ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Миненкова Наталья Вячеславовна

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Месяц

Занятие

Программное содержание

Тема

СЕНТЯБРЬ

1

К нам приехали игрушки

• Познакомить детей с игрушками в групповой комнате, с обобщающим понятием «игрушки».

• Познакомить с местонахождением разных игрушек.

• Показать приемы осязательного обследования игрушек, называя их и выделяя определенные качества и свойства (дети повторяют за взрослым).

2

Маша-растеряша

• Познакомить детей с помещением для переодевания (раздевалкой) и его назначением, с обобщающими понятиями «одежда», «обувь».

• Учить находить свой шкафчик (по метке, по месту расположения среди других).

• Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что делают в раздевалке?». «Что это?», «Что ты положишь в шкафчик?» и т.п.

• Дать детям образцы ответов.

3

Я и мое имя

• Дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя.

• Обратить внимание детей на то, что по имени можно узнать, кто это - мальчик или девочка.

• Учить детей отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?», «Как твоя фамилия?»; обращаться друг к другу по имени, называть имена друг друга ласково.

• Дать детям образцы ответов на вопросы и обращения к другим по имени.

4

Уроки Мойдодыра

• Познакомить детей с правилами личной гигиены: предметами туалета и их назначением (предоставить возможность рассмотреть, ощупать, понюхать).

• Учить правильно мыть руки (закатывать рукава, открывать кран с водой, намыливать руки до густой пены и т.д.).

• Продемонстрировать все действия и выполнить их вместе с каждым ребенком, описывая и объясняя их.

• Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что ты делаешь?», «Какая вода?». «Какое мыло?» и т.д. Дать детям образцы ответов.

ОКТЯБРЬ

1

Волшебный цветной мир

• Учить детей выделять основные цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий) в предметах ближайшего окружения, сопоставлять их с эталонами цвета, правильно называть (повторяя за тифлопедагогом).

• Дать детям представление о многообразии цветов окружающего мира. Продемонстрировать это в группе и во время прогулки - на участке группы.

2

Маленькие помощники

• В процессе наблюдений за трудом помощника воспитателя обратить внимание детей на основные трудовые процессы.

• Приобщать к выполнению простейших трудовых действий, показывая последовательность и правильность их выполнения.

• Учить рассказывать о своих действиях. Дать детям образец их описания: «Я подметаю», «Я протираю пыль» и т.д.

• Воспитывать желание оказывать посильную помощь; учить предлагать взрослым свою помощь (повторяя за тифлопедагогом, например; «Мария Петровна, я хочу помочь Вам подмести пол»).

3

Фрукты

• Учить узнавать и правильно называть фрукты, выделять их характерные признаки с помощью зрения, осязания и обоняния.

• Познакомить детей с обобщающим понятием «фрукты», дать представление о том, что фрукты растут в саду.

• Упражнять в узнавания фруктов на ощупь (не более трех).

4

Моя семья

• Дать детям представление о семье, как о людях, живущих вместе (мама, папа, дети и т.д.).

• Учить детей называть свои имя и фамилию, говорить друг другу, как зовут их мам и пап, называть имена своих близких ласково.

• Дать детям образцы обращения друг к другу и к взрослым.

НОЯБРЬ

1

Игры с фигурками-человечками

• Учить обследовать геометрические фигуры зрительно-осязательным способом (обведение пальцами контура фигуры с одновременным прослеживанием глазами), узнавать и правильно называть их.

• Учить выделять части из целого.

• Упражнять в назывании основных цветов.

• Дать детям образцы описания своих действий, правильного называния геометрических фигур и их цвета.

2

О чем рассказал нам грузовик?

• Рассмотреть грузовую машину, которая привозит в детский сад продукты, рассказать детям о ее назначении, о труде водителя.

• Формировать навыки общения - учить вежливо здороваться, обращаться с просьбами: «Здравствуйте!», Покажите нам, пожалуйста, машину», «Расскажите, пожалуйста, что привозит машина в детский сад» и т.д. (повторять за тифлопедагогом).

• Показать и назвать основные части машины (дети повторяют эти названия за взрослым).

• Предоставить детям возможность осторожно ощупать некоторые части машины (например, колеса, руль, сиденье водителя).

3

Рыбки в нашем аквариуме

• Дать детям представление о рыбках, как о живых существах, обитающих в воде.

• В процессе наблюдения за рыбками познакомить детей с особенностями их строения. Учить выделять рыбок по величине и цвету.

• Вместе с детьми покормить рыбок.

• Учить выражать словесно свои впечатления: «Рыбки плавают», «Рыбки красивые», «Эта рыбка самая большая. Она красного цвета» и т.д. Дать детям образцы описания.

4

Наш детский сад

• Знакомить детей с помещениями детского сада и их назначением.

• Учить называть помещения детского сада: «Это коридор», «Здесь кухня», «Здесь музыкальный зал», «Это физкультурный зал» и т.д.

• Обратить внимание детей на особенности поведения в разных помещениях детского сада в соответствии с их назначением.

• Дать детям образцы правильного называния помещений детского сада.

