ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОМ- ПСИХОЛОГОМ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ, ИХ САМОУВЕРЕННОСТИ В СОБСТВЕННЫХ СИЛАХ »
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Малахова Ольга Александровна

Проект рассчитан на моделирование собственных сказочных историй по преодолению тревожности   старших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pedagoga-_psihologa.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ,

 ИХ САМОУВЕРЕННОСТИ В СОБСТВЕННЫХ СИЛАХ »

Содержательный блок паспорта проекта

Описание блока

1.

Аннотация проекта

Проект рассчитан на моделирование собственных сказочных историй по преодолению тревожности   старших дошкольников.

 Для создания положительной самооценки, повышения уверенности в собственных силах дошкольника помогают упражнения с элементами сказко- и арттерапии.

Значимой для реализации проекта становится позиция Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, основоположницы сказкотерапии:    « процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта».

2.

Описание проблемы

  В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.  Тревожность часто провоцирует эмоциональные зажимы ребёнка, мешающие его комфортному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

    Через средства массовой информации и сеть  Интернет современные дети получают массу негативной информации, которая калечит нежную детскую душу. Порою трудно узнать причину резкого изменения в поведении ребёнка, не умеющего защитить себя от разрушающего воздействия внешнего потока часто ненужных сведений.

   Поэтому как нельзя кстати эффективным методом диагностики и коррекции нежелательных форм поведения выступает сказкотерапия. Использование её элементов, в сочетании с арт-терапией, поможет ребёнку распознать свои скрытые страхи, разобраться со способами избавления от них, сформировать активную позицию в поиске приемлемых способов преодоления и решения различного рода сложных ситуаций. Сказки, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, учат ребёнка продуктивно переживать   страх

3.

Цель проекта

Обеспечить  раскрытие внутреннего потенциала ребёнка

4.

Задачи проекта

 -формирование собственной рефлексивной  позиции при восприятии и анализе различных ситуаций и событий;

- развитие критического мышления, творческого воображения;

- развитие    эмоционального отклика на обсуждаемые ситуации;

-совершенствование изобразительных навыков;

-воспитание доброжелательного и терпимого  отношения к окружающим;

-воспитание самостоятельности при выборе содержания, техники рисования и материала для изображения сюжета.

Задача зеркала:   помочь  ребенку  увидеть самого себя, встретиться с собой в сказочной истории, развить самосознание и дать возможность гармонизировать свое личностное пространство.

  Задача  кристалла:  позволить по-новому увидеть других людей и мир вокруг себя и, следовательно, построить новые, более конструктивные отношения с людьми и миром.

5.

Целевая группа, на которую направлен проект

 Дети старшего дошкольного возраста.

Форма: групповая

Длительность  проведения: средней продолжительности (1 месяц)

Вид проекта: творческий

6.

Механизм реализации проекта

(замысел проекта)

Девиз: «Торопитесь делать добро!»

 Идея: «Сказка- ложь, да в ней намёк…»

Направление педагогического проектирования: реализация принципа индивидуализации в условиях ДОО.

Форма реализации педагогического проекта:

Обучающая мультимедийная презентация для использования в образовательном процессе с детьми.

Направления деятельности:

1.Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения

Основной механизм воздействия сказок — через эмоциональное переживание, отождествление себя с главным персонажем, а значит, и идентификацию (сравнение) своих чувств и чувств главного героя, преодоление вместе с ним жизненных перипетий, приобретение опыта конструктивного выхода из ситуации. В процессе прочтения ребенок поймет, что не только он сталкивается с подобными сложностями и испытывает сильные и порой противоречивые чувства по отношению к близким. Заключительная и самая главная часть психотерапевтической сказки — моделирование конструктивного поведения в каждой конкретной ситуации. Всегда позитивный финал формирует у ребёнка веру в то, что побеждает добро, а не зло, что сильнее мудрость и искренность, а не жестокость и физическая сила.  Положительный эффект заключается в том, что  не только корректируется  поведение, но еще и развивается  активная речь, мышление, воображение и творчество ребенка.

Принципы  построения развивающих занятий.

  • Создание образа главного героя
  • Помещение своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.
  • Создание образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.
  • Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи извне (с помощью силы, использования  хитрости,   волшебных предметов и помощников (передача герою оберегающих его предметов- талисманов, внушение чувства защищенности и

уверенности),и, наконец, совет мудреца.

