Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки синдрома дефицита внимания (СДВГ), рекомендации и коррекционные игры для педагогов и родителей.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Дюбина-Лайкова Светлана Сергеевна

В последнее время в детских садах часто встречаешь очень подвижных, импульсивных, рассеянных дошкольников. Даже один гиперактивный ребенок держит педагога в постоянном напряжении. А если в группе более двух непосед и родители в поведении ребенка не видят ничего трагичного, то воспитатель «хватается за голову».

Данная консультация для педагогов ДОУ проведена в форме деловой игры. В ней рассмотрены причины и признаки гиперактивности (СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Обозначены «слабости» гиперактивных дошкольников в обучение.

Даны рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми и их родителями. Подобраны коррекционные игры для педагогов по решению тех или иных проблем гиперактивных детей).

Консультация для педагогов ДОУ в форме деловой игры, стендовая информация для родителей по теме «Гиперактивность у детей дошкольного возраста» оформлена с требованиями оформления отчетной документации педагога-психолога ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №290

Педагог-психолог детского сада Дюбина-Лайкова С.С.

Деловая игра для воспитателей

Присутствовали воспитатели и специалисты детского сада

Дата проведения: 13.10.2015 г.

Тема: «Как строить педагогический процесс воспитателю с живчиками и непоседами?»

Цель – повысить компетентность педагогов в воспитании гиперактивных детей.

Задачи:

  • Углубить знания по синдрому дефицита внимания и гиперактивности.
  • Понять особенности поведения и эмоциональной сферы гиперактивных детей.
  • Определить основные проблемы при обучении и воспитании таких дошкольников.
  • Найти оптимальные педагогические приемы в работе с гиперактивными детьми.
  • Обогатить педагогическую копилку играми, упражнениями для гиперактивных детей и рекомендациями для воспитателей по работе с такими дошкольниками.

Предварительная работа: понаблюдать за гиперактивными детьми разных возрастов.

Оборудование: 18 пословиц, написанные на полосках и разрезанные пополам; 6 предметов (кисточка, пластилин, лопатка, игрушка, телефон, скакалка); плакат с фото Маши (из мультфильма «Маша и Медведь») и полосками бумаги, фломастеры или маркеры, скотч; приложения № 2, 3, 4, 5 для каждой группы, атрибуты для игр.

План проведения:

  1. Игра «Собери пословицу».
  2. Постановка проблемы.
  3. Мини-сообщение по терминологии и разновидностям СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
  4. Упражнение «Опиши своего живчика».
  5. Упражнение «Я не виноват, что я такой».
  6. Мозговой штурм «Скажи, какая у тебя проблема, и я помогу тебе ее решить!»
  7. Игры и упражнения для гиперактивных детей.
  8. Прощание. Рефлексия.

Содержание мероприятия

1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начнем нашу встречу с небольшой игровой  разминки. Перед вами лежат пословицы, разделенные пополам. Цифра «1» означает начало пословицы, «2» - ее продолжение. Всего 18 пословиц (приложение 1).

Участник с первым номером зачитывает свою часть. В это время тот, у кого пословица с продолжением, должен встать и дочитать ее. Далее очередь переходит к следующему участнику с первым номером другой поговорки.

Помимо чтения всем вам нужно запомнить смысл всех пословиц, чтобы понять, какой проблеме посвящена наша сегодняшняя встреча. Задание понятно? Тогда начинаем с этого края.

Педагоги соединяют пословицы: 1) дитятко – что тесто: как замесил, так и взошло; 2) без заботы и репу не вырастишь; 3) в согласном стаде волк не страшен; 4) терпенье и труд всё перетрут; 5) капля по капле и камень точит; 6) ласковым словом многого добьешься; 7) учить доброму, так худое на ум не пойдет; 8) чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало; 9) нашего непоседы ни дома, ни у соседа; 10) детки — деткам рознь; 11) кто детям потакает, тот сам плачет; 12) плетью и дубиной не научишь; 13) умный ребенок слова боится, а глупому и побои не впрок; 14) маленькие детки — маленькие бедки, а большие детки — и большие бедки; 15) детей наказывай стыдом, а не кнутом; 16) наемная рука хорошо бьет ребенка, да плохо ласкает; 17) детушек воспитать — не курочек пересчитать; 18) детям не порча — игрушка, а порча — худая прислужка.

2. Поздравляю всех вас, вы успешно справились с заданием. Вспомните все пословицы, есть ли какие предположения по теме сегодняшней встречи?

(Высказывают мнения. Если звучит неправильный ответ, то показывается этюд и зачитывается стихотворение. Если правильный, то переходим к стихотворению и сообщению).

Чтобы скорректировать ваши мысли в нужное русло, посмотрите следующий этюд (фото мальчика с 6-ю руками с разными игрушками). Прошу выйти троих добровольцев и взять в каждую руку по предмету. Педагоги становятся друг за другом в образе индийского божества, разводя руки в стороны.

В это время читаю стихотворение А. Кымытваль.

Песенка бабушки про непоседу

У Непоседы ручки -

Хваталки и липучки.

У Непоседы ножки -

Две шустрые рыбешки.

У Непоседы глазки -

Хитрей таежной ласки.

У Непоседы язычок

Во рту стрекочет, как сверчок!

Наша встреча посвящена нашим живчикам и непоседам, которых педагоги часто называют гиперактивными. На что родители чаще обижаются или говорят: «Мы здоровы, у нас диагноза нет».

3.И те, и другие, подразумевают под гиперактивностью термин «СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности».  СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.

По синдрому гиперактивности с 1970 года ходят множество споров. Одни исследователи и медики говорят, что СДВГ - это не болезнь и его не стоит изучать. Связано это с тремя факторами:

1.общеизвестная ассоциация «подвижный ребенок=здоровый ребенок»;

2.диагноз ставится после длительного обследования (у ребенка в течение полгода должны наблюдаться одни и те же симптомы СДВГ; а замер проводят с 12 лет (с 2007 года стали с 6 лет);

3.исследования показали, что 30% гиперактивных детей перерастают данное явление во взрослой жизни, а взрослые приспосабливаются к своему положению и не обращаются за помощью к врачам.

Поэтому оснований к изучению данного явления нет. Другие же исследователи изучают гиперактивность как заболевание со всех сторон.  Что же известно о данном явлении на данный момент?

1. СДВГ неизлечим. Его нельзя вылечить лекарствами и сейчас многие неврологи  назначают лекарства в случае тяжелого поведенческого и когнитивного расстройства. В работе с гиперактивными детьми обычно используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. 

2.Синдром имеет три разновидности расстройства: СДВГ-ПДВ или СДВГ-ПВ, характеризуемый дефицитом внимания; СДВГ-ГИ, характеризуемый гиперактивностью и СДВГ-Г, характеризуемый импульсивностью. Существует смешанный СДВГ-С, включающий в себя все три симптома. Каждый из разновидностей имеет свои симптомы, с которыми ознакомитесь чуть позже.

