НОД по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе. Тема: «Сад. Фрукты»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Елена Ч.

Занятие рекомендовано учителям-логопедам в первый период обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen._sad._frukty.starshaya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по  развитию лексико-грамматических категорий и  развитию связной речи в старшей группе.

Тема:  «Сад. Фрукты»

1. Коррекционно-образовательные задачи:

Формирование умений целостного восприятия картины «Фруктовый сад». Расширять, уточнять и активизировать словарь существительных и прилагательных.

2. Развивать  и совершенствовать грамматический строй речи: согласование числительных с существительными;  учить строить предложение с опорой на вопрос,  удерживать правильный порядок слов в предложении; координацию речи с движением.

3. Воспитывать  коммуникативные качества: активность,  желание отвечать на вопрос, навыки сотрудничества в игре

Оборудование:  Специально-организованная среда для  речевого развития.

В групповой комнате  на мольберте  картина «Фруктовый сад».   На обручах, на стойках  подвешены муляжи яблок, груш, лимонов, персиков, корзина.  На столах предметные картинки фруктов, перевернутые изображением  вниз.

Орг. момент:  Дети стоят в приемной комнате. Логопед сообщает детям о том, что они сегодня отправляются во фруктовый сад.

Мы в осенний сад пойдем.

Фруктов  спелых (разных)  наберем

Руки выше поднимем,

Фрукты с дерева  срываем.

Руки выше подними,

Что сорвал, ты, покажи!

(Что за фрукт сорвал, скажи?)

-   Ответ начните со  слов: «Я сорвал(а) яблоко) и т.д.  (Дети проговаривают свое предложение и кладут фрукт в корзину.)  1,2,3 – повернись  в детский сад возвратись. (Дети садятся на стульчики расположенные  возле мольберта полукругом.)

I/  -  Дети посмотрите на картину.  Это «САД».  Это не сад, куда ходят дети – это сад  фруктовый. На чем растут фрукты?  (На деревьях) Правильно на деревьях.  Все лето зрели, поспевали фрукты в саду. А осенью дети пришли собирать урожай.

На чем росли яблоки? – На яблоне.

На чем росли груши? – На груше или на грушевом дереве.

На чем росли персики?  - На  персиковом дереве.

Летом  фрукты росли, а когда их люди собирают? (Осенью).

Кто еще нарисован на картине? Что делают дети? (Дети срывают яблоки с веток.)

Куда  дети  складывают яблоки и груши? (Дети складывают груши и яблоки в корзины.)

Собрали люди  все яблоки и груши с деревьев.  Куда повезут урожай фруктов?

II/  «Один-много» Мы собрали урожай. Мы собрали одно 1 яблоко или яблоки? Одну грушу или груши?  Я называю один 1  фрукт,  а вы говорите,  мы собрали … (груши). (Дети берут стульчики и садятся за столы.)

Яблоко – яблоки,    груша – груши,

гранат – гранаты     банан – бананы,

 персик – персики,       слива, груша, апельсин, абрикос.

Логопед:  -  Дети, вы слышите, кто-то  пыхтит  и  шипит?  (Логопед вносит в группу игрушку ежика) Это наш старый знакомый  прибежал к нам из фруктового сада. Вы узнали его? (Это ежик Пых из сказки, его нашла внучка Аленка.)

Логопед:  - Ежик все лето трудился в саду,

Фруктов так много собрал на беду.

Соки из фруктов делает ежик,

Но их названия вспомнить не может.

-  Давайте поможем ежику и назовем, какие у него получились соки.

Из яблок? - ….. ;   из апельсинов? - ……, ;  из слив? - ……  и т.д.

- Ежик  говорит спасибо, он запомнил, как правильно называются  соки из  фруктов.

III /    ФИЗПАУЗА.    «Фрукты»   (Пальчиковая   гимнастика   координация  речи с  движением)

На базар ходили мы,                           (Ходьба на месте)

Много груш там и хурмы.                 (Разгибают  пальцы на правой руке, на

                                                                                 каждое слово)

Есть лимоны, апельсины,                 (Разгибают  пальцы на левой руке, на

                                                                                     каждое слово)

Дыни, сливы, мандарины.

Но купили мы арбуз.                          (Соединяют попарно подушечки пальцев.  

                                                              Пальцами  показывают круглый предмет)

Очень сладкий он на вкус!                (Поглаживают себя по животику,

                                                                           облизывают верхнюю губу)

IV/   «Сосчитай-ка»

Ежик в школу не ходил,  

В школе цифры не учил.  

Что же делать, как же быть?  

Как гостей всех угостить?  

Яблоки  из сада ежик притащил

На тарелку яблоки быстро разложил,

Так хотелось ежику угостить всех белок.

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

Логопед выкладывает на мольберте или на подставке объемные или плоскостные изображения фруктов.

Логопед дает образец счета. - Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Дети считают фрукты: - Один  персик, два персика, три персика, четыре персика, пять персиков.

Логопед: - Ежик говорит большое спасибо за то, что вы  научили его правильно считать фрукты. Ему пора возвращаться  в лес к маленьким ежатам.

V/ « Большой –маленький»

 Логопед:  - У меня большой фрукт, а у  вас маленький. О маленьком фрукте можно сказать : лимончик, виноградик,  абрикосик, грушка, сливка и т.д.

 - У меня апельсин  - а у Лены? - ….. (апельсинчик).

- У меня лимон ,  а у ( имя ребенка)? - ……… (лимончик)

VI/  Итог.   Куда вы сегодня ходили?   Кто приходил к вам в гости?

Чему научился ежик? Что вам больше всего  понравилось?                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".

Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»

Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...