Создание пространственной развивающей среды в младшей группе ДОУ
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Туранова Любовь Юрьевна

Создание пространственной развивающей среды в группе согласно ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_razvivayushchey_sredy_v_gruppe_soglasno_fgos.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Оснащенность развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: лингвоэкологические аспекты»

                                                                         Воспитатель: Туранова Л.Ю.

                                                                 Методист: Кочина О.И.

       Воспитатель: Макарцева О.Н.

Предметно-развивающая среда играет значительную роль в жизни и развитии ребенка. О ней очень много говорят и пишут.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды, которая позволяет ребенку «возможность проявить себя»[1].     В настоящее время, окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

      В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых»[2].

       С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда – это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Сегодня главная ценность в образовании – ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Цель – создание в дошкольном учреждении условий для развития личности ребенка, для обеспечения трех слагаемых его счастья: эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности. Личность ребенка – развивающаяся система отношений ребенка, с одной стороны, с широким интересом к миру, а с другой – к себе и с самим собой.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

  • гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраиванию, в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
  • непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельности входящих в него элементов;
  • вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;
  • интегрированность,  обеспечивающую решение воспитательных задач, посредством усиления входящих в нее структур;
  • открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
  • установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

     Развивающая среда – это комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительной динамике познавательного, эмоционального и личностного развития в организационном пространстве креативного поля[3].

Среди них мы выделяем следующие:

1. Образовательное пространство: система занятий по речевому, сенсорному, интеллектуальному и физическому развитию, способность к диалектическому мышлению педагога, ориентация на зону потенциального развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приемы, формы, средства обучения.

2.  Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

3. Творческо-развивающее пространство: коррекция речевого развития, познавательного развития, эмоционального и личностного развития; система развивающих занятий, упражнений и игр.

4. Техническое пространство: компьютерное обучение, программы компьютерной диагностики и коррекции, индивидуальные технические средства коррекции.

     В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.

Наш детский сад №16 Центрального района Санкт-Петербурга является образовательным учреждением коррекционного вида. Детский сад посещают дети с косоглазием, амблиопией, врожденной миопией и другой патологией органа зрения. Главная задача детского сада: Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушением зрения. Коррекционно-развивающая среда в нашем учреждении является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих их задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения.

 Предметно-развивающая среда специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения имеет коррекционную направленность. В этом случае мы говорим о коррекционно-развивающей среде, отличающейся тем от предметно-развивающей, тем, что она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения.

Коррекционно-развивающая среда - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

В связи с введением Федерального    государственного образовательного стандарта дошкольного образования – новый документ для сферы дошкольного образования, необходимо по новому подходить к построению пространственной развивающей среды в группах.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

-двигательную активность детей;

-возможность для уединения;

-реализацию различных образовательных программ;

-учет национально-культурных, климатических условий;

-учет возрастных особенностей детей

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

-содержательно-насыщенной;

-трансформируемой;

-полифункциональной;

-вариативной;

-доступной;

-безопасной

Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие        

При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе для детей с нарушением зрения нужно учитывать, что дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают стабильность, поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.

На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с нарушением зрения движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения необходимо оставить свободное место для катания кукол в коляске, катание больших грузовиков, для сооружения конструкций из различных модулей. В этом возрасте у детей формируются сенсорные способности, поэтому в группе должно быть достаточное количество звучащих игрушек, предметов-заменителей, эти игрушки должны постоянно заменяться. Для детей с ослабленным зрением должно быть много крупных игрушек, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и должны иметь несложные формы.

Коррекция зрения непосредственным образом связана с развитием мелкой моторики, поэтому развивающую среду в младшей группе следует оснащать большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Игры с предметами и игрушками. Наборы предметов, геометрических тел разной величины, цветов и оттенков (развитие сенсорных эталонов), предметы разных родовых групп (посуда, одежда, обувь, игрушки, животные) – формирование родовых понятий. Настольные игры, в том числе настольно-печатные: мозайки, различного вида лото, домино, кубики-вкладыши – развитие мелкой моторики и логического мышления.

Особое внимание в младшей группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым на самом элементарном уровне. Для этого необходимо изготовить костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Колобок», «Лиса и заяц». Для показа детям - кукольный театр разных видов: театр картинок, теневой театр, настольный, пальчиковый – для обыгрывания произведений малых форм фольклора. Должны быть музыкальные игрушки, которые двигаются, записи музыкальных произведений.

В книжном уголке – хорошо иллюстрированные художественные произведения, соответствующие возрасту детей. Делаем подборку книг по мере изучения той или иной лексической темы. Тесно сотрудничаем с библиотекой для слепых, которая предоставляет нам специальные книги для детей с ослабленным зрением, книги объемные, ребенок знакомится с животными и предметами, может с помощью тактильных ощущений познакомиться с предметами, животными, птицами, растениями, насекомыми.

Зона изобразительной деятельности оснащена всем необходимым для развития творчества: бумага, краски, кисти, пластилин, восковые мелки, карандаши, фломастеры, обводки по различным темам, куклы для раскраски.

Зонирование сюжетно-ролевых игр идет по половому признаку. Для девочек: кукольный уголок, «Парикмахерская», «Ряжение», «Магазин»; для мальчиков: «Гараж», «Автопарк», «Мастерская».

В группе есть условия для игр-экспериментирования с различными материалами: емкости для игр с водой, песком, зеркала, лупы, гирьки. Экспериментируя, дети получают новые знания, делают выводы и анализируют.

В группе выделен и уголок природы, где находятся растения для ознакомления в младшей группе, коллекция камушков, ракушек, гербарии, муляжи животных, овощей, фруктов, поделки из природного материала.

Для детей с ослабленным зрением необходим уголок уединения, где ребенок может отдохнуть, снять возбуждение, успокоиться.

Предметно-развивающую среду мы строим в учреждении согласно ФГОС и программе образовательного учреждения.


[1] Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. С. 11

[2] См.: педагогика: педагогические теории. Системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – М., 2006.

[3] Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г.В. фадина. – Балашов: Николаев, 2004. С. 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности создания предметно - развивающей среды в младшей группе.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодейс...

Предметно пространственная развивающая среда в младшей группе

Организация предметно пространственной среды в соответствии с ФГОС. Цели, задачи и принципы ппр среды освещены в этой работе....

Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"

Презентация " Альбом по предметно-пространственной развивающей среде в младших группах"...

Информационный отчет воспитателя Кодзаевой Л.В. о создании предметно-развивающей среды в младшей группе МБДОУ№19 с.Камбилеевское

При построении предметно-развивающей среды я учитываю основные методы и принципы, поскольку, на мой взгляд, они наиболее привлекательны для практического создания развивающей среды. Соблюдение основны...

Информационный отчет воспитателя Кодзаевой Л.В. о создании предметно-развивающей среды в младшей группе МБДОУ№19 с.Камбилеевское

При построении предметно-развивающей среды я учитываю основные методы и принципы, поскольку, на мой взгляд, они наиболее привлекательны для практического создания развивающей среды. Соблюдение основны...

Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда в младшей группе в соответствии с ФГОС"

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...