3.Синдром чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (от 3:1 до 9:1, что примерно составляет от 1-2% до 25-30%).

4.Причины возникновения синдрома у детей характеризуются органическими нарушениями:

  • Общее ухудшение экологической ситуации.
  • Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
  • Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
  • Угрозы выкидыша.
  • Хронические заболевания матери.
  • Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
  • Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
  • Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств.
  • Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

По результатам исследования Н.Н.Заваденко, возникновение СДВГ по причине повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов встречается в 84% случаев.

5.Генетические факторы СДВГ до сих пор не изучены. Однако исследования Н.Н.Заваденко показали, что у 57% гиперактивных детей родители  в детстве проявляли признаки СДВГ.

6. По результатам исследования Н.Н.Заваденко, возникновение СДВГ по причине негативное действие внутрисемейных отношений встречается в 63% случаев.

На последний факт обратите особое внимание! Если привлечь к данной проблеме родителей, то отсеется большая часть «псевдо-гиперактивных» детей.

Теперь, уважаемые педагоги, перейдем к практике. Давайте создадим портрет гиперактивного ребенка. Для этого вспомните ваших «живчиков» и их особенности, а затем напишите, не повторяясь, это качество на этой доске.

Портрет наших «живчиков» готов! Теперь обратите внимание на один момент: все непоседы – разные. Кто-то действительно обладает синдромом СДВГ, а кто-то лишь копирует его поведение, рассматривая это как игру. Поэтому посмотрите на симптомы каждой разновидности СДВГ (приложение 2).

Напомню еще раз, что говорить о дефиците внимания, гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если перечисленные признаки наблюдаются у ребенка, по меньшей мере, в течение 6 месяцев и выражаются постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Помимо поведенческих признаков гиперактивности, имеется ряд особенностей эмоциональной сферы.

  1. Гиперактивные дети не способны долго хранить обиду или вынашивать план мести, не склонны к запланированной целенаправленной агрессии. Обиды они забывают быстро, вчерашний обидчик или обиженный им сегодня их лучший друг. Но в запале драки, когда окончательно отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки.
  2. Все чувства такого ребенка достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Поэтому если такой ребенок не корректирует свое поведение из – за недомогания матери, усталости отца или неприятностей, постигших приятеля, то он вовсе не бесчувственный эгоист. Скорее всего, он просто не заметил вышеперечисленного, потому что познание и оценка чувств и состояния окружающих людей – сложная аналитическая работа, требующая концентрации внимания на них и большого напряжения.
  3. Отношения со сверстниками у детей с признаками СДВГ могут складываться по-разному, в зависимости от степени проявления синдрома. Почти всегда такие дети очень общительны, легко знакомятся как с ровесниками, так и с взрослыми. У дошкольника с признаками гиперактивности почти всегда много приятелей, однако, не смотря, на общительность ему редко удается выстроить длительные и глубокие дружеские отношения, потому что настоящая дружба требует «учета» чувств, мнений и настроений другого человека. А это ребенку дается с трудом, и, когда он подрастет, иногда начинаются жалобы на то, что с ним никто не играет.
  4. Гиперактивный ребенок любит шумные, подвижные игры. Конечно, побегать любят все здоровые дети, но подрастая, они все больше времени уделяют тихим, сложным, ролевым играм или играм с «правилами». Ребенок с СДВГ не любит, а иногда просто не может играть в такие игры.
  5. К этой характеристике можно добавить слабую психо–эмоциональную устойчивость при неудачах, низкую самооценку, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из – за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потому трудноисправимая.

5.Разумеется, вовсе не у каждого ребенка с диагнозом «гиперактивный синдром» имеются вышеперечисленные особенности поведения. Все это может быть выражено слабее или сильнее, а что - то может вовсе отсутствовать.

Поэтому, уважаемые педагоги, прошу вернуться снова к вашим живчикам. Давайте вместе определим самые слабые места гиперактивных детей и запишем их на доске блоками. (ответы: внимание, речь, мелкая моторика, координация движения, нравственность, эмоции и чувства, общение с детьми и взрослыми, трудность освоения чтения, письма и счета, низкая самооценка.)

6.Теперь мы наглядно видим проблемы, с которыми нужно работать ежедневно. Давайте сначала поделимся своим опытом. Расскажите, какие приемы и методы используете в своей работе и насколько они эффективны.

Педагоги обмениваются опытом.

Давайте выработаем ряд рекомендаций по работе с гиперактивными детьми:

1.Понаблюдайте за гиперактивным ребенком, записывая в блокноте, сколько длится задание и через какое время требуется ему отдых, когда начинает крутиться, когда наступает предел его возможностей.

Обычно умственная деятельность гиперактивных детей циклична: продуктивно они могут работать 5 – 15 минут, затем 3 – 7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя.

2.Работать с ребенком только в первой половине дня.

3.Нагрузку для живчика уменьшаете по времени, а не по содержанию.

4.С каждым ребенком выстраиваете работу индивидуально. Используете тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

5.Включайте физминутки, психогимнастику, пальчиковые игры или дыхательные упражнения в свою деятельность.

6.Даете четкие и конкретные инструкции. Если задание большое, то делите на этапы.

7.Если ребенок совершил проступок, то пытаемся достучаться до осознания чувств. Если он не отвечает, сами озвучиваете проблему, делая акцент на эмоциях (Ты стукнул Лену, ей больно. Ты хочешь, чтоб она поступила с тобой также? Ты хочешь, чтобы она тебя также сильно ударила и сделала тебе больно? Как нужно поступить сейчас? Почему ты хочешь, чтобы тебе причинили боль? Ты хороший мальчик, но сейчас ты расстроил меня своим плохим поведением.).

7.Помните, что добиться того, чтобы ребенок с признаками гиперактивности, стал послушным и покладистым не удалось еще никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых. Занимаясь с гиперактивными детьми ежедневно, через два месяца можно увидеть реальные улучшения. Подробную памятку рекомендаций можете взять в группу (приложение 3).

Уважаемые педагоги, а сейчас предлагаю вам подборку игр, которые можете использовать в своей деятельности. Они не занимают много времени, но при ежедневном проведении могут дать положительный результат. (приложение 4).

(Краткий обзор игр по каждой категории, проигрывание нескольких игр «Ладошки», «Кто у нас пригожий», «Лужа», пальчиковая игра, «Снеговик», «Рубка дров»).

Проведение игр на развитие внимания:

  • «Ладошки»: красные – говорим громко, желтые – шепотом, зеленые – молчим.
  • «Найди отличия».
  • «Что изменилось на картинке» (совместное рисование со взрослым).
  • «Срисуй образец».
  • «Съедобное - не съедобное», «овощи-фрукты».
  • «Да и нет, не говорить, черное и белое не называть».
  •  «Руки-ноги» Прыгать на месте, выполняя движения: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Повторять 5-6 раз.
  • «Корректор»: на листе много предметов и дается задание какие-то предметы зачеркнуть, раскрасить, обвести в круг и т.д.
  • «Ушки на макушке». Дети сидят на своих местах и при определенном слове должны встать или прыгнуть.
  • «Шапка-невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.
  • «Море волнуется». (Замри – отомри).

