Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе на тему: «Чтение сказки Ш. Перро «Фея»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_chhl.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ЧХЛ

в старшей группе

Тема: «Чтение сказки Ш. Перро «Фея»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Обучение восприятию наиболее ярких выразительных средств литературного произведения в связи с его содержанием.

Программное содержание: учить выражать свою мысль, прислушиваться к мнению других; учить различать положительных и отрицательных героев сказок; выделять особенности сказки; обучать художественному рассказыванию сказок. Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать.

Оборудование и материал: портрет Шарля Перро, иллюстрации сказок «Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик –с-пальчик», книга со сказкой  «Фея».

Предварительная работа; знакомство с писателем, рассматривание книг со сказками.

Длительность занятия 25 минут

Ход занятия:

I.Вводная часть:

– Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

Сюрприз: электронное письмо:

«Дорогие ребята, я знаю, что вы любите сказки. И я, Королева Сказок посылаю вам иллюстрации сказок, которые написал Шарль Перо.

Дети рассматривают иллюстрации и вспоминают из каких они сказок («Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик –с-пальчик»)

II.Основная часть:

1.Потяние «Что такое сказка»:

– Что такое сказка?

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться:

Что-то ждет пас впереди?

Слышишь?

Сказка в дверь стучится,

Скажем сказке: "Заходи".

2.Знакомство со сказачником Ш. Перро.  – известный французский писатель-сказочник, поэт и критик. Интересно, что свои сказки Перро издал не под собственным именем, а под именем своего молодого сына Перро. “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Красная Шапочка” народная сказка. “Мальчик с пальчик” народная сказка.

3. Работа с текстом.

-Слушание сказки «Фея»

У одной вдовы было две дочери. Старшая была вылитая мать и нравом и лицом — такая же злая и неприветливая.

Младшая походила на отца: добрая и ласковая, да к тому же собой красавица.

Разумеется, мать не могла нарадоваться на старшую дочку: всякий ведь любит себе подобных. А младшую дочь она не любила, заставляла ее трудиться без отдыха, а есть давала на кухне.

Кроме всякой другой работы, бедная девушка должна была два раза в день ходить по воду за добрых полверсты от дома и приносить полный большой кувшин.

Как-то раз, когда она была у источника, к ней подошла бедная старушка и попросила напиться.

— Пожалуйста, матушка,— сказала красавица.

Проворно ополоснув кувшин, зачерпнула она воды в источнике и протянула кувшин старушке. А чтобы той легче было пить, сама его поддерживала.

Напившись, старушка сказала:

— Такая ты добрая и вежливая, что я хочу сделать тебе подарок. (А это была фея, которая приняла вид бедной крестьянки, чтобы испытать молодую девушку.)

— Вот чем я одарю тебя,— продолжала фея,— при каждом слове ты будешь ронять изо рта цветок или драгоценный камень.

Когда девушка пришла домой, мать разбранила ее за то, что она долго ходила.

— Простите, маменька,—сказала бедняжка,— что я так замешкалась.

При этих словах изо рта у нее выпали две розы, две жемчужины и два больших алмаза.

— Что я вижу! — изумилась мать.— Ведь у тебя изо рта валятся жемчуга и алмазы! Что это значит, дочка?

В первый раз она назвала ее дочкой.

Девушка простодушно рассказала все, что случилось, роняя при этом множество алмазов и роз.

— Вот как!—сказала мать.—Тогда надо послать туда и мою старшенькую... Ну-ка, Фаншон, погляди, что у твоей сестры изо рта вылетает, когда она говорит! Не хочешь ли, чтобы и у тебя так было? Стоит только пойти к источнику и, когда бедная женщина попросит напиться, вежливо подать ей воды.

— Ну, вот еще,— отвечала грубиянка,— очень мне надо ходить к источнику!

— А я тебе говорю, ступай сейчас же! — закричала мать.

Поворчала старшая дочка, да и отправилась, взяв с собой

серебряный кувшинчик, самый красивый в доме.

Только подошла она к источнику, как из лесу вышла великолепно одетая дама и попросила у нее напиться. Это была та самая фея, что явилась младшей сестре. Но на этот раз она приняла вид знатной дамы, чтобы посмотреть, до чего может дойти грубость девушки.

— Уж не для того ли я сюда шла, чтобы вас поить! — заносчиво отвечала грубиянка.— Как раз и серебряный кувшинчик захватила, чтобы поднести такой барыне! Ну да ладно, пейте уж, если вам так хочется.

— Ты не очень-то вежлива,— сказала фея, нисколько не рассердившись.— Ну что ж! Я и тебя награжу, как ты заслуживаешь: при каждом слове у тебя изо рта выползет змея или выскочит жаба.

— Ну что, дочка?—закричала мать, завидев старшую дочь.

— Ну чего вам, маменька?—отвечала ей грубиянка, выронив при этом изо рта двух гадюк и двух жаб.

— Что я вижу! — воскликнула мать.— Это все твоя сестра виновата,— уж и поплатится она мне! — И она сразу кинулась колотить меньшую дочку.

Бедняжка убежала и спряталась в соседнем лесу. Там ее встретил сын короля, возвращавшийся с охоты.

Удивился он ее красоте и спросил, что она тут делает совсем одна и о чем она плачет.

— Ах, принц, меня матушка выгнала из дому!

Сын короля заметил, что при этом у нее изо рта выпало четыре жемчужины и три алмаза, и попросил девушку рассказать ему, что это значит.

Тут она ему все и рассказала. Принцу девушка очень понравилась. Он отвез девушку во дворец своего отца и женился на ней.

А сестра ее стала всем до того противна, что даже родная мать прогнала ее от себя.

4.Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5.   Беседа по сказке.

Как начинается сказка?

– Помнишь ли ты сказку, которая начинается так же?

– Происходят ли в этой сказке чудеса? Какие?

– За что Фея наградила младшую дочь и наказала старшую?

– Какой была младшая дочь? Как она относилась к людям?

– Почему королевский сын женился на ней?

Какой была младшая дочь?

– Соответствие Как наградила фея девушек?

– Что получила каждая из них?

– Как автор описывает старшую дочь?

– Прочитай концовку сказки. Почему сказочник так заканчивает сказку?

Сравнение героев сказки.

Характеристика героев, данная автором: зачитывание слов, рассказывающих о каждом герое.

Положительные герои.

Отрицательные герои.

Добрая груба, спесивая.

Приветливая, заносчивая.

Кроткая, злая.

Назовите пословицы о добре. Как вы понимаете пословицы:

«Доброму доброе слово»

«Добрым все добро»

«Добро худо переживет»

«Добрые дела красят человека»

III.Заключительная часть:

– О каком писатели говорили на занятии?

– Какие сказки написал?

– О какой сказке мы вели беседу?

– Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему: Театрализация сказки "Репка" с детьми старшей группы на татарском языке

Театрализация русской народной сказки "Репка" детьми старшей группы получился отличной. Мы выступили перед самыми маленькими, перед мамами. Было интересно....

Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе по теме "Чтение норвежской сказки "Пирог"

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: познакомить детей с...