Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе театрализованной деятельности.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Кокорина Светлана Юрьевна

Цель коррекционно-развивающего занятия: Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности в процессе  театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Цель коррекционно-развивающего занятий: Формирование у детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями навыков к безопасной жизнедеятельности на основе театрализации.

Образовательные задачи: Закрепить знания о правилах дорожного движения при помощи знаков и сигналов светофора. Закрепить согласование числительных с существительными и прилагательными. Закрепить умение делить слова на слоги, выделять первый звук в словах. Закреплять умение отгадывать загадки. Закреплять умение выделять предмет по 2-3 отличительным признакам на основе зрительно воспринимаемой информации.

Коррекционные задачи: Стимулировать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы и отвечать на них. Развивать ориентацию на плоскости листа при определении места положения предметов. Коррекция мелкой моторики при выполнении аппликации и пальчиковой гимнастики. Развивать зрительное внимание и память при помощи игр. Формировать умение анализировать при определении отличительных признаков. Развитие  зрительного внимания и воображения при выполнении имитационных упражнений по показу.

Воспитательные задачи: Воспитывать социальную ответственность по отношению к себе, окружающим людям в повседневной жизни.

Подготовительная работа: Ознакомление с сюжетом сказки (чтение книги, просмотр мультфильма, обыгрывание плоскостными куклами). Заучивание загадок про знаки дорожного движения.

Оборудование: костюмы  Маши , бабушки, дедушки, светофора; столы, стулья, макеты социально значимых объектов, макеты грибов и ягод, знаки дорожного движения, мультимедийное оборудование, наборы для аппликации «Светофор».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА :
СКАЗОЧНИК
МАШЕНЬКА
БАБУШКА
ДЕДУШКА
СВЕТОФОР
МЕДВЕДЬ

ДЕТИ
( Музыка.) Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к экрану.
Пальчиковая гимнастика: « На полянке дом стоит.

                                      Но, а к дому путь закрыт.

                                      Мы ворота открываем.

                                      В этот домик приглашаем.»
СКАЗОЧНИК :  Жили-были дедушка и бабушка, и была у них внучка Машенька. Собрались как-то раз дети в лес по грибы да по ягоды, и Машеньку пришли с собой звать.
(на экране  изобразить внутренность домика. На сцене Машенька, Бабушка, Дедушка и дети.)
ДЕТИ (по очереди):  Машенька !  Мы идем в лес по грибы и по ягоды. 
                                   Пойдем с нами !
МАШЕНЬКА :  Бабушка, дедушка !  Отпустите меня в лес с подружками !
БАБУШКА :  Хорошо, Машенька, иди!  Но помни, что по дороге НЕЛЬЗЯ: разговаривать с незнакомыми людьми , идти с ними и брать у незнакомых угощения.  Сейчас мы все вместе посмотрим с вами мультфильм, в котором вы узнаете, что может случиться с теми, кто будет неосторожен.  

Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь» . БАБУШКА: Смотри, Машенька, от подружек не отставай !
МАШЕНЬКА :  Не беспокойся, бабушка, не отстану !
ДЕДУШКА :  Знаешь, Машенька, как бывает :  деревце за деревце, кустик за кустик, так и заблудиться можно !
МАШЕНЬКА :  Дедушка, не беспокойся, я не заблужусь !
ДЕДУШКА :  Ну, тогда иди, внученька !
БАБУШКА :  Мы тебя будем ждать, Машенька !
Машенька с детьми пошли по залу.
СКАЗОЧНИК: Идут дети, а по дороги им различные здания попадаются. Давайте, мы с вами прочитаем вывески и узнаем, что это за здания.

Читают вывески  (школа, больница, аптека, магазин, кинотеатр).  

СКАЗОЧНИК: Ребята, выделите в названии учреждений первый звук. (Выделяют первый звук в слова). А сейчас мы с вами вместе прохлопаем по очереди прочитанные слова и узнаем из скольких слогов они состоят.
СКАЗОЧНИК :  Пришли дети в лес, стали собирать грибы да ягоды.

Физминутка: Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)

                         И в лесу грибы нашли (равномерные приседания),

                         Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),

                         По дороге растеряли (ритмичные разведения рук в стороны).