Проведение игр на развитие речи:

  •  «Говори». Педагог задает вопросы, но отвечать можно, если услышит «говори». 
  • «Волшебный ковер» целесообразно применять с гиперактивными детьми до трех раз в день в специально отведенное время. Это место для пазлов, чтения… Выступая в роли «волшебного», коврик превращается для ребенка в место, где он может «спрятаться». Благодаря ему можно «перемещаться» в новые миры и страны, тогда коврик оказывается для ребенка «средством передвижения», «комнатой», «необитаемым островом», «замком» и т. д. «Поездки» и иные виды игр не должны быть связаны с наказанием и всегда должны вызывать у ребенка положительные ассоциации. Если ребенок «едет» со взрослым, никто из них не должен уходить с коврика раньше времени или до тех пор, пока задача не будет решена.
  • «Расскажи сказку» по картинке, придумать про какой-то предмет или про инсценировать при помощи перчаточных кукол.

Проведение игр на развитие мелкой моторики

  • «Колечко». Как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
  • «Кулак - ребро – кулак». Сжать левую руку в кулак, развернуть его пальцами к себе, большой палец отставить в сторону. Ребром выпрямленной ладони правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Поменять положение рук. Повторить упражнение 6-8 раз.
  • «Лягушка». Сесть за стол. Положить руки на стол: одна рука лежит на столе ладонью вниз, вторая сжата в кулак. Быстро менять положение рук.
  • «Замок». Скрестить ладони, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки ладонями от себя. Двигать пальцем, который укажет педагог. Палец должен двигаться точно и четко.
  • «Сомни и попади». Нужно смять бумагу в комочек и попасть в корзину.
  • «Разорви». Газету нужно рвать на ровные полоски указательным и большим пальцем.
  • Лепка с крупой, спичками, пуговицами.

 Проведение игр на развитие координации движений

  • «Три движения». Взрослый делает три простых движения и дети должны потом повторить сами.
  • Будь внимателен. Дети свободно маршируют под музыку. В ходе команды, дети должны изобразить «зайчиков» (прыжки), «лошадок» (удары ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом), «раков» – дети пятятся, как раки; «птиц» – дети имитируют полет птицы; «аистов» – стоят на одной ноге; «лягушек» – присесть и скакать вприсядку; «собачек» – согнуть руки (собака служит) и лаять; «курочек» – дети ходят, «ищут зерна», произносят «ко-ко-ко!»; «коров» – дети встают на руки и ноги и произносят «му-у-у!».
  • «Буратино». И. п.: стоя. Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге. Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге.
  • «Пчелка». И. п.: стоя. Все участники "превращаются" в пчелок, которые "летают" и громко жужжат. По сигналу "Ночь" - пчелки садятся и замирают. "День" - снова летают и громко жужжат.
  • Любые хороводные игры («Кто у нас пригожий», «Карусели».

Проведение игр на развитие нравственности

  • «Что такое хорошо и что такое плохо». Рассматривание картин, изображающих плохие и хорошие поступки. Чтение нравственных произведений и их обсуждение. Проигрывание с куклами.
  • «Самый вежливый». Даются ситуации, а ребенок должен дать ответ. За вежливый ответ дается жетон.
  • «Лужа». Дети сидят на стуле, взрослый по одному собирает их со словами «Иду-иду, друга я себе найду!». Пока не замыкают круг. Затем водят хоровод со словами «Ой, детишки, вы куда? Посмотрите: здесь вода!». Дети останавливаются и смотрят со словами «ой, вода! Ой, вода! Вот беда, так беда»!». Они качают головой, поворачиваются спиною и прыгают со словами «Прыг-скок! Скок-поскок!». При словах ведущего приседают в лужу «Прыгал. Бегал и скакал, вот и в лужу ты попал». Далее каждый по цепочке подымают ребенка из лужи.

Проведение игр на развитие эмоций и чувств

  • «Снеговик». - ребенку предстоит сыграть роль снеговика. Наступила зима. Слепили дети снеговика во дворе. Красивый получился у них снеговик. «Нужно предложить ребенку изобразить снеговика». Есть у снеговика голова, руки торчащие в разные стороны, а стоит он на двух крепеньких ножках. Ночью подул сильный и холодный ветер, наш снеговик стал замерзать. Сначала у него замерзла голова (нужно напрячь мышцы головы и шеи, потом туловище (нужно напрячь мышцы всего туловища, руки (напрячь мышцы рук, а затем ноги (нужно напрячь мышцы ног). Но настало утро, утих ветер и наш снеговик стал разогреваться. Сначала у него согрелась голова (нужно расслабить мышцы головы, затем туловище (расслабляются мышцы туловища, потом руки и ноги. Это упражнение помогает расслабить почти все мышцы тела, и тем самым приводит в норму нервную систему ребенка.
  • «Давайте поздороваемся». По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинками. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
  • «Царевна Несмеяна». Один из участников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны.
  • «Разговор с руками». Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2–3 дней (сегодняшнего вечера или еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть– и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
  • «Рубка дров». Каждый участник должен представить, что он рубит дрова, пантомимически поставить полено на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить на полено. При этом громко выкрикнуть: "Ха". Повторить действия несколько раз. Выполнять упражнение в течение 2-х мин.
  • «Кораблик». Представьте, что вы на корабле. Качает. Прижимаем по очереди ноги к полу, чтобы не упасть. Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем.

Проведение игр на развитие общения с детьми и взрослыми

  • «Менялки». Дети сидят в кругу и меняются друг с другом по какому-то признаку (светлые волосы, красные бантики и прочее).
  • «Неожиданные картинки». Совместная коллективная работа.
  • «Принц на цыпочках». Сесть в круг. Один ребенок играет роль принца. Принц - на цыпочках неслышными шагами подходит к одному из участников группы, дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся принц, должен бесшумно следовать за ним. Королевская свита должна держаться с достоинством, спокойно и элегантно. Когда в свиту войдут все участники, принц оборачивается, раскрывает руки и говорит: "Благодарю вас, господа!" После чего все возвращаются на свои места.

Проведение игр на освоения чтения, письма и счета. 

  • Пальчиковые игры со счетом. «На моей руке пять пальцев. Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить.

Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять!» Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

  • Прописи и раскраски, где нужно дочертить линии.

Проведение игр на развитие самооценки

  • «Обыкновенное чудо». Для этой игры понадобится обыкновенный камень, найденный на улице. Желательно, чтобы он был шероховатый, с острыми гранями и не очень приятный на ощупь. Вы — ведущий. Возьмите в руку камень. Ощупайте его. Скажите участникам: «У меня в руке камень. Он тяжелый (движение вашей руки вверх-вниз имитирует взвешивание), холодный, неприятный на ощупь (ваша мимика должна соответствовать вашим ощущениям, которыми вы сейчас делитесь), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (назовите имя сидящего рядом с вами игрока). Вы берете камень в ладони, сжимаете их и произносите: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу». С этими словами Вы передаете камень игроку, сидящему слева от Вас».

