Учебно-методический комплект по непосредственно образовательной области «Развитие речи» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
материал по развитию речи по теме

Артемова Лилиана Леонидовна

Комплект состоит из 3 конспектов  по теме «Овощи и фрукты» (развитие речи), презентации, фотографии с ходом занятия, аппликация. Данное методическое пособие можно использовать в работе с глухими, слабослышащими детьми и детьми после КИ 2 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kou.docx33.18 КБ
Файл hod_zanyatiya_s_fotografiyami.docx1.25 МБ
Файл fiz.docx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

                                      Учебно-методический комплект

по непосредственно образовательной области «Развитие речи» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

Комплект состоит из 3 конспектов  по теме «Овощи и фрукты» (развитие речи), презентации, фотографии с ходом занятия, аппликация. Данное методическое пособие можно использовать в работе с глухими, слабослышащими детьми и детьми после КИ 2 года обучения.

                                                                 Составила: учитель-дефектолог дошкольной группы

                                                                      детей с нарушениями слуха Артемова Л. Л.

Тема: Овощи  (1 занятие)

Программное содержание:   Формирование положительной установки на участие в занятии; развитие мимических движений, воображения. Уточнение и расширение словаря по теме.   Научить сравнивать овощи по форме, по цвету  и размеру.  Формировать обобщающее понятие «овощи». Закрепить эти понятия  в продуктивной деятельности. Развивать слуховое восприятие.  Воспитывать любознательность.

Методические приемы:  Слухо-зрительное и на слух восприятие  неречевых звучаний и слов. Игра «Что корзинке?». Упражнение  «Опиши овощ»,  физ. минутка «Огурец»,  игра « Изобрази овощ», игра «Угадай на ощупь» игра «Что, где растет?»» Речевая  ритмика. Сопряженное и отраженное проговаривание  слогов и слов.

Упражнения в воспроизведении интонации вопроса и восклицания.

 Словарь:     Физ. минутка. Огурец, помидор, лук, морковь, капуста. Маленький и большой. Это овощ.   В руки помидор возьму, пальцами его сожму, меж ладошек покатаю, вверх подброшу и поймаю.

Оборудование:  корзинка, муляжи овощей, «чудесный мешочек», геометрические формы (круглая, овальная, треугольная, квадратная), цвета (красный, зеленый, желтый),  кукла Вова, на листе бумаги наклеены  грядки. Макет  огорода. Бумажные наклейки овощей.

Ход занятия

 

Речь педагога

Речь детей.

1

Организационный момент  Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Вова. Поздороваемся. Что принес? Коринку с овощами.

Привет Вова.  

Корзинка с овощами.  

2

Основная часть. «Что в корзинке?» (Рассматривание овощей и проговаривание с речевой ритмикой)

Игра «Изобрази овощ».

Покажем, какие овощи привес Вова.

(педагог предлагает детям изобразить овощи).

Превратимся в круглый помидор и надуем щеки.

Втянем щечки и станем похожи на огурец.

Наморщим нос и сдвинем брови. Превратимся в горький лук.

Какой еще овощ большой и круглый? Капуста. Надуем щеки, покажем руками, какая она круглая.

А сейчас поиграем. Игра называется «Угадай на ощупь»

Достань овощ.  

Верно, это большой помидор.

Верно, это маленький лук.

Верно, это большая капуста.

Верно, это маленькая морковь.

Молодцы ребята.

Посмотрите ребята, что у нас на столах (на столах схемы составления рассказа об овоще).  Будем играть. «Опиши овощ»

Соберем все овощи, тут большие и маленькие (педагог при детях убирает большие и маленькие овощи и корзинки в «чудесный мешочек»). Что это?

Какого цвета?

Какой формы огурец?

А теперь расскажет про огурец Герман.

Никита.

Что это?

Какого цвета?

Какой формы помидор?

Никита, расскажи, какой помидор.

Алеша.

Что это?

Какого цвета?

Какой формы морковь?

Никита, расскажи, какая морковь.

Физ. минутка

Ребята вы устали? И я устала. Ой,  рука болит, голова болит. Поиграем.

Возьми маленький огурец (большой огурец).

Физ. минутка.

