Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Бембеева Саглара Владимировна

Выступление на районном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rayonnom_seminare.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Торга»

     ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ:

   Тема:   Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

                                                         Подготовила: Бембеева С.В.

           ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребенка,   потребность    в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха .                             (А. Асмолов).

           С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший Федеральный государственный образовательный стандарт.

           В основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детств, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства.

            Развитие ребенка в дошкольный период – это сложный и многогранный процесс. Каждый ребенок открывает перед собой новые границы окружающего мира. Огромная жажда познания заставляет ребенка всем интересоваться и во всем принимать активное участие, пропуская через себя – давать свою оценку понятого, изобретать творить, а главное развиваться дальше, поднимаясь, каждый день на новую ступень развития.

           И рядом с ребенком, конечно, находится взрослый, который выступает для ребенка предметом подражания, взрослый для ребенка – это помощник, защитник, источник знаний. Поэтому совместная деятельность взрослого и ребенка дает свои плоды. А именно – ребенок получая новые знания, учится их анализировать, систематизировать, планировать свои дальнейшие действия, прогнозировать события, контролировать себя и управлять своим поведением и т.д. главным условием развитием дошкольника является включение его в целесообразно-организованный образовательный процесс. Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Кроме того, это серьезный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

              Введение ФГОС наметило доминирование подхода в дошкольном образовании, основанные на принципах гуманизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, уважение личности ребенка). А также реализации образовательной программы дошкольного образования – формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. «Новый стандарт» должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребенку.

                        Качество дошкольного образования – это совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешного перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка (С.В. Кузьмин).

            Модель дошкольного образования ориентирована прежде всего на концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода. Содержание образовательной программы дошкольного образования отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

  • Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • Характер взаимодействия со взрослыми;
  • Характер взаимодействия с другими детьми;
  • Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к  себе самому;

А также отражает основные принципы дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок, становится активным в выборе содержания своего образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество организаций с семьей;
  • Приобщение детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей;

Содержание дошкольного образования включает в себя такие образовательные области как:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие;

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализоваться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка.)

          Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

           Для успешной реализации Программы должны быть обеспеченны следующие психолого-педагогические условия:

  • Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастных и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей к друг другу и взаимодействие детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственную деятельность.

ФГОС включает в себя требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Указанные требования направленны на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  • Гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • Способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • Создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • Обеспечивает открытость дошкольного образования;
  • Создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Также одно из условий, необходимой для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.. Решением данной проблемы может стать совместная деятельность воспитателей, детей и родителей.

           Взаимодействие воспитателей и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает в себя разнообразные формы и методы работы:  

Формы работы

Совместная деятельность педагога с детьми: групповые, подгрупповые, индивидуальные

Совместная деятельность родителей с детьми: индивидуальные

НОД

Наблюдение

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, строительные)

Игры (дидактические, строительные)

Экспериментирование

Изготовление поделок

Рассматривание различных объектов природы, быта, картин

Походы (в театр, зоопарк, кино)

Проектная деятельность

Прогулки (в лес, парк)

Тематические досуги

Проектная деятельность

Изготовление подарков, атрибутов для игр, декораций.

Рассматривание разных объектов

Выставки различных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО

  В последнее время существенно изменились приоритеты дошкольного образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ребенка, формирование его умений, навыков, достижение при ...

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

"Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО" Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.

Существуют объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, пресыщения удобствами, снижение внимания к формированию трудолюбия (...

Проект «Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС».

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО «Лаборатория удивительных превращений»

Данный материал направлен на формирование экологической культуры детей, а также расширение знаний о свойствах воды через экспериментальную деятельность....