Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кулага Людмила Викторовна

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразования у детей с ТНР. В соответствии с лексическими темами я использую комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразования у детей с ТНР. В соответствии с лексическими темами я использую комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей.

Например, «Подбери картинку» (классификация предметов) «Найди лишний предмет», «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др., «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, «Назови части», «Подбери соответствующие картинки словам» (Лохматый, косолапый. (медведь) ; Маленькая, быстрая, проворная. (белка) ; «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто) — девочка, медведь. ; (что) — время, дождь. и т. д, «Кто как ест? », «Кто как голос подает? » (подобрать по картинкам как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает? » (Волк (что делает) — воет, бегает, рычит, кусает, грызет) ; «Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое? », «Какая? », «Какой? », «Какие? »). Дети выкладывают лучики: солнце (какое) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;

Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их форм можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определенной мысли, эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которых они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложения. Например: подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

Упражнения на развитие лексики (подбор к действию объектов). Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п. Высказывания детей: “Осенью летает птица, жук, пушинка от ветра, листики желтые летят с дерева”.

Упражнения на установление противоположностей (развитие антонимии) .

Упражнения на развитие словообразования («Назови ласково», «Чей малыш? », «Какой сок? »)

Упражнения на закрепление словоизменения существительных, прилагательных, глаголов («Один-много», «1, 2… 5», «Какого цвета? », «Жадина»)

Упражнения на формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т. д.) .

Упражнения на подбор родственных слов (ель, ельник, еловая) .

Упражнения на подбор эпитетов к предмету. Какие бывают белки? Ответ детей 5—6 лет: маленькие, рыжие, пушистые, умные, озорные, весёлые, смелые, запасливые. Узнавание по эпитетам предмета. Предлагаю детям отгадать, что это: круглый, оранжевый, большой, твёрдый, а внутри мягкий, вкусный, сочный, полезный. Дети отгадывают — апельсин. В составлении таких загадок участвуют сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про дерево: высокая, треугольная, зелёная круглый год, с иголками, главная гостья в Новый год. Что это? (ель) .

Большое, разностороннее влияние на совершенствование речи, активизацию и обогащение словаря ребёнка имеют дидактические игры и упражнения, требующие увеличения концентрации внимания, активизации мыслительных процессов, которые использую на разных стадиях реализации проекта как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. В игре ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

Для пополнения и активизации словарного запаса использую словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач ребёнку необходимо описать предмет или его изображение, составить рассказ по представлению и др. В начале обучения игры упражнения провожу в медленном темпе, т. к. приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение становится игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В таких играх часто использую мяч, который бросаю по своему усмотрению любому участнику игры.

Прежде чем начать игру, стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше.

С самого начала и до конца игры активно вмешиваюсь в ее ход: отмечаю удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадриваю застенчивых, вселяю в них уверенность в своих силах. В некоторых играх за неправильное решение задачи играющие отдают фант, т. е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов очень нравится детям, они с удовольствием выполняют разные задания: имитируют звуки животных, перевоплощаются, выполняют смешные действия, требующие выдумки. Игра становится весёлой, без принуждения и скуки.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразования у детей с ТНР. В соответствии с лексическими темами я использую комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей.

Например, «Подбери картинку» (классификация предметов) «Найди лишний предмет», «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др., «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, «Назови части», «Подбери соответствующие картинки словам» (Лохматый, косолапый. (медведь) ; Маленькая, быстрая, проворная. (белка) ; «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто) — девочка, медведь. ; (что) — время, дождь. и т. д, «Кто как ест? », «Кто как голос подает? » (подобрать по картинкам как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает? » (Волк (что делает) — воет, бегает, рычит, кусает, грызет) ; «Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое? », «Какая? », «Какой? », «Какие? »). Дети выкладывают лучики: солнце (какое) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;

Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их форм можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определенной мысли, эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которых они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложения. Например: подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

Упражнения на развитие лексики (подбор к действию объектов). Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п. Высказывания детей: “Осенью летает птица, жук, пушинка от ветра, листики желтые летят с дерева”.

Упражнения на установление противоположностей (развитие антонимии) .

Упражнения на развитие словообразования («Назови ласково», «Чей малыш? », «Какой сок? »)

Упражнения на закрепление словоизменения существительных, прилагательных, глаголов («Один-много», «1, 2… 5», «Какого цвета? », «Жадина»)

Упражнения на формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т. д.) .

Упражнения на подбор родственных слов (ель, ельник, еловая) .

Упражнения на подбор эпитетов к предмету. Какие бывают белки? Ответ детей 5—6 лет: маленькие, рыжие, пушистые, умные, озорные, весёлые, смелые, запасливые. Узнавание по эпитетам предмета. Предлагаю детям отгадать, что это: круглый, оранжевый, большой, твёрдый, а внутри мягкий, вкусный, сочный, полезный. Дети отгадывают — апельсин. В составлении таких загадок участвуют сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про дерево: высокая, треугольная, зелёная круглый год, с иголками, главная гостья в Новый год. Что это? (ель) .

