Теоретическое сообщение из опыта работы "Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности"
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Елена Викторовна Бондарева

Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский  сад  посещают  дети  с  различными  психологическими  особенностями.  Одни  с  самого  начала  требуют  постоянного  внимания  со  стороны  воспитателя,  психолога  и  других  специалистов  дошкольного  учреждения.  Это  в  первую  очередь  дети  гиперактивные,  агрессивные,  страдающие  различными  физическими  и  психологическими  отклонениями  (инвалиды,  заикающиеся  и  т.п.).  Но  есть  и   такие  дети,  которые  не  сразу  привлекают  внимание  педагогов,  да  и  родители  не  считают  особенности  таких  детей  значимой  проблемой.  Обычно  лишь  к  шестому  году  жизни  «своеобразие»  таких  детей  начинает  осознаваться  и  взрослыми,  и  самими  детьми.  Речь  идёт  о  так  называемых  тревожных  детях.    

В  категорию  тревожных  детей  входят  дети,  которые  чувствуют  дискомфорт  при  необходимости  вступать  в  контакт  со  сверстниками  и  взрослыми,  за  исключением  узкого  круга  близких  людей,  не  уверены  в  своих  силах,  не  способны  ориентироваться  в  человеческих  отношениях,  испытывают  разнообразные  страхи  и  опасения,  частью  реальные,  а  частью  вымышленные. Это  дети,  которых  в  отечественной  педагогике  называют  застенчивыми,  а  в  психологической  и  медицинской  практике  относят  к  тревожной  и  тревожно-мнительной  группе.  Такие  дети  постоянно  находятся  в  ожидании  неудачи  или  неприятности,  пребывают  в  состоянии  непрерывного  напряжения,  граничащего  со  стрессом.

Тревожность как нарушение эмоциональной сферы личности, является устойчивым образованием, сохраняющимся на протяжении длительного периода времени и свидетельствует о недостаточной приспособляемости человека к тем или иным социальным ситуациям. Тревожность является серьезным риск-фактором для развития многих невротических и психосоматических отклонений.

Тревожность  развивается  у  детей  тогда,  когда  у  них  имеется  внутренний  конфликт,  провоцируемый  завышенными  требованиями  взрослых,  их  желанием  поставить  ребёнка  в  зависимое    от  себя  положение,  отсутствие  единой  системы  требований,  наличием  тревожности  у  самих  взрослых.  Механизм  тревожности  заключается  в  том,  что  ребёнок  находится  в  постоянном  ожидании  неприятностей,  проблем  и  конфликтов,  он  не  ждёт  ничего  хорошего  от  окружающих.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.

     Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в совершенствовании коррекционной работы с детьми по преодолению детских страхов и тревожности с использованием символдрамы и арт-терапии.

В данном опыте систематизирована коррекционная и диагностическая работа по преодолению детских страхов и тревожности с использованием современного оборудования, а также с использованием инновационных методик и техник: арт-терапии, музыкотерапии, песочной терапии, релаксационных и тренинговых упражнений.

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности».

Эффективными и положительными методами в работе с тревожными детьми, а также детьми подверженными страхами являются методики: символдрамы и арт-терапии.

Эти методики получили в последнее время широкое распространение. Это связано с тем, что символдрама оказалась клинически эффективным методом при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов.

Символдрама, известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия - это метод глубинно ориентированной психотерапии, который клинически высоко эффективный при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Преимуществом данного метода является его глубокая теоретическая обоснованность и тщательная разработка всего комплекса терапевтических действий, немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном.

Название метода происходит от греческих слов «ката» - «соответствующий», «зависящий» и «тимос» - одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность»), «имаго» - «образ».  В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов».

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе психиатрической клиники Марбургского университета в конце 40-ых - начале 50-ых годов. Сегодня символдрама широко распространена в большинстве стран Европы (Германия, Австрия, Швейцария, Швеция и др.), в странах СНГ, а также в Северной и Южной Америке и некоторых странах Азии. Метод официально признан системой медицинского страхования ряда европейских стран. Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном.

По мнению немецкого психотерапевта профессора Ханскарла Лёйнера психотерапевтический спектр данного метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов и распространяется на области творческого развития и удовлетворения архаических потребностей. Способствуя переживаниям ребенка, метод оказывает глубокое коррекционное воздействие.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психологом тему (мотив). Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. В настоящем времени применяется более 150 символдраматических мотивов.

Все мотивы имеют как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. Психолог - специалист предлагая ребенку темы для его образной фантазии, выполняет при этом сопровождающую, направляющую и контролирующую функцию в соответствии со специально разработанными правилами. Темы мотивов соотносятся с проблематикой личности, её аффективными  нарушениями, в том числе с периодом детского развития.

Х. Лёйнер утверждал, что важная роль в работе по методу символдрамы отводится работе с рисунком – (арт-терапия), который рисуется после сеанса представления образов. В основе работы с рисунком лежит специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с наполненными эмоциями образами. Это не только стимулирует творческое начало ребенка, но и оказывает систематизирующее, терапевтическое воздействие на понимание эмоций и чувств. Работа с использованием методики арт-терапии позволяет способствовать повышению уровня осознания проблем, лучшего понимания себя, достижения большей зрелости личности, формирует уверенность в своих возможностях, в том числе и в умении строить конструктивные отношения.

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С.Лебединской, А.В.Суворовцевой, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, Рейнгольд, Робинсон, Г.Эберлейн.

Коррекционная работа может проводиться как с подгруппами детей, так и индивидуально. Первоначально мы рекомендуем использовать методики, основанные на использовании игрового метода. Основная задача данного метода: научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основным средством является разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установить доверительные отношения со взрослыми, сверстниками.

Дети до достижения латентного возраста, т. е. до 6 – 7 лет особенно сильно подвержены воздействию образов и вызываемых ими эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое сообщение из опыта работы «Психологический аспект социально-личностного развития детей»

«Характер и нравственное поведение ребёнка –это слепок с характера родителей, он развиваетсяв ответ на их характер и их поведение»Эрих Фромм...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛДРАМЫ И АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ

Актуальность использования методик «Символдрамы» и «Арт-терапии» состоит в том, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше о...

Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности»

Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе. Задачи:-Обобщить теоретический материал по п...

Коррекционно-развивающая программа по преодолению детских страхов (старший дошкольный возраст)

Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: «Почему?» Многочисленные реформаторы дошкольных учреждений как будто не слышат этого вопроса и активно...

Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультационной практике

Коррекционная работа по преодолениюдетских страхов в консультативной практике Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и младших школьников. Одна из причин обращения — страхи...

Коррекционные методики для преодоления детских страхов

В первую очередь – это игры.Одной из самых простых, но в то же время эффективных игр, является игра в прятки. Она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого простра...

Коррекционные игры и упражнения на преодоление детских страхов

Коррекционные игры и упражнения на преодоление детских страхов...