Камень находится в руках ребенка. Спросите его: «Что ты ощущаешь? Тяжелый ли этот камень? (Сопровождайте свой вопрос движениями рук, имитирующих взвешивание). Правда, тяжелый?

А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? (Если игрок затрудняется с ответом, то предложите ему для сравнения провести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень). Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? (Если игрок испытывает трудности при ответе, то предложите ему для сравнения похожий камень, который "не побывал" еще ни в чьих руках).

Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делал(а), о чем просил(а) камень? Сейчас мы сделаем с тобой то же самое — совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства другу».

Текст можно адаптировать, учитывая речевые возможности ребенка. Если он не имеет возможности говорить, пусть просто согревает камень в руках. Вы произнесете этот текст сами. Самое главное — помочь ребенку приобрести опыт «сотворения чуда».

Далее камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к Вам. Вы говорите игрокам: «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!»

8. Подход к адаптации в коллективе сверстников ребенка имеющего признаки гиперактивности должен быть комплексным.  В тесном сотрудничестве педагоги, специалисты и, конечно же, родители находят индивидуальные методы и приемы воспитания конкретного малыша. В противном случае все усилия взрослых могут быть напрасными. Для этого проводите мастер-классы для мам и пап, показывайте, как говорить, что делать, какими приемами пользоваться. Можете воспользоваться советами доктора Д. Реншоу для родителей гиперактивных детей (приложение 5).

Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах.

Некоторые ученые утверждают, что гиперактивность это не проблема, а задача для взрослых.  И чем сложнее ее решение, тем большее удовлетворение принесёт результат. Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Александра Пушкина, Александра Македонского, Фёдора Достоевского.

А в заключении я вам предлагаю высказать свое мнение о нашей встрече, что понравилось, что узнали нового, что будете использовать в своей работе.

Педагог-психолог Дюбина-Лайкова С.С. ___________

Используемая литература

  1. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, -  2001.  
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. 208 с.
  3. Лютова К.К. , Монина Г.Б. Трентнг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб., Речь, 2005. 190 с.
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь.  - СПб., Речь, 2007. 186 с.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка в сад http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/12/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-giperaktivnogo-rebenka-v-dou
  6. Родительское собрание «Загадки гиперактивных детей» http://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-zagadki-giperaktivnyh-detei.html
  7. Смирнова Е.О. Конфликтные дети. – М.: Эксмо, 2010. – 176 с.
  8. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с

Приложение 1

Пословицы, разделенные на две части

1 Дитятко – что тесто:                       2 как замесил, так и взошло.

1 Без заботы и                                    2 репу не вырастишь.

1 В согласном стаде                          2 волк не страшен.

1 Терпенье и труд                             2 всё перетрут.

1 Капля по капле                              2 и камень точит.

1 Ласковым словом                         2 многого добьешься.

1 Учить доброму,                            2 так худое на ум не пойдет

1 Чем бы дитя ни тешилось,          2 лишь бы не плакало.

1 Нашего непоседы                        2 ни дома, ни у соседа.

1 Детки —                                      2 деткам рознь.

1 Кто детям потакает,                   2 тот сам плачет.

1 Плетью и                                    2 дубиной не научишь.

1 Умный ребенок слова боится,  2  а глупому и побои не впрок.

1 Маленькие детки — маленькие бедки,  

2 а большие детки — и большие бедки.

1 Детей наказывай стыдом,          2        а не кнутом.

1 Наемная рука хорошо бьет ребенка,  

2 да плохо ласкает.

1 Детушек воспитать —               2 не курочек пересчитать.

1 Детям не порча — игрушка,     2 а порча — худая прислужка.

Приложение 2

Синдром имеет три разновидности расстройства: СДВГ-ПДВ или СДВГ-ПВ, характеризуемый дефицитом внимания; СДВГ-ГИ, характеризуемый гиперактивностью и СДВГ-Г, характеризуемый импульсивностью. Существует смешанный СДВГ-С, включающий в себя все три симптома.

СДВГ с дефицитом внимания (невнимательность):

  1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Не в состоянии вслушаться в обращенную к нему речь, поэтому взрослые могут сделать ошибочный вывод, что ребенок игнорирует слова и замечания окружающих.
  3. Не умеет доводить выполняемую работу до конца. Не в состоянии усвоить инструкцию, правила работы и следовать им.
  4. Ребенку сложно организовать собственную деятельность, старается уклониться от длительной умственной деятельности.
  5. Часто теряет личные вещи.
  6. Часто отвлекается на любой незначительный раздражитель.
  7. Постоянно все забывает.
  8. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  9. Часто ломает все предметы подряд (в то же время делает вид, что не он это делал).

СДВГ с гиперактивностью:

  1. Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, суетлив, часто беспричинно двигает кистями рук, ногами,
  2. Совершает многочисленные посторонние движения, которых ребенок часто вовсе не замечает,
  3. Извивается как уж, вскакивает, когда остальные дети делают задания, ходит по группе во время НОД.
  4. Все движения ребенка бесцельны. Он бегает, прыгает, снова влезает куда – то, вертится как волчок, пренебрегая безопасностью.
  5. Для ребенка не доступны тихие игры, он не знает, что такое отдыхать, сидеть спокойно.
  6. В большинстве случаев много разговаривает.
  7. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  10. Ребенок спит меньше, чем его сверстники.
  11. Двигательная активность выше, чем у других детей (даже во сне).
  12. Во время сна раскрывается, всё время ворочается, сбивает простыню, сбрасывает на пол одеяло, при этом спит «свернувшись калачиком».
  13. В двигательной сфере обычно обнаруживается нарушенная координация, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иглу, в дальнейшем, несформированность почерка).

СДВГ с импульсивностью:

  1. Ребенок быстро реагирует на ситуацию.
  2. Неадекватно оценивает требования задания.
  3. Он дает ответы на вопрос, не дослушав его.
  4. Ребенок очень небрежен, невнимателен, беспечен и легкомысленный.
  5. Может без причины сломать чужую игрушку или другую собственность.
  6. Не видит потенциально разрушительных последствий от своих действий.
  7. Может совершить любую глупость перед сверстниками, демонстрируя «смелость», не обращая внимания на риски.
  8. Не может дождаться своей очереди.
  9. Вмешивается в разговоры, в игры.
  10. Пристает к окружающим.
  11. Может без разрешения встать и выйти из группы.
  12. Не умеет подчиняться правилам и регулировать свои действия.
  13. Часто повышает голос.
  14. У ребенка часто меняется настроение.

Приложение 3

Рекомендации воспитателям в работе с гиперактивными детьми

1. Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, импульсивностью и дефицитом внимания, обратите внимание на особенности этих проявлений.

