Статья для педагогов "Комплексный подход в работе педагога-психолога с детьми СДВГ"
статья по коррекционной педагогике ( группа) по теме

Панкрашкина Татьяна Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Комплексный подход педагога-психолога в работе с ребенком с диагнозом СДВГ».

Одной из главных проблем современного общества является ухудшение здоровья детей. По данным различных специалистов около 90% школьников и дошкольников имеют отклонения в физическом и психическом развитии, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (около 12% популяции). Чаще встречается у мальчиков в соотношении 1/3.

Что же такое СДВГ? Это психоневрологическое расстройство относящиеся к категории гиперкинетические расстройств (рубрика F-90 по МКБ). Характеризуется это расстройство триадой симптомов: нарушения внимания, гиперактивностью, импульсивностью.

Нарушение внимания проявляется в том, что дети допускают ошибки в школьных и других заданиях из-за невнимательности к деталям, не доводят до конца начатую работу или игру, не слушают что им говорят и не могут следовать полученным разъяснением, не могут организовать свою работу. Гиперактивность проявляется в избыточной подвижности. Эти дети не могут усидеть на месте, размахивают руками и ногами, вертятся, без разрешения ходят во время урока или занятия, предпочитают, подвижные игры и не способны к тихим занятиям, игнорируют ситуативные условия социальных запретов. Импульсивность проявляется в неспособности дождаться своей очереди в игре, многословности, отвечают, не дослушав вопроса, торопливости, непоседливости в качестве неблагоприятных перинатальных и пренатальных факторов, способствующих повлиять на СДВГ, указывают недоношенность, токсикоз, родовые травмы, гипоксию плода, внутриутробную интоксикацию, инфекцию, авитаминоз, искусственное вскармливание ребенка, недостаточное или избыточное вес при рождении, возраст родителей, травмы. Первые проявления СДВГ отмечаются в 2-3-летнего возраста (гиперактивность). По мере взросления присоединяются дополнительные проблемы. Как правило - это слабая успеваемость, неуверенность в себе, социальные проблемы. Около 50% детей, находящихся вне реабилитации, имеют дивиантное поведение в подростковом возрасте.

Диагностические критерии с СДВГ (из перечисленных ниже признаков хотя бы 6 должны сохраняться не менее 6 месяцев).

-   Неспособность сосредоточиться на деталях;

-  Неспособность вслушиваться в обращенную речь;

- Неспособность доводить задание до конца;

- Низкие организаторские способности;

- Отрицательное отношение к заданиям требующим умственного напряжения;

-  Отвлекаемость на посторонние раздражители;

- Забывчивость, которая связана плохой способностью концентрировать внимание.

Многие состояния в детской психиатрии могут сопровождаться симптомами, напоминающими СДВГ. Это индивидуальные психологические особенности личностью, темперамента; тревожные расстройства; последствия травмы; интоксикация, нейроинфекции. А так же это могут быть эндокринные расстройства, эпилепсия, ряд наследственных синдромов, расстройство развития, умственная отсталость и другие. В связи с этим диагностика СДВГ может основываться исключительно на клиническое наблюдение, подтвержденным психологическими данными, анамнестическими сведениями и результатами опроса родителей и педагогов о поведении ребенка.

В зависимости от преобладающего симптомов выделяют следующие формы СДВГ:

  1. Комбинированная форма, которая включает в себя все виды симптомов (50-70%).
  2. СДВГ с преимущественным нарушениями внимание (20-30%).
  3. СДВГ преобладанием и гиперактивности, импульсивности (15%).

В коррекционной работе СДВГ необходим комплексный, многоплановый подход. Включать по показаниям медикаментозную терапию, коррекцию плана обучения, педагогические, коррекционные и психотерапевтические занятия, включая поведенческую терапию и работу с семьей в целом.

