Развитие полисенсорных способностей у детей с особыми образовательными потребностями
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Аппакова Анна Викторовна

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в образовании возрастает потребность в формировании и развитии творческой личности ребенка-дошкольника. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Была разработана система сенсорного развития дошкольников.

Для того чтобы избежать многих проблем, способствовать плавному переходу во взрослую жизнь, а главное воспитать творчески развитую личность необходимо внедрение различных технологий в процесс обучения. В нашем детском саду активно используется полисенсорная технология.

Полисенсорность – использование одновременно двух или более сенсорных органов чувств.

Ее цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада на полисенсорной основе. Сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования "жизненной обстановки" в целом – помещений детского сада и его территории.

Были поставлены следующие задачи:

- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

- повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Сенсорное воспитание детей осуществляется через разные формы работы:

занятия "Предметный мир (ознакомление с окружающим) " ;

- «В лесу. Дикие животные» (путешествие в волшебных очках) ;

- «Новогодний праздник. Белая сказка» (ориентировка в пространстве) .

занятия "Помощники, которые всегда с тобой" ;

Примерная тематика занятий:

- «Город мастеров. Радуга в бутылке»(бумага, мел, соль, пластиковые бутылочки) ;

- «Внимательные ручки и чудесный мешочек» (природный материал) .

игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;

Примерные игры-экспериментирования

- игры со светом "Пускаем солнечные зайчики", "Подаем сигналы фонариками",

- игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях) ;

- игры со стеклом ("Мир в цветном стекле" (рассматривание окружающего через стекла разного цвета) ; игры с увеличительным стеклом;

Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа, игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры.

Все мероприятия проходят в кабинете дефектолога. Занятия, представляющие собой особое игровое развивающее пространство, которые побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, с родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с ним, обогащают свой чувственный опыт. При этом, дети самостоятельно применяли полученные знания в организации собственной деятельности. Следует отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.

Успешное развитие детей зависит и от уровня подготовки педагогов. Поэтому на базе нашего детского сада ежеквартально проводятся лектории, «круглые столы», подготовка консультаций для повышения уровня знаний педагогов.

В работе с родителями используются разнообразные формы, обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома": практикумы, консультации, информационные листы, тематические выставки, дни открытых дверей, статьи в газету "Малыш", «Дошкольник» о сенсорных играх для дошкольников.

Таким образом, полисенсорная технология осуществляет качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира и адаптации в нем.

Литература:

1. Венгер А. Л. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 1987.

2. Запорожец А. В., Венгер А. Л. Формирование восприятия у дошкольника. - М., 1997.

3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.

4. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1984.

5. А. В. Развитие ощущений и восприятий в дошкольном возрасте. – М., 1992 г.

5. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. 1993 г.

7. Истомина З. М. Восприятие и называние цвета у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

8. Мухин С. В. Восприятие цвета и формы предметов детьми дошкольного возраста. – М., 1999.

9. Стребелева Е. А, Венгер Е. А, Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной  адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"...

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ В ДОУ"

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как буде...

Развитие сенсорных способностей в игре детей дошкольного возраста, а также детей с особыми образовательными потребностями.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.Система, направленная на восприятие окружающего мира, называе...

Развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями в вокально-хоровой деятельности. (обобщение опыта)

Дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одарённостью. Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей ...

«Развитие чувства ритма у детей с особыми образовательными потребностями» Мастер-класс для педагогов

Поглощай «музыкальную» энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Работа с особенными детьми даёт возможно...

Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями с использованием игровой терапии

При отставании в развитии речи у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, что затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом. Эта проблема требует особого подхода...

«Изотерапия как эффективное средство развития тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями в работе педагога-психолога»

Материал для педагогов-психологов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями посредствам сенорной интеграции....