2. Помните: умственная деятельность гиперактивных детей циклична: продуктивно они могут работать 5 – 15 минут, затем 3 – 7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребёнок отвлекается и не реагирует на воспитателя.

3. Работать с ребёнком с признаками гиперактивности целесообразнее в первую половину дня, а не вечером.

4. Уменьшить нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчить её.

5. Стройте работу с гиперактивным ребёнком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя. Использовать тактильный контакт (Элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

6. Включайте в деятельность детей дополнительные физминутки.

7. Предоставьте ребёнку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.

8. Договаривайтесь с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

9. Давайте короткие, чёткие и конкретные инструкции.

10. Направляйте его неудержимую энергию в полезное русло.

11. Придерживайтесь позитивной модели общения. Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех.

12. Поощряйте ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

13. Используйте гибкую систему поощрений и наказаний.

14. Избегайте завышенных или заниженных требований.

15. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями.

16. Большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое.

17. Создавайте ситуации, в которых ребёнок с признаками гиперактивности может показать свои сильные стороны.

18. Игнорируйте незначительные негативные поступки. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан малыш.

19. Терпеливо обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

20. Профессионально регулируйте взаимоотношения с другими детьми.

21. Оставайтесь спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

22. Доведите до сведения родителей и окружающих, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшения состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.

Приложение 4

Упражнения и игры для гиперактивных детей

Найди отличие (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Три движения

Цель: развитие концентрации внимания.

Играть лучше группой. Водящий показывает движения: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; руки вытянуть перед собой на уровне груди; поднять руки вверх. Нужно попросить детей их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядок. Водящий показывает одно движение, называя при этом номер другого. Дети должны показывать только те, которые соответствуют их номеру.

Что исчезло?

Перед каждым ребенком разложены предметы. Нужно внимательно посмотреть на них и запомнить. Закрыть глаза (в это время педагог убирает один предмет). Задача - назвать исчезнувший предмет.

Нос — ухо — глаз.

Ведущий называет слово, а дети должны показать его.

При этом ведущий может «обманывать»: говорить «нос», а показывать «ухо» и т.д.

Дети должны быть очень внимательными, чтобы показать слово верно.

Летает — не летает

В игре взрослый называет слова и поднимает или опускает руки в зависимости от названного предмета.

Ребенок должен поднимать руки, если предмет летает, или опускает — если не летает.

Перед началом игры можно предупредить ребенка, что надо быть очень внимательным, т.к. вы можете его специально «обмануть».

Где чей домик?

Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками.

Ребенок должен определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Если задание для ребенка покажется сложным, разрешите ему сначала несколько раз выполнить задание, проводя карандашом по линиям, а затем попросите его справиться с заданием без «рисования».

Выкладывание узора из мозаики

Ребенку предлагается по образцу выложить из мозаики цифру, букву, простой узор и силуэт.

Выполнение задания предваряется такой инструкцией: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

Руки-ноги

Прыгать на месте, выполняя движения: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги врозь - руки врозь. Повторять 5-6 раз.

Корректор

Для игры нужна старая книга, газета, журнал или буквы набранные на компьютере в произвольном порядке, где есть большие тексты. Педагог просит вычеркнуть в тексте какую-то одну букву. На выполнение задания дается 5-10 мин. После того, как дети выполнили задание, следует проверить текст и похвалить детей. Можно усложнить задание: попросить детей вычеркнуть не одну, а три буквы разными способами: подчеркнуть, обвести в кружок, зачеркнуть.

Ожившие игрушки

Педагог просит обучающихся представить, что они находятся в магазине игрушек. Игрушки оживают и начинают двигаться так, чтобы не разбудить сторожа. Задача - изобразить какую-нибудь игрушку. Игра проходит в абсолютной тишине. Педагог также должен угадать, кого изображают дети.

Ушки на макушке

Дети сидят на своих местах. Педагог договаривается с детьми, что сейчас он будет произносить разные слова, когда они услышат определенный звук (например, "с"), то должны встать с места. Если такого звука нет - оставаться на месте.

Слушай хлопки (М.И. Чистякова)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять «позу аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять «позу лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Кричалки – шепталки-молчалки (И.В. Шевцова)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.

Из разноцветного картона сделать сигналы – 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» – можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

Повтори за мной.

Первый участник демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель в расчете на то, что их сложно повторить. Если соперник не сумел точно воспроизвести задание, автор должен сам повторить свои действия, в противном случае он же и выбывает. Если автор воспроизвел свою модель, то выбывает соперник. Если же последний справился с заданием, то уже он предлагает следующему свой образец для повтора.

Шапка-невидимка.

В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

Давайте поздороваемся.

По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Будь внимателен.

Дети свободно маршируют под музыку. В ходе игры ведущий дает команды, дети реализуют движение в соответствии с командой: «зайчики» – прыжки с имитацией движений зайца; «лошадки» – удары ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом; «раки» – дети пятятся, как раки; «птицы»– дети  имитируют полет птицы; «аист» – стоять на одной ноге; «лягушка» – присесть и скакать вприсядку; «собачки» – согнуть руки (собака служит) и лаять; «курочки» – дети ходят, «ищут зерна», произносят «ко-ко-ко!»; «коровки» – дети встают на руки и ноги и произносят «му-у-у!».

Четыре стихии.

По команде ведущего ребенок, сидя на стуле, выполняет определенное движение руками: «земля» – опустить руки вниз; «вода» – вытянуть руки вперед; «воздух» – поднять руки вверх; «огонь» – вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах.

Пожалуйста.

Ведущий показывает движения, а ребенок выполняет их только в том случае, если ведущий произносит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными. Вместо слова «пожалуйста» можно добавлять и другие, например «Король сказал», «Командир приказал».

Говори!

Сказать детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Послушай тишину.

По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу или по желанию рассказывают, какие звуки они услышали.

Чайничек с крышечкой.

Игроки, сидя на стульях, образуют круг. Каждый пропевает песенку:

Пар идет с дырочки, дырочка - в шишечке, шишечка - на крышечке, крышечка - на чайничке, сопровождая ее жестами.

Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней).

Крышечка - на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком),

Шишечка - на крышечке (вертикальные движения кулаками),

Дырочка - в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки),

Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки).

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются. Гу-гу-гу!

Крышечка - на чайничке. И т.д.

        Магазин зеркал.

Цель: развивать наблюдательность.

Дети делятся па две команды: «зеркала» и «обезьянки». Обезьянки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы зеркала должны точно отразить их движения п выражения лиц. Затем дети- зеркала становятся в ряд, каждая обезьянка выбирает зеркало, подбегает к нему, кривляется, дурачится. Зеркало в точности копирует движения обезьянки. Взрослый следит за ходом игры и, если нужно, помогает детям.

Буратино.

Цель: развитие навыков двигательного контроля.

И. п.: стоя. Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге. Поднять правую руку вверх и подпрыгнуть на правой ноге; поднять левую руку вверх и подпрыгнуть на левой ноге.