Большое, разностороннее влияние на совершенствование речи, активизацию и обогащение словаря ребёнка имеют дидактические игры и упражнения, требующие увеличения концентрации внимания, активизации мыслительных процессов, которые использую на разных стадиях реализации проекта как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. В игре ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

Для пополнения и активизации словарного запаса использую словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач ребёнку необходимо описать предмет или его изображение, составить рассказ по представлению и др. В начале обучения игры упражнения провожу в медленном темпе, т. к. приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение становится игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В таких играх часто использую мяч, который бросаю по своему усмотрению любому участнику игры.

Прежде чем начать игру, стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше.

С самого начала и до конца игры активно вмешиваюсь в ее ход: отмечаю удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадриваю застенчивых, вселяю в них уверенность в своих силах. В некоторых играх за неправильное решение задачи играющие отдают фант, т. е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов очень нравится детям, они с удовольствием выполняют разные задания: имитируют звуки животных, перевоплощаются, выполняют смешные действия, требующие выдумки. Игра становится весёлой, без принуждения и скуки.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразования у детей с ТНР. В соответствии с лексическими темами я использую комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей.

Например, «Подбери картинку» (классификация предметов) «Найди лишний предмет», «Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др., «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, «Назови части», «Подбери соответствующие картинки словам» (Лохматый, косолапый. (медведь) ; Маленькая, быстрая, проворная. (белка) ; «Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто) — девочка, медведь. ; (что) — время, дождь. и т. д, «Кто как ест? », «Кто как голос подает? » (подобрать по картинкам как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает? » (Волк (что делает) — воет, бегает, рычит, кусает, грызет) ; «Солнышко» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое? », «Какая? », «Какой? », «Какие? »). Дети выкладывают лучики: солнце (какое) — яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее;

Принимая во внимание, что уточнить конкретные значения слов и их форм можно только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определенной мысли, эти упражнения должны быть направлены не на простое заучивание отдельных слов, а на отработку словосочетаний, в состав которых они входят. При этом словосочетание обязательно включается в предложения. Например: подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.

Упражнения на развитие лексики (подбор к действию объектов). Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п. Высказывания детей: “Осенью летает птица, жук, пушинка от ветра, листики желтые летят с дерева”.

Упражнения на установление противоположностей (развитие антонимии) .

Упражнения на развитие словообразования («Назови ласково», «Чей малыш? », «Какой сок? »)

Упражнения на закрепление словоизменения существительных, прилагательных, глаголов («Один-много», «1, 2… 5», «Какого цвета? », «Жадина»)

Упражнения на формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «нос», «иголка» и т. д.) .

Упражнения на подбор родственных слов (ель, ельник, еловая) .

Упражнения на подбор эпитетов к предмету. Какие бывают белки? Ответ детей 5—6 лет: маленькие, рыжие, пушистые, умные, озорные, весёлые, смелые, запасливые. Узнавание по эпитетам предмета. Предлагаю детям отгадать, что это: круглый, оранжевый, большой, твёрдый, а внутри мягкий, вкусный, сочный, полезный. Дети отгадывают — апельсин. В составлении таких загадок участвуют сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

Составление загадок-описаний по определенному плану (например, про дерево: высокая, треугольная, зелёная круглый год, с иголками, главная гостья в Новый год. Что это? (ель) .

Большое, разностороннее влияние на совершенствование речи, активизацию и обогащение словаря ребёнка имеют дидактические игры и упражнения, требующие увеличения концентрации внимания, активизации мыслительных процессов, которые использую на разных стадиях реализации проекта как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. В игре ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

Для пополнения и активизации словарного запаса использую словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач ребёнку необходимо описать предмет или его изображение, составить рассказ по представлению и др. В начале обучения игры упражнения провожу в медленном темпе, т. к. приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение становится игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В таких играх часто использую мяч, который бросаю по своему усмотрению любому участнику игры.

Прежде чем начать игру, стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше.

С самого начала и до конца игры активно вмешиваюсь в ее ход: отмечаю удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадриваю застенчивых, вселяю в них уверенность в своих силах. В некоторых играх за неправильное решение задачи играющие отдают фант, т. е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов очень нравится детям, они с удовольствием выполняют разные задания: имитируют звуки животных, перевоплощаются, выполняют смешные действия, требующие выдумки. Игра становится весёлой, без принуждения и скуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

"Овощная азбука" Дидактический материал на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет.

Данный дидактический материал содержит комплекс заданий и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также на развитие строя ре...

Дидактическая игра по развитию лексико-грамматического строя речи (родственные слова, предлоги)

Игра помогает  учиться подбирать  семью родственных слов, ориентироваться в пространстве, знакомит с предлогами, их значением....

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Использование дидактического синквейна для развития лексико-грамматического строя и связной речи у детей с речевыми нарушениями.

В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы часто сталкиваемся с трудностями в развитии лексико-грамматического строя и связной речи. Пытаемся находить новые методы и спос...

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»...

Игры для развития лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя п...