Квест как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Елизарьева Людмила Владимировна
Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. Квест- это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Возможность реализации образовательных задач в форме квеста вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Квест как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Насыщенная информационная  среда окружает современного ребенка  с самого его рождения. Все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем- либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм  в практике дошкольного образования можно считать квест.

Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»;  изначально - один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей) [1]

Квест -  это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи  на основе компетентного выбора альтернативных  вариантов через реализацию определенного сюжета. 

Любая педагогическая технология предполагает в качестве результата усвоение воспитанниками определённого комплекса знаний, умений, навыков. Сокол И.Н. рассматривает квест как технологию, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. [5]

По мнению многих ученых (Быховский Я.С., Бовтенко М.А., Сысоев П.В., Б. Додж, Т. Марч и др.) при применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест, как недавно определившаяся педагогическая технология, совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Квест- технология имеет ряд особенностей: образовательная задача осуществляется  через игровую деятельность и носит поисковый характер; самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка. Образовательный процесс может быть организован  в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так  и коллективным. Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет  образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность [4].

Проанализировав  разработанную Сокол И.Н. обобщенную классификацию и адаптировав ее к реалиям современного ДОУ, я пришла к выводу, что возможность реализации образовательных задач в формате  квеста вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста.

По типу образовательных задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча) квесты могут иметь следующие формы : перевод – создание презентации, плаката, рассказа по заданной теме;  планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий;  компиляция – трансформация информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, и т.д.;  творческое задание – творческая работа в определенном жанре – создание пьесы, стихов, песни, рисунка, коллажа;  аналитическая задача – поиск и систематизация информации; детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов [3]

Все вышеперечисленные образовательные задачи могут решаться группой или индивидуально; быть как краткосрочными  – одно занятие, так и  долгосрочными; проводиться в традиционной, виртуальной или комбинированной  образовательной среде; иметь различную структуру сюжета; проводиться как в помещении ДОУ, так и на природе (улица, парк, территория ДОУ) или медиаквесты –поиск и анализ  информации в медиаресурсах , либо   комбинированные.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание  атмосферы игрового пространства. Возможность введения в игру  разнообразных  заданий позволяет не только решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих  задач, но и превращает каждый квест в уникальный продукт. Это может быть: решение ребусов, загадок, кроссвордов, головоломок;  игра «крокодил», тематическое прохождение препятствий, создание плаката, коллажа, рекламы-антирекламы, творческую  деятельность в техниках аквагрим, боди-арт, перформанс, квиллинг, декупаж и скрапбукинг, поэтические поединки, короткие музыкальные, танцевальные и театральные постановки с элементами психодрамы, тренинговые упражнения и т.д. [5] 

Квест - это игровая педагогическая технология. Педагогами и психологами давно доказано, что  хорошо организованная игра сама по себе -  лучшее средство достижения детьми  эстетического наслаждения от творческого напряжения своих интеллектуальных и физических  сил. Игра, носящая  непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.

В свете последних тенденций, когда вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах:  поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализация программ дошкольного образования в специфических для дошкольников форме - в игре, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности. [2] Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию,  заданную ФГОС ДО. И становится  отличной возможностью  для педагога и детей увлекательно  и оригинально  организовать жизнь в детском саду. Квест, с его  почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Список литературы:

1.Словари ABBYY Lingvo (En-Ru) 

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 

2. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140

3.Сокол І.М. Квест: метод читехнологія? // Комп'ютер у школі та сім'ї. – 2014. – № 2(114). – С. 28-32.

5. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Квест – как одна из форм организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".

В данной статье представлен опыт работы по использованию элементов квест - технологии в дошкольном образовании. Адаптированная к условиям детского сада квест - технология, может стаь одной из форм орг...

Квест, как форма организации образовательной деятельности с дошкольниками.

В данной публикации представлен к просмотру материал из опыта работы...

Метод проектов как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования....

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Консультация для педагогов. Квест- игра как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и техно...

Метеоплощадка - как форма организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи. Включение ребенка в исследовате...