В руки огурец возьму (берут огурец),

пальцами его сожму (сжимают пальцами)

меж ладошек покатаю (катают)

вверх подброшу и поймаю (бросают вверх и ловят).

Ребята выкладывают овощи на стол. Это   помидор, огурец, морковь, лук,

капуста. Это овощи.

 Дети изображают овощи.

 

(дети ощупывают в мешочке овощ, называют его и показывают)

Да, большой помидор.

Да, маленький лук.

Да, это большая капуста.

Да, это маленькая морковь.

 

Будем играть. «Опиши овощ»

 

 

Огурец

Зеленого цвета (дети берут зеленый цвет и выкладывают его на столе)

Овальной (дети выбирают из предложенных 4х форм овал)

Огурец, овальной формы, зеленого цвета, маленький (Герман смотрит на составленную схему и рассказывает).

Я

помидор

красного цвета (дети берут красный цвет и выкладывают его на столе)

круглый (дети выбирают из предложенных 4х форм круг, если затрудняются, то прикладывают помидор к формам поочередно)

помидор, круглой формы, красного цвета, большой (Никита смотрит на составленную схему и рассказывает).

Я (достает из мешочка овощ).

 оранжевого цвета (дети берут оранжевый цвет и выкладывают его на столе)

треугольной (дети выбирают из предложенных 4х форм треугольник, если затрудняются, то прикладывают морковь к формам поочередно)

морковь, треугольной формы, оранжевого цвета, большая (Алеша смотрит на составленную схему и рассказывает)

Ой,  рука болит, голова болит.

(проговаривают, выполняя движения)

В руки огурец возьму, пальцами его сожму, меж ладошек покатаю, вверх подброшу и поймаю.

3

  Заключительная часть. 

Ребята вы молодцы. А теперь еще одно задание.  

  Вот огород. В нем растут овощи.

 Посадим  овощи.

Вот капуста. Вот морковка…

 

Молодцы, мы посадили огород.

Ребята пора прощаться с Вовой.  Спасибо Вова, приходи к нам ещё.

 

Детям раздаются листы на которых сделана аппликация огорода, без овощей.

Посадим овощи.

(дети берут наклейки с овощами и наклеивают на  грядки, проговаривая.  

Вот капуста, вот морковка…

Молодцы, мы посадили огород.

Пока Вова.  Спасибо, приходи к нам ещё.

 Тема: Фрукты  (2 занятие)

Программное содержание:   Формировать положительную установку на участие в занятии. Уточнять и расширять словарь по теме. Формировать навык образования форм родительного падежа.   Закрепить описание фруктов познакомить, где растут фрукты. Развивать слуховое восприятие и память. Уметь применять полученные знания на других занятиях. Воспитывать познавательный интерес.

Методические приемы: Восприятие слухо-зрительное и на слух  неречевых звучаний  слов, фраз. Выполнение инструкции. Упражнения «Опиши фрукт»,  физ. минутка «Апельсин»,  игра «Назови большие и маленькие фрукты», игра «Чего не стало?» игра «Где растут фрукты?»» Речевая  ритмика. Сопряженное и отраженное проговаривание слогов и слов, фраз. Упражнения в воспроизведении интонации вопроса. Шум трактора.

 Словарь:     Физ. минутка. Яблоко, апельсин, банан, груша, лимон, слива.  В руки апельсин возьму, пальцами его сожму, меж ладошек покатаю, вверх подброшу и поймаю. Растет в саду. Закройте глаза. Большой и маленький. Апельсинчик, лимончик, бананчик, яблочко. Что это? Какой формы? Какой величины? Какого цвета? Опиши фрукт.

Оборудование:  муляжи фруктов, «чудесный мешочек», геометрические формы (круглая, овальная, треугольная, квадратная), цвета (красный, зеленый, желтый, синий),    ПК «Учимся говорить правильно» звук трактора,  картинки сада и огорода, кубик с изображением овощей и фруктов.

Ход занятия

 

Речь педагога

Речь детей.

1

Организационный момент (Шум за дверью)

Ой, ребята послушайте. Что там за шум? Угадайте.

Правильно. Послушаем еще. Въезжает трактор в кузове фрукты.

 

Шум трактора за дверью

Трактор едет.  