Пчелка

Цель: развитие навыков двигательного контроля.

И. п.: стоя. Все участники "превращаются" в пчелок, которые "летают" и громко жужжат. По сигналу "Ночь" - пчелки садятся и замирают. "День" - снова летают и громко жужжат.

Передай мяч

Цель: снятие двигательного напряжения.

И. п.: стоя. Один участник встает перед всеми и бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч ребенок бросает его другому. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает в руках у каждого ребенка.

Костер.

Сесть в круг, представить, что в центре круга - костер. Выполнить команды учителя:

  • "жарко" - отодвинуться от воображаемого костра;
  • "руки замерзли" - протянуть руки к костру;
  • "ой, какой большой костер" - встать и помахать руками;
  • "искры полетели" - похлопать в ладоши;
  • "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.

Клубочек.

Расшалившемуся ребенка можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».

Царевна Несмеяна.

Один из участников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны.

«Волшебные пузырьки»

 Цель. развивать произвольность и самоконтроль.

И.п. сидя. Детям предлагают расслабить мышцы живота, делать вдох, надувая в животе шарик, например, красною цвета («держать дыхание).сделать выдох, втянув живот как можно сильнее, пауза. И все сначала в той же последовательности. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Пчелки

Цель: Развивать произвольность, осознанность поведения и умение выполнять правила.

Материал. Маски пчелок.

Участники делятся на «пчелок» и «игроков». Пчелки размещаются за одной чертой, игроки за другой. Игроки идут, высоко поднимая колени и приговаривая:

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал

Не споткнулся, не упал.

На этом слове они останавливаются вблизи от пчелок.

Игроки.  Глянь, из дупла высокой елки

                 Вылетают злые пчелки!

Пчелки. Ж-ж-ж! хотим кусать!

Игроки. Быстроногих не догнать!

                Нам не страшен этот рой.

                Убежим скорей домой!

На последнее слово игроки убегают за первую черту. За ними гонятся пчелки. Каждая хочет «ужалить», т.е. коснуться кого-нибудь рукой.

Космонавты.

Цель: развивать внимание. 

Материал. Пять обручей «ракетодромы», круги - «места в ракете», ленты разных цветов - «маршруты».

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на планеты.

На какую захотим.

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места пет!

На последнее слово дети разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее запять места на любой из пяти ракет - нарисованного контурного изображения. Внутри контура обозначено два-пять кружков (мест), а сбоку от него маршрут (красный, зеленый, синий круги или другие геометрические фигуры).

Для всех желающих участников игры мест в ракетах не хватает. Опоздавшие космонавты собираются к центру круга, а занявшие места громко трижды объявляют свои маршруты, показывая этим, что они совершают прогулку по космосу.

Затем участники собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось при повторении «полета» три раза снова замять места в ракете и совершить эти три полета.

Тренировка усидчивости

Скамья запасных.

Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

Восковая скульптура.

До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".

Менялки

Сесть в круг, выбрать водящего (при помощи любой считалки), который встает и выносит свой стул за круг. Стульев становится на один меньше, чем играющих. Водящий говорит: "Меняются местами те ребята, у кого светлые волосы" и т. д. Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. Водящий старается занять свободное место.

Неожиданные картинки.

Сесть в круг, приготовить восковые мелки и подписанные листы белого картона. По команде педагога рисовать какую-нибудь картинку, по следующей команде передать ее соседу справа. Продолжать дорисовывать незаконченную картинку соседа. Игра продолжается до тех пор, пока рисунки не сделают полный круг.

Принц на цыпочках.

Сесть в круг. Один ребенок играет роль принца. Принц - на цыпочках неслышными шагами подходит к одному из участников группы, дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся принц, должен бесшумно следовать за ним. Королевская свита должна держаться с достоинством, спокойно и элегантно. Когда в свиту войдут все участники, принц оборачивается, раскрывает руки и говорит: "Благодарю вас, господа!" После чего все возвращаются на свои места.

Колечко.

Цель: развитие мелкой моторики рук, развивать двигательный контроль.

Как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Кулак - ребро – кулак.

Цель: развивать координацию движений пальцев и кистей рук.

Сжать левую руку в кулак, развернуть его пальцами к себе, большой палец отставить в сторону. Ребром выпрямленной ладони правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Поменять положение рук. Повторить упражнение 6-8 раз.

Лягушка.

Цель: развитие мелкой моторики, произвольность регуляции деятельности.

Сесть за стол. Положить руки на стол: одна рука лежит на столе ладонью вниз, вторая сжата в кулак. Быстро менять положение рук.

Замок.

Цель: развитие мелкой моторики, произвольность регуляции деятельности.

Скрестить ладони, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки ладонями от себя. Двигать пальцем, который укажет педагог. Палец должен двигаться точно и четко.

Змейки.

Цель: развитие мелкой моторики, произвольность регуляции деятельности.

Представить, что пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться, вращаясь вправо и влево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала "смотрят" от ребенка, потом друг на друга.

Варианты усложнения упражнений:

  • выполнять со слегка прикушенным языком;
  • с закрытыми глазами;
  • со слегка прикушенным языком и закрытыми глазами.

Короткие упражнения:

Цель: развитие мелкой моторики рук, развивать двигательный контроль.

  • размять поочередно пальцы левой руки, затем правой;
  • стряхивать с рук воображаемые капли воды (6-7 раз);
  • "поиграем на пианино" (пальцы двигаются как при игре на инструменте).

Загораем

Цель: расслабление мышц ног. Исходное положение (далее - и. п.): лежа.

Педагог: Давайте ляжем, представим себе, что ноги загорают на солнце. Поднимите ноги и держите на весу. Ноги напряглись, стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - пауза. Выдох - пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... держим... напрягаем...

Загораем! Отпускаем.

Кораблик.

Цель: расслабление мышц ног. И. п.: стоя.

Педагог: Представьте, что вы на корабле. Качает. Прижимаем по очереди ноги к полу, чтобы не упасть.

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

 Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Штанга.

Цель: расслабление мышц ног, рук, корпуса. И. п.: стоя.

Педагог: Встаньте. Представьте себе, что вы поднимаете тяжелую штангу.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклон вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, поднять руки вверх).

Крепко держим... и бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно!

Любопытная Варвара.

Цель: расслабление мышц шеи. И.п.: стоя, сидя.

Педагог: (дети повторяют движения, о которых говорит педагог):

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо.

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно -

Расслабление приятно!

Вдруг посмотрит она вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шарик.

Цель: расслабление мышц живота. И. п.: стоя.

Педагог: Представьте, что вы надуваете воздушный шарик. Положите руку на живот.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (выполнить вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем (выполнить выдох),

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Раскачивающееся дерево.

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Педагог предлагает детям представить себя деревом. Корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова. Начинает дуть ветер. Дерево качается вправо - влево, вперед - назад (по 3-5 раз). При выполнении упражнения следует соблюдать ритмичность дыхания.

Парусник.