ДЕКАБРЬ

1

В гости к трем медведям

• Упражнять детей в зрительно-осязательном выделении величины предметов.

• Учить устанавливать и обозначать в речи различия предметов по величине (большой, маленький).

• В процессе зрительно-осязательного обследования предметов развивать глазомер, мелкую моторику и осязание.

• Дать детям образцы описания их действий.

2

Как мы мебель покупали

• Познакомить детей с обобщающим понятием «мебель».

• Дать представление о назначении некоторых предметов мебели группы, спальни, раздевалки.

• Учить узнавать зрительно и на ощупь предметы мебели с помощью зрения и осязания и правильно называть их.

• Познакомить с понятием «предметы, сделанные из дерева».

• Дать детям образцы правильного называния предметов мебели и описания их назначения.

3

Куклы Даша и Маша собираются в гости

• Дать детям представление о трудовых действиях и предметах труда парикмахера. Продемонстрировать их.

• Показать, как пользоваться расческой. Учить детей пользоваться расческой самостоятельно.

• Учить описывать свои действия: «Я причесываюсь»; выражать свои желания: «Я хочу быть красивой». «Я хочу быть аккуратной»; просьбы: «Причешите меня, пожалуйста», «Помогите мне, пожалуйста»; свои ощущения: «Волосы стали шелковистыми» и т.д.

• Дать детям словесные образцы.

4

Мы дружим с комнатными растениями

• Познакомить детей с понятием «растение».

• Показать составные части растения (корень, стебель, листья).

• Учить узнавать части растения с помощью зрения и осязания.

• Учить отражать в речи свои впечатления: «Растение красивое», «Листья гладкие», «Листья зеленые» и т.д.

•Дать детям образцы описания своих впечатлений.

ЯНВАРЬ

1

В магазин за продуктами

• Дать детям представление о магазинах, их роли в жизни людей, о том, что магазины бывают разные.

• Дать представление о том, что такое «продукты», показать и назвать некоторые из них (например, пакет молока, батон хлеба, упаковка сосисок).

• Учить детей узнавать продукты с помощью зрения и осязания, правильно называть их.

2

Птицы на нашем участке

• Дать детям представление о птицах, зимующих в наших краях (на примере знакомых детям птиц, прилетающих на территорию детского сада).

• В процессе наблюдения за птицами учить детей внимательно их рассматривать, слушать, какие звуки они издают (крики птиц, шум крыльев).

• Вместе с детьми покормить птиц на кормушке. Объяснить, почему это необходимо делать.

• Учить отражать в речи свои впечатления: «Воробей маленький», «Он проворный» и т.д.

• Дать детям образцы описания своих впечатлений.

3

Я увидел свой портрет

• Познакомить детей с нашими «умными помощниками»; глазами, ушами, носом, ртом; учить находить и узнавать их с помощью зрения и осязания (на себе самом и друг на друге).

• Познакомить с понятием «отражение». Учить внимательно рассматривать свое отражение в зеркале.

• Воспитывать интерес к собственной внешности и внешности окружающих.

• Учить рассказывать о себе и других детях: «У меня глазки серые», «У Сережи глазки синие» и т.д.).

• Побуждать детей к доброжелательному общению.

• Дать детям образцы описания своей внешности.

4

Звуки большого города

• Обратить внимание детей на разнообразие транспорта на улице города (грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы и т.д.),

• Учить детей вслушиваться в звуки проезжающего транспорта, обратить их внимание на то, что по звуку можно узнать, какая машина проехала.

• Упражнять в подражании звукам разных видов транспорта.

• Понаблюдать за движением машин, автобусов, подъезжающих к остановке.

ФЕВРАЛЬ

1

Если гости к нам пришли

• Показать и назвать некоторые предметы посуды. Объяснить их назначение.

• Познакомить детей с обобщающим понятием «посуда».

• Упражнять в зрительно-осязательном обследовании, нахождении и назывании отдельных предметов посуды.

• Дать детям представление о том, как надо встречать гостей (вежливо здороваться, быть приветливыми, внимательными).

• Продемонстрировать детям такое поведение и дать образцы обращения к гостям.

2

Мы платочки постирали

• Познакомить детей с приемами стирки и необходимыми для этого предметами.

• Учить выполнять простейшие трудовые действия.

• Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

• Учить рассказывать о своих действиях: «Я стираю платочки» и т.д.; о своих впечатлениях; «Водичка теплая», «Платочки стали чистые» и т.д.

• Дать детям образцы описания своих действий и впечатлений.

3

О чем рассказал нам светофор

• В процессе наблюдений на улице города познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.

• Дать представление о светофоре, о его назначении.

• Понаблюдать за работой светофора.

• Учить правильно называть цвет сигналов светофора.

4

Я и мое тело

• Знакомить детей с частями своего тела.

• Учить узнавать с помощью зрения и осязания части своего тела и правильно называть их.

• Упражнять детей в играх, раскрывающих функциональные возможности рук.

• Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что это?». «Зачем тебе нужны руки?», Что ты делаешь правой (левой) рукой?» и т.д.

• Дать образцы ответов.

МАРТ

1

Посещение кухни детского сада

• Продолжать знакомить детей с помещениями детского сада (кухней), с взрослыми, которые там работают.