2

Основная часть.  Трактор привез фрукты. (Рассматривание больших и маленьких фруктов (проговаривание с речевой ритмикой).

Игра «Назови большие и маленькие фрукты» (с речевой ритмикой).

 

А теперь поиграем в игру «Чего не стало?»

Закройте глаза. Чего не стало?

(педагог убирает то один, то другой фрукт)

Молодцы ребята.

Уберем овощи в мешочек.

Герман, убери большой банан.

Что ты сделал?

Алеша, убери маленькое яблочко. Что ты сделал?

Никита, убери маленькую сливку и большой банан. Что ты сделал?

Идите, сядьте за столы.

Посмотрите ребята, что у нас на столах (на столах схемы-подсказки для составления описательного рассказа). Мы будем описывать фрукты.

 Дети достают и мешочка фрукт и составляют описание, используя схемы-подсказки.

/Герман./ Достань  мешочка.

/Что это?/

/Какого цвета?/

Какой формы груша?

Какой величины груша?

А теперь расскажи про грушу.

/Никита./

/Что это?/

/Какого цвета?/

/Какой формы банан?/

/Какой величины банан?/

Никита, расскажи, какой банан.

/Алеша./

/Что это?/

/Какого цвета?/

Какой формы слива?

Какой величины слива?

Никита, расскажи, какая слива.

Молодцы!

Ребята вы устали? И я устала.  Поиграем.

Возьмите большой апельсин.

Физ. минутка.

В руки апельсин возьму (берут апельсин), 

пальцами его сожму (сжимают пальцами)

меж ладошек покатаю (катают) 

вверх подброшу и поймаю (бросают вверх и ловят).

 Ребята, посмотрите, что я вам приготовила. На интерактивной доске появляется сад без фруктов. Давайте нарисуем фрукты в саду «Что где растет?»

 Алеша нарисует яблоки.

Никита - сливы.

Герман – груши.

Что вы сделали?

Получился сад. В саду растут деревья. На деревьях растут: груши, яблоки, сливы.

Молодцы!

 

Ребята выкладывают фрукты на стол. Это  большое яблоко, маленькое яблочко. Большой банан, маленький бананчик, большая груша, маленькая грушка, большая слива, маленькая сливка.

 

(дети закрывают глаза)

Чего не стало?

 Груши, банана, яблока, апельсина, сливы.

 

 

Я убрал большой банан.

Я убрал маленькое яблочко.

Я убрал маленький огурец.

Я убрал большую сливку и большой банан.

Это груша.

Зеленого цвета (дети берут зеленый цвет и выкладывают его на столе)

Треугольной формы (дети выбирают из предложенных 4х форм овал)

Маленькая (дети выкладывают маленький кружок)

Груша, треугольной формы, зеленого цвета, маленькая (Герман смотрит на составленную схему и рассказывает).

Я

банан

желтого цвета (дети берут желтый цвет и выкладывают его на столе)

овальной формы (дети выбирают из предложенных 4х форм овал, если затрудняются, то прикладывают банан  к формам поочередно)

большой (дети выкладывают большой кружок)

банан, овальной формы, желтого цвета, большой (Никита смотрит на составленную схему и рассказывает).

Я (достает из мешочка сливу).

Слива

 синего цвета (дети берут синий цвет и выкладывают его на столе)

овальной формы (дети выбирают из предложенных 4х форм овал, если затрудняются, то прикладывают сливу к формам поочередно)

большая (дети выкладывают большой кружок)

слива, овальной формы, синего цвета, большая (Алеша смотрит на составленную схему и рассказывает)

 Поиграем.

(проговаривают, выполняя движения)

В руки апельсин возьму, пальцами его сожму, меж ладошек покатаю, вверх подброшу и поймаю.

Дети рисуют на деревьях яблоки, груши,  сливы.

 

 

Я нарисовал  яблоки (сливы, груши)

Сад. Вот деревья. На деревьях: груши, яблоки, сливы.

3

  Заключительная часть. Раздается шум трактора, Что это за шум. Это трактор. Пора ему уезжать. Попрощаемся. Пока. Приезжай к нам еще.

Ребята вы молодцы.  Что мы делали? Мы хорошо говорили, играли, описывали фрукты. Посадили сад.  

Это трактор. Пока.  

