Статья «ФОТОАЛЬБОМ МОЕЙ ЖИЗНИ» КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СВОЕГО «Я» ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОМА РЕБЁНКА
статья по коррекционной педагогике на тему

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

В статье идёт речь о значении фотографии в формировании личности детей, воспитывающизхся в условиях депривации. Роль фотоальбома в развитии речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shabarshina_o._a._statya_fotoalbom.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОТОАЛЬБОМ МОЕЙ ЖИЗНИ» КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СВОЕГО «Я» ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОМА РЕБЁНКА

Шабаршина О. А.,         

учитель-дефектолог

Филиал №5  ГКУЗ СО

  «Специализированный

 дом ребёнка»

г. Серов, Россия

Воспитанники домов ребёнка развиваются в условиях деформированного процесса социализации, где семья заменена учреждением, имеет место ситуация ограниченной социальной активности, недостаточного включения ребёнка в различные виды практической деятельности. Депривация воспитанников домов ребёнка негативным образом влияет на различные факторы личностного развития, в том числе и на формирование своего «Я».

В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его «Я». Оно  познавательно и отражает особенности личности. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представления, его восприятие себя и отношение к себе. Поэтому межличностные отношения, особенно с близкими людьми, практически всегда являются эмоционально напряжёнными и приносят самые яркие позитивные и негативные переживания.

По мнению М. И. Лисиной, помимо возрастных особенностей, у детей наблюдаются существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам, где личность ребёнка проявляется наиболее ярко. Часто в группах  нашего учреждения происходят конфликты между детьми. А конфликты являются результатом искажённого пути развития межличностных отношений. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжёлые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), возникают в тех случаях, когда другой ребёнок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения. Эти ожидания никогда не оправдываются, что порождает тяжёлые, разрушительные для личности чувства. Такие детские переживания могут стать источником серьёзных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека. Важно вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребёнку преодолеть их.

Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка представляют собой совершенно уникальный контингент. Педагоги и психологи при исследовании этих детей, отмечают у них низкий уровень инициативности и самостоятельности. У этих детей наблюдается безразличное, пассивное отношение ко всему окружающему.

Многие учёные отмечают, что, в доме ребёнка, дети раннего возраста не проявляют яркого интереса к предметам, пассивны в своей предметно-манипулятивной деятельности, редко привлекают к ней взрослых. При виде новых игрушек они чаще всего испытывают страх и желание спрятаться от новых непонятных впечатлений. По сравнению с детьми, воспитывающимися в семье, значительно позже начинают реагировать на положительные и отрицательные воздействия взрослого, они не чувствительны к оттенкам отношений взрослого и проявляют своеобразную эмоциональную глухоту. Дети в домах ребёнка слабо различают порицания и поощрения взрослого и почти не реагируют на них. Такая нечувствительность к оценке приводит к существенной задержке в предметных действиях и в развитии речи, поскольку и то и другое связано с ориентацией на взрослого как на образец и способностью менять свои действия под влиянием его замечаний.

С целью нейтрализации отрицательных факторов мы используем  игру с фотографиями детей. Она вызвала живой интерес у воспитанников в возрасте от двух до четырёх лет, так как на больших картинках они увидели себя. Но до этого была проведена подготовительная работа. Детям предлагалось найти себя в зеркале среди других детей, найти свою игрушку, показать, где ребёнок спит и ест. То есть, применялись приёмы, направленные на формирование личной идентификации.

Методика «Фотоальбом моей жизни» как метод формирования своего «Я» используется нами для диагностики, и для психолого-педагогической реабилитации. Эта методика помогает развить чувства ребёнка, формировать ощущения своего «Я», отрабатывать различный эмоциональный опыт, проигрывать многообразные ситуации на одной и той же фотографии. Этот метод предусматривает свободный, живой обмен мнениями.

Мы оформили на каждого ребёнка фотоальбом, в котором находятся его фотографии с момента  поступления в дом ребёнка и до настоящего времени. На фотографиях ребёнок изображён в различных эмоциональных состояниях и в различные моменты: в игре, на занятиях, на празднике, при приёме пищи, во время сна и т. д. В фотоальбоме имеются фотографии с близкими взрослыми, с детьми группы. На обложке фотоальбома расположена фотография того ребёнка, кому он принадлежит.

Начиная с двух лет, иногда с 1г. 6 мес. мы предлагаем ребёнку почитать «его книгу», то есть книгу о нём. Он сам находит этот фотоальбом, приносит, и мы придумываем истории. Например, «Жила-была маленькая хорошая девочка. Посмотри сюда. Это ты. Звали её Аня. Она была такой маленькой, что все её очень любили и жалели. Каждый день она просила кушать и иногда громко плакала.  А однажды…». Каждый раз можно эту историю рассказывать по-новому, развивая сюжет в зависимости от количества фотографий.

Наш опыт показывает, что даже при наличии 3-х фотографий одного периода ребёнок с большим удовольствием слушает сказки о себе, причём по несколько раз. Применяя фотоальбом в коррекционно-развивающей деятельности, мы формируем у детей представления о своей социальной роли и умения отражать собственные впечатления; успешно расширяем словарный запас, особенно, предикативный и адъективный, стимулируем формирование в речи местоимений. Создавая коммуникативные ситуации и поддерживая инициативные диалоги между детьми развиваем диалогическую форму речи.

Эта технология включает в себя комплекс методов и приёмов воздействия, общения с ребёнком: выполнений команд, развитие всех форм восприятия; формирование регулятивной функции речи; развитие основ личностного самосознания, становления своего «Я»; коррекция и нейтрализация отрицательного эмоционального фона, развитие адекватного отношения к себе, к окружающим и т. д.

«Фотоальбом моей жизни» для формирования личности детей, находящихся в условиях дома ребёнка, имеет большое значение. При систематическом чтении «Книги жизни»  дети раннего возраста начинают гораздо быстрее ориентироваться в книжках, у них повышается степень эмоциональности, а главное развивается мотивация, служащая основой для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников"

Сочинение экологических сказок, нацеленных на формирование бережного отношения к природе....

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА

У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в п...

Статья "ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА"

В статье содержится информация о значении дыхательной гимнастики для оздоровления и коррекции детей дошкольного возраста....

Консультация "Инклюзивное образование в условиях специализированного дома ребёнка"

В последнее время увеличивается тенденция воспитания и обучения детей с отклонениями развития совместно с нормально развивающимися сверстниками в ДОУ. Этому способствовали демократические преобразован...

Доклад "Психологические особенности раннего развития детей воспитывающихся в условиях специализированного дома ребёнка"

Психиатрические, неврологические и психологические обследования детей в домах ребенка показывают, что разлука с матерью на первом году жизни приводит к депрессивным расстройствам ребенка. Клинические ...

Консультация по теме: «Особенности развития детей раннего возраста в специализированном доме ребёнка»

Если малыш становится не желанным ещё во время беременности, то с первых месяцев он не получает положительного эмоционального контакта с мамой, что в целом влияет на его дальнейшее развитие....