Развитие мелкой моторики как важное средство развития речи детей.
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Коржова Светлана Александровна

Консультация для родителей  воспитанников логопедических групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики  как важное средство развития речи детей.

        Речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с  общим недоразвитием речи в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия ; общей, ручной, кистевой , пальчиковой видов моторик и  др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Все эти симптомы в различной степени проявляются у каждого ребенка, посещающего логопедическую группу. Поэтому в работе с детьми  для преодоления отставания в речевом развитии  я использую и  предлагаю использовать  родителям несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти игры  очень нравятся  детям и являются весьма эффективными как для улучшения общей и мелкой моторики, координации движений,  так и для развития речи.

        Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, она должна  быть систематичной и постоянной; соответствовать   уровню   общемоторного, психического развития ребенка, возрастным требованиям; приносить ребенку радость.
          Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип «от простого к сложному». Этому принципу соответствует и моя коррекционно-развивающая  деятельность по развитию мелкой моторики у ребят. Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются   «пальчиковые» игры. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
На сегодняшний день опубликовано  много практических пособий, включающих пальчиковые игры. Я рекомендую родителям воспитанников использовать для совместных развивающих игр с детьми следующие методические  пособия: О.И. Крупенчук  «Развиваем пальчики—тренируем речь3+,4+;5+;6+»; Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

Для детей коррекционной группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры для развития творчества детей.

         При  проведении игр по развитию ручной моторики можно  предложить  детям задания на: сочетание сжатия, растяжения и расслабления, гибкости пальцев и кистей рук; изолированные движения каждого из пальцев.
           Игры с карандашом:
-Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперед назад.
-Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.
 -Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указа-тельными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки,  встряхнуть кисти. Потом можно продолжить, захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.
-«Ножницы» Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой - средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.
           Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является
работа с мелкими предметами и мозаиками. Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми и в увлекательном задании «собери бусы», «найди сокровища».         

         Существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Можно предложить  детям разные виды графических упражнений:
-упражнения на нелинованной бумаге;
-упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.
  Упражнения на нелинованной бумаге могут  включать  в себя различные задания:
- «дорожки», когда задача ребенка - провести прямые, волнистые, зигзагообразные  линии  в середине  «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»;
- обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;
-штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. На более поздних этапах ребёнку  предлагаются задания по «копированию» предметов. Задача ребенка - срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям.
В тетрадях в крупную клетку можно предложить ребёнку выполнить след. задания:
- рисовать  простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходить  к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается стихами. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий. 

        Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам. Интересна и увлекательна и работа с  резиновыми мячиками с шипами. С их помощью ребёнок производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. В комплекс самомассажа включены упражнения с карандашами, палочками, задание на растирание в руках мешочков с горохом и фасолью.

Список использованных источников

Литература:

 1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 1996.

 2. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.

3. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К. : ГИППВ, 1998.

4. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2007.

 5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –(С. 60-64.)

6. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

 7. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. – М. : 2004.-20с.

8. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

 

Интернет-ресурсы

 9. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс].

http:// www. nsportal.ru

Прокофьева Наталия Владимировна .Консультация по теме: Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей. 2013 г.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/27/razvitie-melkoy-motoriki-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...

Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

   Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орг...

«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

Вопрос развития  речи и мелкой моторики рук  детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молни...