 Мы описывали фрукты. Посадили сад.  

Тема: Овощи и фрукты ( заключительное 3 занятие)

Программное содержание:   Формировать положительную установку на участие в занятии. Уточнять и расширять словарь по теме. Познакомить с обобщенными понятиями: овощи и фрукты. Формировать навык образования форм родительного падежа.   Научить различать фрукты и овощи. Закрепить умение описывать овощи и фрукты по форме, по цвету  и размеру.  Научить узнавать их по описанию. Понимать небольшие инструкции и давать по ним отчет. Закрепить понятия, что, где растет. Развивать слуховое восприятие и память. Уметь применять полученные знания на других занятиях. Воспитывать познавательный интерес.

Методические приемы: Восприятие слухо-зрительное и на слух  неречевых звучаний  слов, фраз. Выполнение инструкции. Упражнение  «Опиши овощ или фрукт»,  физ. минутка  «Огурец», игра «Чего не стало?» игра  «Что, где растет?»» Речевая  ритмика.  

Упражнения в воспроизведении интонации вопроса.

 Словарь:     Физ. минутка. Огурец, помидор, лук, морковь, капуста, яблоко, банан, апельсин, груша и др. В руки огурец возьму, пальцами его сожму, меж ладошек покатаю, вверх подброшу и поймаю. Растет в огороде. Растет в саду. Овощи. Фрукты. Чего не стало? Не стало: огурца, сливы, лука, яблока и др.. Что это? Какой формы? Какой величины? Какого цвета?

Оборудование:  муляжи овощей и фруктов, «чудесный мешочек», украшенное ведро, геометрические формы (круглая, овальная, треугольная, квадратная), цвета (красный, зеленый, желтый, синий), большой и маленький кружки,  машина, картинки сада и огорода, 2 кубика с изображением овощей и фруктов.

Ход занятия

 

Речь педагога

Речь детей.

1

Организационный момент (Шум за дверью)

Ой, ребята послушайте. Что там за шум? Угадайте.

Правильно. Послушаем еще. Въезжает машина в кузове в корзинах овощи и фрукты.

Машина переворачивается. Ой, машина упала. Все рассыпалось.

Ребята давайте соберем в корзинки тут овощи, а тут фрукты (показывает таблички).

Правильно собрали, тут овощи, а тут фрукты?

А давайте спросим у гостей. Гости говорят, нет. А потому что мы не знаем, чем отличаются овощи и фрукты. Идите ко мне ребята, я вам расскажу (подходят к доске, где сюжетные картинки сада и огорода.)

 

Шум машины за дверью.

Машина едет.

 Ой, упала.

Рассыпалось.

Да!

Нет.

2

Основная часть.  рассматривают картинки Это сад. Там растут фрукты: яблоки, груши, сливы, апельсины (с речевой ритмикой).

А это огород. Там растут овощи: морковь, капуста, огурцы, помидоры, лук (с речевой ритмикой).

А чтобы лучше запомнить, где растут овощи и фрукты мы поиграем. Никита, принеси кубики. Будем играть.

Игра называется «Что, где растет?»  

Герман.

 Бросай кубик. Что это?

Где растет огурец?

Это овощ.

Покажите ребята, вот как мы наклоняемся, чтобы сорвать огурец.

Алеша

Бросай кубик. Что это?

Где растет яблоко?

Это…

Покажем, как мы срываем яблоки.  Высоко яблоки, вот как мы их достаем.

Никита.

Бросай кубик. Что это?

Где растет капуста?

Покажем, как мы собираем капусту.

Растет в огороде.

Это …

А теперь уберите эти овощи и фрукты в корзинки.

 Будем играть. Игра называется «Чего не стало?»

 

Закройте глаза (педагог накрывает ведерком  1 предмет)

Молодцы ребята. Разложите их по корзинкам.

Физ. минутка.

Алеша (Никита, Герман), возьми маленький огурец. Что ты сделал?

В руки огурец возьму (берут огурец), 

пальцами его сожму (сжимают пальцами)

меж ладошек покатаю (катают)

вверх подброшу и поймаю (бросают вверх и ловят). Молодцы!

Идите, сядьте за столы.