• Дать возможность понаблюдать за работой повара.

• Формировать навыки общения: учить приветливо здороваться; обращаться к взрослым но имени и отчеству; вежливо задавать вопросы; выражать свои просьбы.

• Дать детям образцы правильного поведения на кухне и общения с работниками кухни.

2

Наши глаза

• Знакомить детей с органами чувств (глаза).

• Дать представление о возможности получения информации об окружающем мире с помощью глаз.

• Учить зрительно контролировать свои действия («Смотри внимательно». «Посмотри еще раз, правильно ли ты сделал» и т.п.).

• Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что ты видишь на столе?», «Что ты видишь за окном?», «Какого цвета яблоко?», «Как называется эта игрушка?» и т.д.

• Дать детям образцы описания своих зрительных впечатлений, например: «Я вижу игрушки», «Я вижу своего друга», «Я увидел, что игрушка большая», «Я увидел, что мяч красный» и т.д.

3

Каким бывает настроение

• Знакомить детей с неречевыми средствами общения (выражение эмоциональных состояний человека).

• Продемонстрировать детям, как можно с помощью мимики передать свою радость.

• Учить с помощью мимики изображать радость (перед зеркалом, друг другу).

• Упражнять детей в создании радостного настроения («Улыбнись своим друзьям». «Назови имя своего друга ласково», «Скажи ласковые слова воспитателю» и т.д.).

• Дать детям образцы этих действий.

4

Путешествуем по детскому саду

• Учить детей безопасному движению в помещениях детского сада, используя зрение и сохранные анализаторы.

• Упражнять в узнавании и назывании разных помещений детского сада.

• Учить отвечать на вопросы и выполнять инструкции взрослого: «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Где мы сейчас находимся?», «Иди в ту сторону, где слышна музыка» и т.д.

• Дать детям образцы ответов.

АПРЕЛЬ

1

Бумажные предметы

• Познакомить детей с предметами, сделанными из бумаги (3 предмета ближайшего окружения).

• Учить узнавать их с помощью зрения и осязания и правильно называть.

• Дать детям образцы правильного называния предметов и материала, из которого они сделаны, например: «Это книжка. Она сделана из бумаги».

2

Оденем куклу на прогулку

• Учить детей различать с помощью зрения и осязания и правильно называть предметы своей одежды (например: платье, куртка, брюки); находить и показывать ее части (рукава, ворот, карманы).

• Учить отбирать необходимые предметы одежды для прогулки (из набора кукольной одежды) с учетом погодных условий.

• Дать детям образцы правильного называния предметов одежды, описания и объяснения своих действий.

3

Прогулка на ближайшую улицу

• Понаблюдать, как ведут себя люди на остановке автобуса, при переходе улицы.

• Напомнить детям, для чего нужен светофор.

• Рассмотреть дома и магазины на улице.

• Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Где можно переходить дорогу?», «На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?» и т.д.

• Дать детям образцы ответов.

4

Что услышали наши ушки

• Знакомить детей с органами чувств (уши).

• Продемонстрировать возможности получения информации об окружающем мире с помощью слуха.

• Упражнять в определении источника звука.

• Учить отвечать на вопросы: «Что ты слышишь вокруг?». «Послушай внимательно. Что сейчас делает Мария Петровна (помощник воспитателя)?» и т.п.

• Дать детям образцы описания своих слуховых впечатлений.

МАЙ

1

Как мы убирали свой участок

• В процессе наблюдения дать детям представление о труде дворника, о его рабочем инвентаре.

• Продемонстрировать выполнение некоторых трудовых действий на участке группы (сгрести грабельками мусор, собрать мусор в совок, выбросить мусор в ведро или урну и т.п.), привлекать к этим действиям детей.

• Упражнять в узнавании с помощью зрения и осязания и правильном назывании инвентаря (детский набор) для работы на участке.

• Дать детям образцы правильного называния инвентаря и своих трудовых действий.

2

Наша клумба

• Познакомить детей с растениями, растущими на клумбе участка.

• Учить наблюдать за растениями на клумбе, узнавать их с помощью зрения, осязания, обоняния, правильно называть некоторые из них.

• Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что растет на клумбе?», «Как называется этот цветок?», «Какого он цвета?», «Какой запах у цветка?» и т.н.

•Дать детям образцы ответов.

3

Мы любим наши игрушки

• Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам.

• Привлекать к выполнению трудовых действий (мыть игрушки, причесывать и одевать кукол, аккуратно убирать игрушки на место).

• Учить описывать и объяснять свои действия с помощью вопросов взрослого: «Что ты делаешь с куклой?», «Зачем ты причесываешь куклу?», «Зачем ты убираешь игрушки?» и т.д.

• Дать детям образцы описания и объяснения своих действий.

4

Прогулка по территории детского сада

• Учить детей наблюдать за окружающим, выделять с помощью зрения и сохранных анализаторов разные объекты (деревья, цветы, птиц, насекомых и т.д.).

• Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что ты видишь на своем участке?», «Какая птица прилетела?» и т.д.

• Дать детям образцы ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА...