Организация работы с родителями детей с нарушениями слуха
статья по коррекционной педагогике на тему

Рафикова Рузалия Шагинуровна

О работе с родителями детей с нарушениями слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями детей с нарушениями слуха

     

Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Для маленьких детей семья – главная и почти единственная школа воспитания. Если они посещают детский сад, то воспитание осуществляется в единстве с семьей, специалистами-педагогами, учителем-дефектологом, воспитателями на основе научно разработанной программы в благоприятных для жизни ребят условиях.

    Цель воспитания у семьи детского сада: формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма ребенка.

        Что может быть страшнее мира безмолвия, в котором находятся глухие люди и в которой они погружаются тугоухие? Тугоухость, нередко неуклонно прогрессирующая, приводит к почти неизбежному медленному социальному умиранию. Понимают ли здоровые люди всю глубину этой трагедии? Чаще всего нет.

       Слепой вызывает сочувствие, сострадание окружающих, а тугоухий? На него, в лучшем случае, смотрят как на странного чудака, его беспомощность при общении вызывает снисходительную улыбку, желание усилить звучание радио или телевизора – неудовольствие близких, неадекватные ответы раздражают собеседника и т.д. Особенно страшно тугоухость, возникающая у детей в раннем возрасте, в силу чего создается препятствия для нормального умственного и психического развития, для формирования полноценной личности.

       Если появление ребенка в любой семье заставляет родителей уделять ему особое внимание, то глухой ребенок требует  многократно большего внимания, изменяя весь строй и уклад семейной жизни.

      Ведь работа с семьей – это один из сложных, и интересных разделов в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что только тесный контакт с родителями приводит к полноценному развитию личности глухих детей, к их реабилитации и интеграции в обществе слышащих. С родителями необходим доверительный контакт, а этому способствуют индивидуальные беседы, обсуждение с ними о здоровье детей, деятельности, черт характера, для выработки общих мер воздействия на него.

       В какой бы семье не воспитывался ребенок из данного дошкольного учреждения, приходится устанавливать связь в целях более глубокого понимания особенностей развития самого ребенка и для выбора оптимального педагогического воздействия на каждого воспитанника группы.

      Сурдопедагог вместе с воспитателями обсуждает конкретные семейные условия, выявляем факторы, содействующие усилению педагогического влияния или тормозящие его. С учетом этих факторов в работе с родителями преобладают те или иные формы взаимодействия. Одних родителей приходится специально настраивать на систематические знания с детьми дома, других, наоборот, предостеречь от чрезмерного увлечения отработкой учебного материала. Некоторые родители воспринимают нарушения слуха у ребенка как непоправимую беду и перестают верить в то, что он когда-либо будет подготовлен к самостоятельно жизни. Другие – ожидают немедленных результатов в овладении ребенком речью, в развитии слуха, а все остальные линии развития либо не замечают, либо сбрасывают со счета.

      Учитель-дефектолог раскрывает перед родителями свои способы изучения ребенка, наблюдения за его развитием, формированием личностных сторон и качеств. Часто организуются совместные мероприятия с родителями. Где они являются активными участниками.

  Доброжелательность тона, разумность требований, последовательность в решении конкретных задач, оптимистический взгляд на пути преодоления дефекта, равное внимание ко всем родителям группы, профессиональная грамотность укрепляют наш авторитет и способствуют активизации деятельности родителей в деле воспитания неслышащего ребенка.

    Работа с родителями глухого ребенка – дело чрезвычайно деликатное, обязывающее нас проявлять мудрость, человеческую теплоту.

Использованная литература:

  1. Аловы В.В. и М.И. Малыш не слышит. – СПб., 1992.
  2. Воспитателю о работе с семьей / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Дошкольное воспитание аномальных детей: книга для учителя и воспитателя / под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения

12-й год в нашем образовательном  учреждении воспитываются  и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по  интегрированному обучению и воспита...

Поделимся опытом работы с родителями дошкольников с нарушением слуха.

В материале обобщен опыт работы педагогов группы с родителями детей с нарушением слуха. Так как 90 процентов родителей также имели нарушение слуха, то перед педагогами стояла непростая задача:  и...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА.

Актуализация проблемыВ настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорно...

Консультация для педагогов: «Организация образовательного пространства для детей с нарушением слуха дошкольного возраста»

Консультация для педагогов : «Организация образовательного пространства для детей с нарушением слуха дошкольного возраста»...

Особенности организации подвижных игр для детей с нарушением слуха и речи.

роль подвижных игр и игровых упражнений в развитии ребенка...