Ребята, я предлагаю вам собирать грибы и считать, сколько мы собрали. (Одному ребёнку даётся корзинка, и предлагается собрать макеты грибов. Каждый раз соотнося числительное с существительным: один гриб, два гриба,…пять грибов.)
А теперь будем собирать ягоды и считать.
СКАЗОЧНИК:  Вот так:  деревце за деревце, кустик за кустик, и ушла далеко Машенька от подружек. А как увидела, что их нет рядом, стала аукаться, стала их звать.
(Дети садятся на стулья полукругом. На экране изображён дремучий лес)
СКАЗОЧНИК :  А подружки уже далеко, не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу, совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу.
(На экране изображена избушка медведя. За ширмой стоит стол и стулья, электроплита).
СКАЗОЧНИК :  Видит Машенька, стоит избушка. Постучала в дверь – никто не отвечает. Тогда решила Машенька войти в избушку.
(Убрать ширму.)
МАШЕНЬКА :  Кто же здесь живет ?  Почему никого не видно ?  
( Машенька может сесть за стол.)
СКАЗОЧНИК :  А в той избушке жил большущий медведь. Только его дома не было : он по лесу ходил.
( Музыка. Появляется Медведь, подходит к избушке, видит :  дверь открыта.)
МЕДВЕДЬ :  Кто это в мою избушку забрался ?
( Медведь заходит в избу.)
МЕДВЕДЬ :  А-а, девочка ?  Как ты попала сюда?     
МАШЕНЬКА :  Я по лесу ходила, грибы, ягоды собирала и заблудилась ! 
                            Подскажи мне дорогу домой!

МЕДВЕДЬ :  Нет, я не отпущу тебя!  
                       Будешь у меня жить!  
                       Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить !  
                       А если убежишь, поймаю тебя и тогда съем !
( Машенька испуганно закрывает лицо руками.)
СКАЗОЧНИК :  Ой, Мишенька, а давай мы тебе с ребятами покажем, как твоё поведение выглядит со стороны. Ребята, я достаю из мешочка капризульки и посыпаю вас ими. (имитация описанных движений). Теперь я буду называть вам слова, а вы будете вредничать и называть эти слова наоборот. Маленький (большой), сильный (слабый), низкий (высокий), злой (добрый) и т. д.

СКАЗОЧНИК: Молодцы. Всё убираю все капризульки обратно в мешочек. Ну, как Мишка, посмотрел на себя со стороны.
МАШЕНЬКА :  Медведь, отпусти меня на денек в деревню :  я бабушке и дедушке гостинцев отнесу !
МЕДВЕДЬ :  Нет, не отпущу ! Ты дороги не знаешь, в лесу заблудишься !  
                       Давай твои гостинцы, я их сам отнесу !
МАШЕНЬКА :  Ладно !  Тогда доставай  короб, я туда пирожки положу !
( Медведь приносит короб.)
МЕДВЕДЬ :  Вот тебе короб !
МАШЕНЬКА :  Я в этот короб положу пирожки, а ты их отнеси бабушке и дедушке !  

(Работа с блоками Дьенеша)
Сейчас, ребята, вам нужно помочь Машеньке испечь пирожки. На доску справа надо положить «пирожки», которые соответствуют этим свойствам (показать карточки с изображением знаков-символов: круг, не жёлтый, маленький). А на доску слева положите (показать карточки с изображение знаков-символов: жёлтый, не квадратный, большой). Сколько пирожков у вас получилось на доске справа? (…). Как вы узнали? (посчитали). А слева? Что можно сказать о количестве пирожков? (справа больше, чем слева). На сколько больше? (на один). А что нужно сделать чтобы пирожков стало поровну? (убрать один справа или добавить один слева).

СКАЗОЧНИК: Молодцы ребята. Теперь медведь может отнести гостиниц бабушке и дедушке.

Машенька: Неси, Мишка, пирожки бабушке и дедушке. Да по дороге по сторонам не зевай.

СКАЗОЧНИК: Взял медведь короб и пошёл, а Машенька следом за медведем крадётся, за деревья прячется. Так вышли они из леса в город, а Мишка правил дорожного движения не знает. Дорого перейти не может, боится. Встал и горько заплакал. Жалко стало Машеньке медведя.