  • Самостоятельное  преодоление  героем всех препятствий.
  • Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.
  • Позитивный финал — торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя.
  • Вопросы к сказке.

– О чем эта сказка, чему она нас учит?

– Почему герой поступает именно так?

– Чего он хотел на самом деле?

– Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает?

– Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему?

– Кто же такой по сути главный герой?

Периодичность сеансов: 1 раз в неделю

7.

Календарный план реализации проекта

 Обеспечение проекта:

- методическое обеспечение 

Комплект наглядных пособий: «Воспитываем сказкой».- Х.: Изд-во «Ранок», 2008г.

Этапы реализации проекта:

1.План деятельности

1) Изучение методической литературы

2) Составление плана мероприятий

3) Работа с родителями

4) Чтение с детьми литературных произведений

5) Подготовка и проведение семинара

6) Сбор детских творческих работ

2. Практическая  часть:

1) анализ психолого- педагогической литературы по теме: «Сказкотерапия»

2)разработка планирования (цикл НОД)

  • Сценарий образовательной деятельности «В гостях у сказки   «Колобок»
  • Сценарий образовательной деятельности «В гостях у сказки  «Волк и семеро козлят»
  • Сценарий образовательной деятельности «В гостях у сказки   «Три поросёнка»
  • Сценарий образовательной деятельности «В гостях у сказки   «Репка»
  • Сценарий образовательной деятельности «В гостях у сказки   «Хромая уточка»

3.ИТОГ:

1) Выставка детских работ (размещение рисунков в групповой комнате)

2) Составление и оформление книг с детскими работами: «Сказки на новый лад»

3) Проведение семинара для педагогов района: «Ступеньки творчества» :

-фрагмент организованной деятельности: «Оживи сказку»

- мастер- класс для педагогов: проект «Цветные мотивы - сделай мир краше»

4) Подготовка презентации для методического объединения педагогов- психологов: «Сказкотерапия- эффективное средство преодоления проблем личностного развития»

8.

Ожидаемые результаты

 Преодоление дошкольниками эмоционально- личностных затруднений ( результаты наблюдения и диагностики)

 Критерии оценки создаваемого продукта ребёнком:

-целостность картины восприятия

-новое решение ситуации

-воплощение замысла в рисунке:  визуальный образ продукта

-рефлексивная позиция в творческом пересказывании новой сказочной истории

9.

Продукт проектной деятельности  

Оценка эффективности применения продукта проектной деятельности, профессиональная рефлексия, последующая коррекция собственной профессиональной деятельности.

Тематические сборники детских сказок на новый лад.

Фото- и  видеоматериалы.

Размещение материала в Интернет.  Публикация на сайте работников образования.  : «Сказкотерапия как модель интеллектуально- личностного роста дошкольника»

Используемая литература:

  1. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог» / Под ред. И.Б. Гриншпуна. — М.: МОДЭК, МПСИ, 2007.
  2. Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. [Текст]/ А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2008. № 3.
  3. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  5. Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.
  6. Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ / Т.Н. Тебенева // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический журнал. – 2007. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ» (старшая группа)

Выбор данной формы проведения объясняется тем, что она не только позволяет родителям получить информацию, но и их ведёт к размышлению о закономерностях развития ребенка, способствует, буждает внутренн...

Формирование положительной самооценки у детей. Рекомендация родителям.

Материал для воспитателей детского сада, для родителей о барьерах препятствующий развитию у детей самооценки. Статья поможет родителям установить контакт с детьми, наладить отношения....

Консультация для воспитателей "Формирование положительной самооценки у детей дошкольного возраста"

Данный материал может быть полезен педагогам для работы с самооценкой детей дошкольного возраста и для её коррекции....

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Самооценка это  процесс и результат оценивания личностью собственных качеств и достоинств. Самооценка является базисной основой для формирования  мотивации (мотивации познания, мотиваци...

Консультация для воспитателей:" Формирование положительной самооценки у детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст – первый период когда ребенок осознает самого себя, причины, мотивы и потребности в мире отношений между людьми. И как никогда важно в этот период заложить основы дл...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ Тема: « Формирование положительной самооценки у детей» ( онлайн конференция)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕТема: « Формирование положительной самооценки у детей»( онлайн конференция)...