Задачи решаемые педагогом-психологом при коррекционной работе с ребенком имеющим диагноз СДВГ - это единица коррекция негативных эмоций, обучение навыкам саморегуляции, развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация, развитие дефицитных функций в системе синдрома. Используются методы – Арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапия, кинезиологии, элементы нейро-йоги. Необходимы коррекционные занятия, восполняющие дефицит развития познавательной сферы.

Главные прогностические факторы СДВГ, несмотря на его биологическую природу, социальные - прогноз дальнейшего развития ребенка в значительной мере определяется характеристиками семьи. Существует сильная двухсторонние влияние, как семьи на ребенка, так и ребенка на семью. Это влияние имеет как отрицательные так и положительные аспекты. Исследования показали повышенные показателей стресса у родителей детей с СДВГ, особенно у матерей, занижение самооценки в частности в сфере родительства, более высокую распространенность депрессии. Имеют место частые супружеские конфликты и нарушение отношений между родителями и ребенком. Для многих семей большой проблемой является социальная изоляция и отрицательное взаимодействие с социальным окружением. Необходимо выделить факторы, усугубляющие проблему СДВГ - разочарование родителей в себе и ребенке, не верие в силу воспитательного воздействия, ставка только на медикаментозное лечение, установка только на психолого-педагогическое воздействие, попустительский стиль воспитания, вседозволенность, категорическое подавление активности с ребенком, жесткий авторитарный стиль воспитания, отсутствие единства между родителями в воспитательном процессе, отрицательный микроклимат в семье, антисоциальное поведение родителей, отсутствие четкой программы действия родителей (поэтапное решение поставленных коррекционных задач).

При работе психолога с семьей необходимы диагностические исследования внутри семейных отношений, родительских установок, личностных особенностей родителей. В помощь семье ребенка с СДВГ используются приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие семьи и детей страдающих СДВГ. Необходимо изменить факторы, имеющие отрицательную полярность и усугубляющие проблему на факторы, помогающие ее решать. В семье необходимо создать условия для получения положительного результата, которые включают в себя систематизацию жизни ребенка и ее рациональную организацию в семье и социуме. Для ребенка  с СДВГ  кране важно: режим дня, организация развивающей среды, благоприятный микроклимат в семье, организация системы поощрения и наказания, создание положительных установок у ребенка, дополнительные условия для его развития (секции, кружки, увлечения и т.д.)

Работа психолога с педагогами имеет просветительский и обучающий характер. Педагогам необходимо создать особые атмосферу на занятии или уроках, такую подачу игрового или учебного материала, которые повышают возможность успешного обучения детей, создать необходимую обстановку для развития коммуникативных навыков и социализации. Для реализации этих задач психолог проводит с педагогами консультации, обучающие семинары, беседы, обеспечивает практическим материалом.

Комплексный подход осуществляемый педагогом-психологом способствует благоприятному прогнозу в воспитании, обучении и развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционный подход в работе педагога-психолога: работа с камнями».

Работа с камнями в коррекционно-развивающем напрвлении работы педагога-психолога....

"Новыеи подходы в работе педагога-психолога с семьей "(практическое занятие с педагогами)

Здесь рассматриваются новые подходы и технологии в работе педагогического коллектива с семьями воспитанников.Подробнее описывается один из методов практическое занятие.с элементами арт-терапии....

Из опыта работы.Статья "Междисциплинарный подход в работе педагога-психолога и учителя-логопеда при проведении групповых занятий с детьми, имеющих особые потребности".

В статье раскрываются способы совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда с эмоционально лабильными детьми в условиях группы. Особенности поведения, способы коммуникации и  эмоциональ...

Мастер-класс для педагогов "Камни Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Камешки Марблс-прекрасное, яркое, красочное, полифункциональное пособие, которое доставляет радость детям и одновременно развивает их. Камни Марблс, это нетрадиционный метод коррекционно-развивающей р...

Статья" Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста"

Статья" Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста"...

Комплексно-тематическое планирование работы педагога-психолога ДОУ в летне-оздоровительный период 2022/2023уч.г. 30.05.2023

календарно-тематическое планированиена летний период педагог-психолога ДОУ...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...