МАШЕНЬКА: О чём ты, Миша, плачешь?

МЕДВЕДЬ: Я на зелёный свет стоял

                    На жёлтый громко хохотал.

                    На красный свет я стал идти,

                    Но тут машина на пути…

                   И сбила с ног меня она –

                   Ребята, помощь мне нужна!

СКАЗОЧНИК:  Не плачь, Мишка, ребята тебе помогут выучить правила дорожного движения.

Дети по очереди загадывают заранее выученные загадки с опорой на наглядность (дорожный знак, про который загадывают).

  1. Этот знак запомнишь сразу

Три цветных огромных глаза.

Цвет у глаз определённый

Красный, жёлтый и зелёный.

Загорелся красный – двигаться опасно.

Для кого зелёный свет - проезжай, запрета нет  (светофор).

Выходит светофор.

СВЕТОФОР: Здравствуйте, уважаемые пешеходы. Детям знать положено правила дорожные! Ты дружок доверься им: Будешь цел и невредим! Кто это не знает, как правильно переходить дорогу?

Дети отвечают, что все знают.

СВЕТОФОР: А сейчас я проверю, как вы знаете.

Физкультминутка: Светофор показывает красный круг дети присели. Жёлтый – встали. Зелёный – шагают на месте.

СВЕТОФОР: Молодцы. Все знаете и Мишка запомнил. А какие ещё знаки дорожного движения вы знаете?

Дети продолжают загадывать загадки:

2. По полоскам чёрно-белым

    Пешеход шагает смело…

   Кто из вас, ребята, знает

   Что этот знак обозначает?  (пешеходный переход)

3. Если ты собрался с папой

    В зоопарк или в кино,

   Подружиться с этим знаком

   Вам придётся всё равно.

   Без него не попадёте

   Ни в автобус, ни в трамвай

  Значит, вы пешком пойдёте…

Знак дорожный угадай! (остановка транспорта)

4. В круге с красною каймой

Человек идёт домой.

Перечёркнут силуэт –

Что за знак, найди ответ? (проход закрыт).

СВЕТОФОР: Хорошие у вас загадки. А теперь послушайте внимательно мои советы:

- Маленьким детям следует переходить дорогу только в сопровождении взрослых  по пешеходным переходам;

- Нельзя играть на проезжей части;

-Для пешеходов вдоль улиц отведены тротуары. По ним можно ходить, не опасаясь машин;

Светофор предлагает детям выполнить аппликацию «Светофор».


( Появляются Бабушка и Дедушка. На экране избушка.)
СКАЗОЧНИК :  Тут вышли Бабушка и Дедушка к воротам. Видят, дети домой вернулись и Машенька с ними.
БАБУШКА :  Машенька !  Милая наша внученька !   А уж мы без тебя так горевали !
ДЕДУШКА :  Где же ты была, Машенька ? 
МАШЕНЬКА :  Я в лесу заблудилась, и к Медведю в избушку попала. Он меня к вам не отпустил, заставил у него печку топить, ему кашу варить. Вот я и придумала, чтобы он вам пирожки отнес, а сама за ним потихоньку пошла, он меня к вам и привёл вместе с пирожками.
ДЕДУШКА :  Молодец, Машенька !
БАБУШКА :  Умница ты наша !
СКАЗОЧНИК :  Бабушка и Дедушка стали Машеньку обнимать, умницей называть.

Подведение итогов занятия:

БАБУШКА:

  1. Кто встретился вам?
  2. Почему приключилась беда с медведем?
  3. Что вы узнали от светофора?

Бабушка угощает «пирожками» и желает детям всегда соблюдать правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деят...

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми образовательными потребностями – это  дети с      нарушениями, вследствие  которых к ним нужно примен...

Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка составлять различные синтаксические конструкции.

Этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Д...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ"

В статье представлен комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы статьи делятся опытом...

ВАРИАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОРОБОТОВ (BEE-BOT) «ПЧЁЛКА» В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

Эпоха активной информатизации  требует от современного педагога введения в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста современные компьютерные и технические средства. Чем раньше р...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Главным ориентиром жизнеспособности и цивилизованности государства является - здоровья граждан. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит системе образования. Но условиях современного темпа и о...