составь сказку»; 
  • «Назови сказку»;
  •   «Что сначала, что потом»;
  •  «Из какой мы сказки?»;
  •  «Из какой сказки волшебная вещь?»
  • «Подбери иллюстрацию к сказке»;
  • «Сложи картинку и узнай сказку»,

Загадки о сказках.

Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.

Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

Физминутки по русским народным сказкам.

Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки.

Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

Основной этап

2 этап проекта

Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

Речевое развитие:

-слушание сказок и их пересказ;

-рассматривание иллюстраций книг и беседы по этим книгам;

-использование различных театров и показ сказки детьми (настольный, кукольный и плоскостной театр);

-отгадывание загадок про героев сказок.

 

Физическое развитие

-образное имитирование героев сказки в играх « У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Лиса в курятнике», «Хитрая лиса», « Волк и стадо», «Зайка серенький сидит…».

 

Социально-коммуникативное развитие

-игровая деятельность( игра-драматизация, настольные игры);

- в рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице, вспомнить сказки, где герои попали в беду.

 

Художественно-эстетическое развитие

-лепка героев сказок;

-раскрашивание иллюстраций  по сказкам;

- рисование по сказке

 

Привлекать детей трудится, на примере героев сказок. Создавать игровую ситуацию и привлекать ребенка к помощи взрослому. Через сказку ребенок познает окружающий мир.

 

Завершающий этап

Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-       исследовательской деятельности.

  • Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
  • Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
  • Проведение викторины «Путешествие по сказкам»
  • Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»
  • Показ сказки «Колобок»

Итоговое мероприятие «По страницам сказок»

  • Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки!»

        Заключение

Сказочные формы широко используются для развития личности ребенка, расширения его сознания и улучшения взаимодействия с окружающим миром. Ребенок знакомится со сказкой в раннем возрасте. Сказки уникальны по своим возможностям. Слушая сказки, ребенок учится не только родной речи, но и приобщается  к народной мудрости. В сказках нет нравоучений и добро всегда побеждает зло, но путь к победе долгий и герой проходит многочисленные испытания. На этих примерах в ребенке воспитывается вера в свои силы и настойчивость в достижении поставленной цели. Сказка это всегда нравственный урок. В них высмеиваются глупость и трусость, жадность и лицемерие. Они пробуждают в ребенке лучшие чувства: сопереживание, желание придти на помощь героям сказки. Кроме того сказки развивают воображение ребенка, учат его фантазировать. Детские фантазии – это залог душевного благополучия и полноценного развития личности ребенка. На материале сказок дети обучаются количественному и порядковому счету, усваивают и другие элементарные математические представления. Сравнивая и сопоставляя, у ребенка формируется привычка доказывать, что это так, а не иначе. Слушая сказку, ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них. Воздействия сказки на ребенка усиливается при выражении им своих чувств через речь и телодвижения соответствующего героя сказки при ее инсценировании. Очень интересно групповое рассказывание сказок, придумывания продолжения сказки или сочинении новой, а также переписывание сказок, когда сюжет сказки остается, а начало или конец меняются ( например колобок убежал от лисы ). Существуют многочисленные формы работы со сказкой. Сочетание художественного творчества и сказкотерапии всегда усиливает интерес ребенка к творчеству и ведет к возникновению положительного эмоционального отклика на окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни.Тема:"Сказка в гости приходи , малышей развесели"!

1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащать с...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»

1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные:   -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...

Занятие в средней группе. Тема "Сказки в гости к нам пришли"

Область «Художественная литература и развитие речи». Занятие направлено на развитие умений  осваивать действия моделирования игрового пространства при проведении игры – дра...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Сказка в гости приходи», «Колобок».

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе. Тема: «Сказка в гости приходи», «Колобок»....

Конспект НОД средняя группа Тема: «Сказка в гости приходи»

Конспект НОД средняя группаТема: «Сказка в гости приходи»    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельностиЗадачи: 1 создание услови...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"! план-конспект занятия по развитию речи на тему

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...