Посмотрите ребята, что у нас на столах (на столах схемы составления рассказа). Мы будем описывать овощи и фрукты.

 Дети достают и мешочка овощ или фрукт и составляют описание, используя схемы-подсказки.

/Герман./ Достань  и мешочка.

/Что это?/

/Какого цвета?/

Какой формы огурец?

Какой величины огурец?

Это овощ.

А теперь расскажем про огурец. Дети хоровым ответом рассказывают.

/Никита./

/Что это?/

/Какого цвета?/

/Какой формы яблоко?/

/Какой величины яблоко?/

Все вместе расскажем, какое яблоко.

А теперь ребята посложнее задание. Нужно угадать. Что я описываю: лук, помидор, или грушу (выкладываю перед детьми муляжи).

Желтого цвета, маленькая, треугольной формы. Это фрукт. Что это?

Молодцы ребята! Угадали. Отнесите овощи и фрукты в корзинки.

 Это сад. Там растут фрукты:

(яблоки, груши, сливы, апельсины (с речевой ритмикой).

А это огород. Там растут овощи: морковь, капуста, огурцы, помидоры, лук (с речевой ритмикой).

Я

Это огурец.

Огурец растет в огороде (показывает на картинке).

Это овощ.

(дети наклоняются и показывают, как они рвут огурцы)

Я

Это яблоко.

Растет в саду.

Это фрукт.

(дети поднимаются на носочки и тянутся и вверх,  показывают, как срывают яблоки)

Я

Это капуста.

Растет в огороде.

(дети наклоняются и показывают, как они срезают капусту)

Это овощ.

 Дети раскладывают фрукты и овощи по корзинкам, сравнивая с рисунком)

Будем играть. Чего не стало?

  Дети проговаривают.

Это   помидор,  огурец, морковь,  лук,

 капуста.

Это овощи.

(дети закрывают глаза)

Чего не стало?

Не стало: огурца, помидора, лука, капусты.

Это яблоко, груша, апельсин, лимон.

Это фрукты.

(дети закрывают глаза)

Чего не стало?

Не стало:  груши, апельсина, лимона, яблока.

Дети раскладывают овощи по корзинкам.

Я взял маленький огурец.

(проговаривают, выполняя движения)

В руки огурец возьму, пальцами его сожму, меж ладошек покатаю, вверх подброшу и поймаю.

Это огурец.

Зеленого цвета (дети берут зеленый цвет и выкладывают его на столе)

Овальной (дети выбирают из предложенных 4х форм овал)

Маленький (дети выкладывают маленький кружок .) Это овощ.

Огурец, овальной формы, зеленого цвета, маленький (Дети смотрят на составленную схему и рассказывают).

Я

яблоко

красного цвета (дети берут красный цвет и выкладывают его на столе)

круглый (дети выбирают из предложенных 4х форм круг, если затрудняются, то прикладывают яблоко к формам поочередно)

большое (дети выкладывают большой кружок)

Яблоко, круглой формы, красного цвета, больше (Дети смотрят на составленную схему и рассказывают).

 

 

 Дети смотрят на схему и муляжи.

Это груша.

3

  Заключительная часть. 

Слышится опять шум. Ой, ребята машина уезжает. Давайте поставим корзинки в кузов. Вот овощи, а вот фрукты. Пока машина, приезжай к нам еще.

Ребята вы молодцы.  Что мы делали? Мы узнали , где растут овощи и фрукты. Помогли собрать овощи и фрукты.  

/Алеша, молодец./

/Никита, умница./

/Герман, молодец./ А это вам подарки.

 Ребятам раздаются наклейки с изображением овощей и фруктов.

 

Машина.

Вот овощи, а вот фрукты. Пока машина, приезжай к нам еще.

Мы узнали, где растут овощи и фрукты. Помогли собрать овощи и фрукты.  

Я молодец.

Я умница.

Я молодец.

Спасибо.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР ( на кон

Аналитическая справкапо итогам  мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания   образовательной области  «Речевое развитие» адаптирован...

Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по реализации образовательной области «Физическое развитие» С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА МАДОУ ДС №29 «Ёлочка»

Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Муниципального автономного  дошкольного образовательного учреждения  г. Нижневартовска детский с...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №10 "Аленушка"

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комб...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в груп­пах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...