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Педагог: А теперь представим, что каждый из нас - лодка с парусом. Подул ветерок и парус расправился. Ветер утих - парус сник.

Сотвори солнце в себе.

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя, сидя.

Педагог: Солнце всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Мы направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем (руки развести в стороны перед собой).

Солнышко.

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Педагог: Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Гора

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

Педагог:  Спину держите ровно, голову не наклоняйте, руки опустите вниз. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половинка горы говорит: "Сила во мне!" - и тянется вверх. Другая говорит: "Нет, сила во мне!" - и тоже тянется вверх. "Нет! - решили они, - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих". Потянулись вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

Деревце.

Цель: общая релаксация, выработка осанки. И. п.: стоя.

Педагог:  Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Делаем спокойно вдох и выдох, плавно поднимаем руки вверх. Держим их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Тянемся всем телом. Вытягиваясь вверх, представляем крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опускаем руки и расслабляемся.

Голубое небо.

Цель: общая релаксация.

Сесть прямо, положить руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представить, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д.) Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.

Превращения.

Цель: общая релаксация. И. п.: стоя.

"Жираф": движения головой вверх-вниз, круговые движения вправо-влево. "Осьминог": круговые движения плечами назад-вперед, плечи поднять, опустить (оба плеча одновременно, затем по очереди).

"Птица": руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад-вперед. "Обезьяна": наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево. "Лошадь": поднимать по очереди ноги, сгибая в коленях.

"Аист": подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).

"Кошка": потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем - левую.

 Обыкновенное чудо

Для этой игры вам понадобится обыкновенный камень, найденный на улице. Желательно, чтобы он был шероховатый, с острыми гранями и не очень приятный на ощупь.

В игре могут принимать участие 2, 3, 4 и более человек.

Разместитесь на ковре (диванах, стульях) поудобнее. Так, чтобы все игроки видели друг друга. Теперь можно начинать игру.

Вы — ведущий. Возьмите в руку камень. Ощупайте его. Скажите участникам: «У меня в руке камень. Он тяжелый (движение вашей руки вверх-вниз имитирует взвешивание), холодный, неприятный на ощупь (ваша мимика должна соответствовать вашим ощущениям, которыми вы сейчас делитесь), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (назовите имя сидящего рядом с вами игрока). Вы берете камень в ладони, сжимаете их и произносите: "Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу". С этими словами Вы передаете камень игроку, сидящему слева от Вас».

Камень находится в руках ребенка. Спросите его: «Что ты ощущаешь? Тяжелый ли этот камень? (сопровождайте свой вопрос движениями рук, имитирующих взвешивание). Правда, тяжелый?

А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? (Если игрок затрудняется с ответом, то предложите ему для сравнения провести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень). Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? (Если игрок испытывает трудности при ответе, то предложите ему для сравнения похожий камень, который "не побывал" еще ни в чьих руках).

Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делал(а), о чем просил(а) камень? Сейчас мы сделаем с тобой то же самое — совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: "Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства другу".

Текст можно адаптировать, учитывая речевые возможности ребенка. Если он не имеет возможности говорить, пусть просто согревает камень в руках. Вы произнесете этот текст сами. Самое главное — помочь ребенку приобрести опыт «сотворения чуда».

Далее камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к Вам. Вы говорите игрокам: «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!»

Комментарий. Эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и оречевлять их, тем самым обучая основам самоанализа. Помимо этого очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо благодаря теплу своих рук и сердца.

Важно обсуждать с игроками каждую прожитую ситуацию, каждую проведенную игру. Если ребята могут говорить, побеседуйте с ними, задавая следующие вопросы:

—  Понравилась ли тебе игра?

—  Что ты чувствовал, когда держал камень? Если ребята умеют читать, заготовьте карточки,

на которых будут написаны опорные фразы: красным цветом — позитивные эмоции и чувства, а черным — негативные. Например: «Мне было приятно. Это было здорово!» «Мне понравилось держать в руках теплый камень и греть его. Это было весело».  «Это что-то новенькое. Хорошо!» Или:  «Мне было неприятно». «Это просто ужасно — держать в руке камень!» «Мне не понравилась эта игра». «Я ничего не понял(а)».

Предложите ребятам выбрать ту карточку, надпись на которой соответствует их чувствам. Если необходимо, прочитайте надписи сами, перебирая карточки. Попросите ребят повторять за вами ту фразу, которая им понравилась. Обсудите ее.

Если ребята не говорят и не читают, но знают цвета, то можно предложить им выбрать одну из цветных полосок: красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, серого, фиолетового, коричневого и черного цветов. Скажите ребятам: «Возьми ту полоску, цвет которой тебе нравится больше всего».

Выбранный участником игры цвет соответствует его настроению и состоянию в данный момент и отражает те чувства, которые игрок испытал во время игры.

Красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый цвета — отразят позитивные чувства, а черный, коричневый, серый — негативные. Если вам необходимо провести более детальное обследование, то обратитесь к тесту Макса Люшера.

Приложение 5

Рекомендации для родителей гиперактивных детей доктора Д.Реншоу.

1. Проявляйте последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер наказания.

2. Следите за своей речью, говорите медленно, спокойным тоном.

Чувство гнева и возмущения - это нормальное явление, но оно поддаётся контролю и совсем не означает, что вы не любите своего ребёнка.

3. Старайтесь, по возможности, держать свои эмоции в охлаждённом состоянии, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.

Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как бы незначительны они ни были. Кто ищет хорошее, тот обязательно его находит.

4. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить: «Нет», «Прекрати», «Нельзя».

5. Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от личностных качеств своего ребёнка. Например, советую говорить так: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому».

6. Предлагайте ребёнку очень чёткое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня, в котором определите время утреннего подъёма, еды, игры, просмотра телевизора, для занятий, работы по дому и отхода ко сну.

Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, так как ребёнок всё равно будет его нарушать. Постепенно такая организация жизни будет действовать на него успокаивающе. Он обретёт уверенность и сможет в дальнейшем многое делать самостоятельно.

7. Учите ребёнка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки, пока он не научится выполнять их так, как надо.

Для закрепления различных навыков и умений ребёнку с повышенной активностью требуется больше времени, чем здоровым детям. Проявляйте терпение, не раздражайтесь, повторяйте обучение снова и снова.

8. Постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть, которая будет его собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её оформлении. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребёнок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой ничего его не отвлекает.

Простота, ясные, спокойные цвета и порядок помогают сконцентрировать внимание. Ребёнок, у которого повышена активность, не в состоянии сам отфильтровывать внешние возбудители, сделать так, чтобы ничто постороннее не мешало ему заниматься делом.

9. Предлагайте ребёнку не больше одного дела одновременно; давайте ему только одну-единственную игрушку; прежде чем он займётся раскрашиванием, уберите со стола всё лишнее; когда ребёнок садится делать уроки, выключайте радио и телевизор.

10. Определите для ребёнка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем. Советую отмечать и хвалить усилия ребёнка, даже если результаты далеки от совершенства.

11. Старайтесь расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребёнка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В этих случаях полезно увести ребёнка на несколько минут из зоны конфликта в «священную рощу» - его комнату.

12. Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее двумя детьми одновременно из-за того, что ребёнок слишком легко возбуждается. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, так как здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на направление игры или занятий. Объясните маленьким гостям правила, действующие в вашем доме.

13. Старайтесь не проявлять к ребёнку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не обнаруживайте своих страхов за него, но не допускайте и всепрощения. Помните, что его нервная система находится в особом состоянии, но она поддаётся улучшению и управлению.

14. Помните названия и дозы лекарств, которые выписаны ребёнку. Давайте их регулярно. Следите за их воздействием на ребёнка и сообщайте об этом лечащему врачу.



Предварительный просмотр:

Откуда берутся гиперактивные дети?

F:\общая\черновик\гипир дити\ECTLHjNVjCY.jpg

У Непоседы ручки -

Хваталки и липучки.

У Непоседы ножки -

Две шустрые рыбешки.

У Непоседы глазки -

Хитрей таежной ласки.

У Непоседы язычок

Во рту стрекочет, как сверчок!

А. Кымытваль

В последнее время появляется все больше детей «непосед». Они не могут посидеть на месте, реагируют на все звуки, хватаются за всё сразу и бросают дела незаконченными.

Непоседы не слышат обращенную к ним речь взрослого, постоянно теряют вещи, перебивают собеседника, нетерпеливы и невнимательны. Они без умолку болтают, не подчиняются правилам, не умеют общаться с детьми и взрослыми.

Это вполне нормальное поведение для младшего дошкольника. Но если так поступает ребенок 6-7 лет в любой обстановке, то скорее всего ему присуща гиперактивность. В науке такое явление называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Н.Н. Заваденко в своих работах выделяет 3 причины появления гиперактивности у ребенка:

  1. 84% - повреждение нервной центральной системы в период беременности и родов (инфекции, действие лекарств, угроза выкидыша, кесарево сечение, затяжные роды, отравление наркозом, родовые осложнения и т.д.);
  2. 63% - негативно окрашенные внутрисемейные отношения (крики, ссоры, унижения и т.д.);
  3. 57% - генетическая предрасположенность.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности в легкой форме не сказывается на здоровье ребенка, но вызывает трудности при поступлении в детский сад и в школу. Дошкольнику сложно смириться с дисциплиной, трудно усвоить материал занятий, тяжело общаться с детьми.

Рекомендации для родителей гиперактивных детей доктора Д.Реншоу.

1. Будьте последовательны в соблюдении установленных правил.

2. Следите за своей речью, говорите медленно, спокойным тоном.

3. Старайтесь держать свои негативные эмоции «при себе».

4. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования («Нет», «Прекрати», «Нельзя»). Например, советую говорить так: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому» или «Мы пойдем на улицу, когда потеплеет. Сейчас холодно.».

5. Составьте и соблюдайте четкий распорядок дня.

6. Периодически усложняйте для ребенка любые задания.

7. В комнате ребенка избегайте любых раздражителей. Простота, ясные, спокойные цвета и порядок помогают сконцентрировать внимание.

8. Предлагайте ребенку не больше одного дела одновременно.

9. Старайтесь расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребёнка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В этих случаях полезно увести ребёнка на несколько минут из зоны конфликта в «священную рощу» - его комнату.

10. Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее двумя детьми одновременно из-за того, что ребёнок слишком легко возбуждается. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, так как здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на направление игры или занятий. Объясните маленьким гостям правила, действующие в вашем доме.

11. Старайтесь не проявлять к ребёнку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не обнаруживайте своих страхов за него, но не допускайте и всепрощения. Помните, что его нервная система находится в особом состоянии, но она поддаётся улучшению и управлению.

12. Следите, чтобы ребенок выполнил задание от начала до конца. Хвалите за малейшие успехи. Будьте внимательны, терпеливы и спокойны в разговоре с ребенком.

В помощь родителям: игры и занятия для гиперактивных детей.

При обучении у гиперактивных детей возникают трудности в обучении, что связано с невнимательностью, неусидчивостью, эмоциональностью, неразвитой мелкой моторикой.

Поэтому чаще с детьми лепим (пластилин, тесто, глина), рисуем (пальчиками, ватными палочками, кусочками поролона), делаете поделки из крупы (горох, фасоль, рис, гречка, манка). Также для развития мелкой моторики и уравновешивания нервной системы полезно рвать газету на тонкие полоски двумя пальцами, складывать фигурки из спичек, рисовать фигурки на песке или на противне с манной крупой.

Чтобы развить наблюдательность и внимание придумываем игры, где можно найти отличия. Например, ребенок рисует картинку, отворачивается, а взрослый дорисовывает какой-то элемент. Можно ставить перед ребенком несколько игрушек и потом, что-то убирать, добавлять или менять местоположение.

Игры «Съедобное-несъедобное», «Да и нет не говорить» как раз развивает внимательность. По этому образу можно называть овощи-фрукты, птицы-животные, цветы-деревья и т.д.

Чтобы развить координацию движений вместе с вниманием играйте в подвижные игры с правилами («Кошки-мышки», «Море волнуется раз», «Продавец красок»). Можно поиграть в игру «Летает – не летает» (взрослый называет слова, а ребенок поднимает или опускает руки в зависимости от названного предмета), «Руки-ноги» (взрослый постоянно меняет движения, а ребенок должен повторить: ноги вместе - руки врозь, ноги врозь - руки вместе, ноги врозь - руки врозь).

Приучайте ребенка к дисциплине и общению с детьми. Для этого подойдут любые коллективные игры с правилами. Можно поиграть в «Кричалки-шепталки-молчалки» (Из картона делаете детские красную, желтую и зеленую ладошку. При показе взрослым красной ладони можно громко говорить, при желтой – шептаться, а при зеленой – молчать. Заканчивать игру следует «молчалками».)

Понаблюдайте за своим ребенком. Посмотрите, сколько времени ему нужно для выполнения задания. Сколько времени он концентрируется на занятии и когда начинает отвлекаться. Ежедневно увеличивайте время на 1-2 минуты. Занимаясь с гиперактивным ребенком ежедневно по 20 минут, через два месяца вы получите первые улучшения.

Педагог-психолог МБДОУ д/с №290 Дюбина-Лайкова Светлана Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста»

В статье описаны причины, симптомы СДВГ и даны рекомендации для родителей....

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, ...

Консультация для родителей "Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

СДВГ-синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста

Сегодня СДВГ у детей – серьезная проблема для всего общества: не только медицинская, но и социальная. Таких детей, например, в России по разным оценкам от 4 до 18%, то есть это почти каждый пяты...

Консультация для педагогов «Как построить работу с детьми, у которых выраженные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью»

Многие дети приходят в школу недостаточно готовые к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к школьной дезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличие у ...